Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Второй этап – 1950 г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются «укрепление фирм, специализирующихся на оказании 72 профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг». Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей «Большой пятерки», перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес [7, с. 25].

В Российской Империи (в Беларуси, как ее составной части) аудиторское звание было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табеле о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудиторов был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор. По своему характеру должность аудитора отличалась от западных аудиторов, так как в России аудиторами назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, судебного секретаря, прокурора. В 1833 г. с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно-юридическая академия. С проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена [7, с. 26].

В конце XIX – начале XX веков были сделаны еще попытки (1889 г., 1912 г.) ввести аудит в России. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права и последовавший за этим экономический подъем. В конце 1891 – начале 1892 гг. на первом съезде присяжных счетоводов была поставлена задача образовать особую группу «сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручалось обревизирование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях». Проект Положения об Институте присяжных счетоводов был подготовлен обществом счетоводов (под руководством Федора Бенедиктовича Езерского) и в 1898 г. был представлен на обсуждение. Основные требования этого проекта определяли организационную структуру института права и обязанности присяжных счетоводов.

Первое упоминание о создании первой общественной организации бухгалтеров России датируется 1894 г., когда 18 декабря на торжественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти Луки Пачоли И.Д. Гопфенгаузер обратился с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В необходимости создания подобного института были заинтересованы не только коммерсанты. Так, Министерство Императорского двора в своем отзыве № 8100 от 20.12.1899 г. отметило, что «постоянно обнаруживающийся недостаток в лицах, пригодных к замещению должностей бухгалтеров и счетных работников вызывает настоятельную необходимость принять меры к объединению их в одно дисциплинарное сословие». Морское министерство в своем отзыве № 1749 от 16.01.1900 г. указывало, что «учреждение названного института представляется в настоящее время, когда торговля и промышленность достигли у нас наибольшего развития, мерой не только полезной, но и своевременно необходимой». Кроме этого, во дворце Его Высочества князя Александра Михайловича – шурина Николая II – состоялось специальное совещание, посвященное рассмотрению этого вопроса. Однако проект И.Д. Гопфенгаузера не был утвержден Государственным советом, и поэтому эта попытка внедрения аудита в России не удалась. Следующую попытку организации независимого контроля в России осуществило Московское общество бухгалтеров в лице его председателя Ф.И. Бельмера, созвав 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909 г. Однако идея не была поддержана ни государством, ни обществом [9, с. 34].

Очередная попытка внедрения аудита связана с историей молодой социалистической России, когда в мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, который в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Этот исторический период характеризовался очередным подъемом в экономике страны и попытками создания рыночных отношений. В результате этих экономических реформ в 1924 г. было принято решение о создании при НК РКИ СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он основывался «в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности». Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно-административной системе, характеризующейся, в основном, государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась [7, с. 27].

В конце 80-х гг., когда в Советском Союзе стали возникать и развиваться рыночные отношения, в обществе появились новые субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий, возникла объективная необходимость в контроле независимых экспертов. Происходящие в экономике изменения послужили толчком к очередной попытке организации аудиторской деятельности.

1.2. Место аудита в системе финансового контроля

 

Одним из институтов финансового права является финансовый контроль. Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Кратко  рассмотрим содержание и структуру  финансового контроля. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий [16, с. 77].

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Республики Беларусь и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Департаменты государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Республики Беларусь. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства Республики Беларусь по налогам и сборам, а также Национальный банк Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством [5, с. 29].

Основные  задачи государственного финансового  контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами  системы внутреннего контроля экономических  субъектов являются внутренний аудит  и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения – управления (отделы) внутреннего аудита [5, с. 30].

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять, в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу  фирм ФРГ, создают у себя подразделения  контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений  и самих контролеров можно  охарактеризовать как «управление  управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя  аудиторская деятельность может  охватывать все экономические организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров [32, с. 149].

При проведении аудита применяются специальные  приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии  отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

 

1.3. Виды аудита

 

В рыночной экономике важную роль играет достоверная  информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия  для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет  однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».

Так, например Р. Адаме характеризует  аудит как» деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности» [17, с. 66].

Ю.М. Иткин пишет, что аудит – это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется «независимыми дипломированными бухгалтерами, не работающими в данной компании».

Международные нормативы аудита определяют его  как «независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения».

Аудиторская деятельность – независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

Становление рыночных отношений привело к  появлению большого количества новых  нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и  отчетности, налогообложения, порядок  формирования себестоимости, которые  не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение эффективности их деятельности [21, с. 40].

Исходя  из сказанного, понятие аудита значительно  шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь