Понятие финансового права, содержание, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:41, реферат

Описание работы

Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_finansovomu_pravu.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

2) исчислить причитающуюся сумму налоговых платежей по аналогии с предыдущей деятельностью налогоплательщика (произвести исчисление налога расчетным путём).

Налоговый орган может привлечь правоохранительные органы.

 

Экспертиза

 

Виды экспертизы: основная, дополнительная, повторная. 

Порядок проведения экспертизы регламентируется ст.95 НК РФ.

Существует 2 формы участия эксперта:

1) приглашение эксперта для участия в конкретных контрольных мероприятиях

2) назначение экспертизы

НК содержит противоречие: с одной стороны – эксперт может участвовать в любой налоговой проверке, с другой стороны – основанием для привлечения эксперта является постановление должностного лица, назначившего выездную налоговую проверку.

Основания (условия) проведения экспертизы:

1) необходимость применения специальных познаний в сфере науки, техники, ремесла. Юридические вопросы (вопросы права) не могут ставиться на разъяснение эксперта.

2) заключение договора с экспертом

Привлечение эксперта возможно только на договорной основе. Договор заключается с самим экспертом или с экспертной организацией.

3) наличие постановления о назначении экспертизы

С постановлением знакомится и проверяемое лицо.

К постановлению о назначении экспертизы предъявляются следующие требования:

1) наличие оснований для назначения экспертизы

Что заставляет провести экспертизу (с какой целью она проводится). Познания в какой сфере необходимы для проведения данной экспертизы.

2) наименование эксперта (ФИО, паспортные данные) или экспертной организации

3) указываются вопросы, которые ставятся на разрешение эксперта (эти вопросы не должны выходить за рамки познаний данного эксперта)

4) указывается, какие материалы предоставляются эксперту для исследования.

Права проверяемого лица:

1) заявлять отвод эксперту, если есть основания сомневаться в его беспристрастности

2) предлагать свою кандидатуру эксперта

3) ставить перед экспертом свои вопросы помимо вопросов, поставленных налоговым органом

4) присутствовать во время проведения экспертизы и давать разъяснения эксперту

5) знакомиться с заключением эксперта.

Результатом проведения экспертизы является:

1) экспертное заключение

2) сообщение эксперта о невозможности разрешить поставленные вопросы и дать экспертное заключение.

Экспертное заключение – это письменный акт, содержащий поставленные перед экспертом вопросы и мотивированные ответы на них эксперта. Заключение должно содержать расписку эксперта о предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение обязательно должно быть подписано конкретным экспертом, который проводил исследование.

Сообщение эксперта о невозможности дать экспертное заключение должно быть в письменной форме, должно содержать мотивацию (недостаточность предоставленных материалов или поставленные вопросы выходят за пределы компетенции данного эксперта или т.п.)

Дополнительная экспертиза

 

Дополнительная экспертиза проводится в следующих случаях:

1) если в первоначальной экспертизе были разрешены не все вопросы

2) если первоначальная экспертиза является неполной

3) если первоначальная экспертиза недостаточна по объёму.

Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено как эксперту, проводившему первоначальную экспертизу, так и другому эксперту.

 

Повторная экспертиза

 

Повторная экспертиза проводится в том случае, если есть основания не доверять уже проведённой экспертизе (полагать, что она недостоверна).

Назначение повторной экспертизы поручается только другому эксперту.

 

Привлечение специалистов

 

Специалист – это лицо, привлекающееся к проведению контрольного мероприятия, если необходимы специальные знания.

По сравнению с экспертами специалисты обладают более узким объёмом полномочий. Проверяемое лицо в отношении эксперта обладает более узкими правами (их практически нет).

Специалисты приглашаются для того, чтобы дать пояснения налоговому органу.

В качестве специалиста могут быть приглашены специалист по оценке недвижимости; человек, хорошо знающий конъюнктуру рынка.

Специалисты привлекаются к камеральным контрольным проверкам.

Пояснения специалистов не оформляются и не имеют юридической значимости для вынесения решения.

Проверяемое лицо не может заявлять отводы специалистам, не может предлагать свою кандидату специалиста, не может ставить вопросы перед специалистом.

Специалистом может быть только независимое, беспристрастное лицо. 

Специалист (в отличие от эксперта) может быть допрошен в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении.

Допрос свидетелей

 

Свидетель – это лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Не могут быть допрошены в качестве свидетелей следующие категории лиц:

1) малолетние лица, либо лица, не способные адекватно воспринимать обстоятельства (т.к. их показания могут быть искажены)

2) лица, для которых необходимая для проведения налогового контроля информация о каких-либо обстоятельствах составляет профессиональную тайну (адвокаты, аудиторы).

Допрос свидетеля осуществляется под протокол.

В протоколе должна быть расписка лица, привлекаемого в качестве свидетеля, о предупреждении его об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Протокол допроса свидетеля должен соответствовать общим правилам, предъявляемым к протоколу.

Общие правила оформления протоколов

 

Протокол составляется в случаях, прямо предусмотренных налоговым кодексом.

Протокол ведётся на русском языке.

Обязательные реквизиты, которые должны содержаться в протоколе:

1) наименование

Какое действие происходит, так протокол и называется (протокол допроса свидетеля, протокол осмотра места происшествия и т.п.)

2) место и дата проведения контрольного мероприятия

3) время начала и время окончания проведения контрольного мероприятия

4) должность, ФИО должностного лица, составляющего протокол

5) содержание и последовательность проводимых действий       

6) выявленные существенные фактические обстоятельства

7) протокол должен быть подписан всеми лицами, проводившими допрос свидетеля, а также всеми присутствовавшими лицами (протокол подписывают должностные лица, понятые, представители проверяемого лица).

Протокол зачитывается всем присутствующим.

Присутствующие лица могут вносить свои замечания (замечания оформляются в виде отдельного документа, прилагающегося к протоколу).

К протоколу прикладываются все дополнительные материалы (фотографии, видеосъёмка и т.п.)

 

Оформление результатов выездной налоговой проверки

 

Результатом проверки является Акт выездной налоговой проверки.

Акт составляется налоговым органом в течение 2-х месяцев с момента окончания проведения проверки.

В Акте содержатся мотивированные выводы, описываются обстоятельства и материалы, которые были исследованы в ходе налоговой проверки.

Акт должен быть подписан руководителем проверяемой организации и должностными лицами налогового органа.

Если имеет место отказ или уклонение от подписывания Акта руководителем проверяемой организации, то об этом должна быть сделана соответствующая отметка в Акте.  

Акт передаётся под роспись представителю проверяемой организации либо направляется по почте заказным письмом. В случае отправки по почте считается, что Акт получен через 6 дней.

В течение 2-х недель после получения Акта налогоплательщик имеет право направлять свои возражения налоговому органу вместе с подтверждающими документами.

Через 14 дней Акт передаётся на рассмотрение руководителю налогового органа.

 

Производство по делу о налоговом правонарушении

 

Акт выездной налоговой проверки проверяется в рамках производства по делу о налоговом правонарушении.

Руководителем налогового органа рассматривается Акт и материалы. 

Рассмотрение материалов проводится в присутствии должностных лиц, проводивших проверку, и представителей проверяемой организации. О времени и месте рассмотрения объявляется заблаговременно => отсутствие представителей проверяемой организации не является препятствием для рассмотрения. 

Результатом рассмотрения является вынесение решения. Могут быть вынесены следующие виды решений:

1) решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения

2) решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения

3) решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Решение представляет собой документ, который подписывается руководителем налогового органа и содержит все обстоятельства, которые легли в обоснование принятого решения. Решение состоит из вводной части, затем описываются обстоятельства, мотивировочная часть и результативная часть. Решение содержит конкретную санкцию, с указанием норм НК определяется размер ответственности.

На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимок по налогу и пени.

Копия решения вручается проверяемому лицу под расписку либо направляется по почте заказным письмом (в последнем случае копия решения считается врученной через 6 дней после отправления).

Если в процессе рассмотрения результатов налоговой проверки обнаруживаются признаки иных составов (например, уголовного преступления), то материалы проверки направляются в соответствующие органы.

Несоблюдение процедуры производства по делу о налоговом правонарушении может явиться основанием для обжалования дела в суд.

Решение может быть обжаловано в суд:

  • по материальным основаниям (выводы не соответствуют имеющимся материалам)
  • по процедурным основаниям.

Арбитражные суды придерживаются мнения, что нарушение процедуры производства по делу о налоговом правонарушении не является безусловным основанием для отмены вынесенного решения. Основание появляется только в том случае, если нарушение процедуры могло повлечь принятие неправильного решения.

 

 

Тема: Налоговая ответственность

 

Этот вопрос является проблемным и спорным.

Налоговую ответственность отождествляют с мерами государственного принуждения.

Существует 2 основания (формы) принятия мер государственного принуждения:

1) право восстановительных  мер (взыскание недоимок по налогу и пени)

Существует 2 точки зрения:

1) по своей сути взыскание недоимок по налогу и пени тоже является налоговой ответственностью

2) взыскание недоимок по налогу и пени не является налоговой ответственностью. Т.к. основной целью взыскание недоимок по налогу и пени является исполнение обязанности субъекта по уплате налога.

Конституционный суд РФ придерживается мнения, что основное назначение взыскания пени состоит в возмещении РФ ущерба, понесённого ею в результате неисполнения субъектом обязанности по уплате налога – в случае, если размер пени соразмерен ущербу.

Вывод: взыскание пени и недоимок по налогу налоговой ответственностью не является, это лишь принудительное исполнение обязанности по уплате налога.

2) карательные  меры (наложение дополнительных обязанностей на субъекта). Это есть налоговая ответственность.

 

Понятие налоговой ответственности

 

Существует много подходов к определению понятия налоговой ответственности.

Налоговая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогового кодекса и состоящие в наложении дополнительных юридических обязанностей, применяемые компетентными органами в установленном порядке. Это традиционное определение.

К вопросу о самостоятельности, природе налоговой ответственности существует несколько подходов:

1) существует административная ответственность за налоговые правонарушения и нет оснований для выделения каких-либо особенностей

2) налоговая ответственность является особой разновидностью административной ответственности (имеет специфические черты)

3) налоговая ответственность является самостоятельным видом ответственности, обладает отраслевой спецификой.

В общем выделяется ответственность административная, гражданская, уголовная и дисциплинарная (виды ответственности разделяются по отраслям).

 


Налоговая ответственность


 


В широком смысле:

это ответственность за любые правонарушения в сфере налогов и сборов (возможен любой вид ответственности). Налоговая ответственность – это комплексный институт. 

 

В узком смысле:


налоговой ответственностью являются только те меры государственного принуждения, которые предусмотрены налоговым кодексом.

 

Принципы налоговой ответственности

 

1) принцип законности

2) принцип справедливости

Существует ряд требований к налоговой ответственности:

1) дифференциация налогового наказания

2) соразмерность (наказание должно быть соразмерно нарушению)

3) определённость

4) однократность (за одно нарушение лицо может быть привлечено к ответственности только один раз)

5) индивидуализация

6) обоснованность

3) презумпция невиновности.

 

Понятие налогового правонарушения

 

Широкий подход: налоговое правонарушение – это любое правонарушение в сфере налогов и сборов.

Узкий подход: налоговое правонарушение – это нарушение, наказание (санкция) за которое предусмотрено налоговым кодексом.

Можно выделить также среднюю позицию: когда нарушается норма НК, но само нарушение в НК не поименовано.

Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика