Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Республике Беларусь слово «аудит» стало широко употребляться в сфере предпринимательской деятельности и финансового контроля сравнительно недавно. До конца 80-х гг. были распространены понятия «ревизия» и «контроль», но с изменением форм собственности, а, соответственно, и общественных отношений, с внедрением рыночных механизмов в экономику появилась необходимость создания новых институтов. Среди них появляется новый институт в системе финансового права – аудит.

В мировой  практике аудит как независимый  финансовый контроль имеет более  чем столетнюю историю и широко применяется во всех сферах деятельности. Но в каждой стране для данного института характерны свои особенности

По  сравнению с «ревизией» и «контролем», внутреннее содержание аудита шире и имеет свою специфику. Кроме контрольно-ревизионных функций, аудиторские фирмы и аудиторы представляют широкий спектр иных аудиторских услуг, связанных с консультированием, налоговым и финансовым планированием.

Следует отметить, что экономический контроль в Беларуси становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Данный  институт представляет большой интерес  для научного исследования тем, что  он выполняет важные для общества функции. При этом аудит сам, несомненно, является одним из прибыльных видов  предпринимательской деятельности. Вопрос регулирования и контроля над аудитом в Беларуси стоит достаточно остро. В странах с развитой рыночной экономикой сложился эффективный механизм взаимодействия государственного и общественного профессионального (корпоративного) регулирования и контроля над данным видом предпринимательской деятельности.

К сожалению, данный институт, исходя из объективных  и субъективных факторов развития нашего государства, не имеет пока того важного реального значения как независимый финансовый контроль, ни того доверительного авторитета как во многих других странах. Институт аудита в Республике Беларусь находится еще на стадии становления. Но, несомненно, его дальнейшее развитие будет способствовать выходу страны из кризиса и эффективному развитию экономики.

Отмеченное  выше, а также настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании регулирования аудиторской деятельности с учетом мирового опыта определили выбор темы и актуальность дипломного исследования.

Сложность целей и задач, поставленных в дипломной работе, в значительной степени усугубляется отсутствием в Республике Беларусь фундаментальных правовых исследований, посвященных проблемам аудиторской деятельности, направлениям развития законодательства по этим вопросам и условиях осуществления политической, правовой и социально-экономической реформ. Большинство работ, посвященных аудиту, являются не правовыми исследованиями данного института, а рассматривают методику, процедуры осуществления аудиторской деятельности на основе законодательства. Это относится как к отечественным, так и к российским изданиям.

Нормативную основу дипломной работы составили  Конституция Республики Беларусь [1], законы Республики Беларусь, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, министерств, решения и постановления Верховного Суда Республике Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и другие.

В ходе исследования автор тщательно изучил, проработал и использовал положения  и выводы, содержащиеся в научных  разработках отечественных и зарубежных ученых правоведов и экономистов.

При написании работы использованы труды правоведов по общей теории права и государства С.С. Алексеева, Г.А. Василевича, А.В. Васильева, Т.Н. Нешатаевой, В.Ф. Яковлева и других; по конституционному праву – С.А. Авакьяна, Н.А. Айвазяна, М.В. Баглая, А.И. Попова, С.В. Соловьевой и др.; по финансовому праву – А.В. Брызгалина, С.С. Вабищевич, В.И. Гуреева, С.Г. Пепеляева, А.А. Пилипенко, Т.Н. Пунько, Л.А. Ханкевич, Е.В. Шориной и др.

Использованы и проанализированы также работы многих экономистов – А.С. Бакаева, Ю.А. Данилевского, А.Н. Кашаева, А.О.Левкович, Д.М. Окуневой, Е.В. Поролло, Г.М. Пупко, Н.П. Кондакова, В.М. Родионовой, М.Ю. Медведева, А.Н. Медведева, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Сайфулина, Н.Б. Смирнова, А.Д. Шеремета, Т.А. Шнайдерман и др.

Основной  целью данной работы является комплексный анализ существующих правовых подходов в решении задач становления рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь, а также обобщение международного практического опыта правового регулирования деятельности аудиторских фирм с целью определения оптимального развития аудиторского законодательства, выработки рекомендации по совершенствованию механизмов гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при проведении аудиторской проверки или оказании иных аудиторских услуг.

Поставленная  цель предопределила постановку и решение  следующих задач, посредством которых  они реализуются:

выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;

исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института  и законодательства об аудите в Республике Беларусь;

исследовать механизм осуществления аудиторской  деятельности;

осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности в Республике Беларусь, при проведении аудиторских проверок или предоставлению иных аудиторских услуг.

Предметом исследования является анализ белорусской и зарубежной нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность.

В качестве информационной базы исследования использованы материалы Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь, а также финансово-бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

Методологической  основой исследования явились общенаучные  методы познания, в том числе исторический, формально-логический методы, а также  анализ, синтез, наблюдение и сравнение.

Научная новизна дипломной работы заключается, прежде всего, в том, что в нем предпринята попытка переосмысления с новых научно-методологических позиций ряда проблем, связанных с правовым регулированием аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

Структура дипломной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Сущность и история развития аудита

 

Еще древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система народного собрания, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.

С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы – чиновники, обеспечивающие контроль над поступлением доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами [7, с. 24].

Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.

Зарождение аудита. Аудит в современном понимании этого вида деятельности возник в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок «к счету и мере в британской хозяйственной жизни», когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться в учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия бухгалтер (accountant) выделяется смежное понятие аудитор (auditor). В лондонских деловых кругах аудит был применен в 1200-е гг. Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII–XIV векам. Так, например, в Англии в 1298 г. была проверена деятельность гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета, шерифа и ряда других лиц. А уже в 1324 г. письменным указом короля были назначены аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учетные книги стали фигурировать в 70 качестве доказательств в суде. Приблизительно в это же время среди выборных должностных лиц Лондонского Сити стали значиться аудиторы. И с этого времени в архивах можно встретить большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Таким образом, ранний аудит развивался в двух сферах. Одна – проверка представителями горожан правильности фискальной политики чиновников, другая – проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов [7, с. 24].

У Луки Пачоли (1445–1515), автора «Трактата о счетах и записях» – первая книга, посвященная бухгалтерскому учету, в которой изложены основы науки о бухгалтерском учете, – также можно найти подтверждение о необходимости контроля. Он писал: «Высокий сенат или сеньория жестоко карает неисправных маклеров и бухгалтеров, и я сам припоминаю многих, с которых в прежнее время строго взыскивали за упущения. Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначали лицо, которому поручали расследовать хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях» [7, с. 25].

Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. А в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Родиной аудита считается Великобритания. Уже в 1844 г. здесь принимается пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. В США в 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

О появлении бухгалтеров-аудиторов можно говорить с XVIII века, когда Джордж Уотсон (1645–1723) – первый профессиональный бухгалтер – порекомендовал ряду шотландских предпринимателей проверить их бухгалтерскую отчетность. Проверка дала высокие результаты, и шотландцы стали часто практиковать такие проверки. В то же время развитие и усложнение финансово-хозяйственных процессов обусловили появление профессиональных бухгалтеров-аудиторов. Уже в 1773 г. в адресной книге Эдинбурга значились имена семи аудиторов, а в первом отдельном аудиторском справочнике по Эдинбургу, изданном в 1805 г., были приведены имена 17 аудиторов. К числу первых профессионалов аудиторов относят Уильяма Велш Дейлота. Он был известен как специалист, проявивший себя в аудиторских проверках. Дейлот разработал системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, основы которых до сих пор применяются у него на родине в Англии. По сведениям британского автора Ричарда Брауна, в 1905 г. во всем мире численность аудиторов составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию [9, с. 31].

Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 г. в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, когда в законе об акционерных обществах обязали осуществлять проверку баланса. Однако не было указано, кем должна проводиться проверка – внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.

Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и уже в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера. Постепенно стали появляться законы и юридические акты, устанавливающие статус аудитора и требования, предъявляемые к этой профессии.

Официальное название ревизоров (аудиторов) в разных странах различно. Так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют «привилегированными бухгалтерами» (Chartered Accountants), в США – «присяжными бухгалтерами» или «дипломированными бухгалтерами высшей квалификации» (Certified Public Accountant), во Франции – «бухгалтерами-экспертами» (Expert Comptable) и «комиссарами по счетам» (Commisaire aux covptes), в Германии – «контролер хозяйства» (Wirtschaftsprufer) или «контролер книг» (Buchprufer). В большинстве стран аудитор должен иметь высшее образование, определенный стаж работы, сдать квалификационные экзамены и, конечно, иметь безупречную репутацию [9, с. 32].

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь