Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Если  в финансовых отчетах встречаются  неточности, по которым у аудитора и администрации проверяемого предприятия возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

 

3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц.

В настоящее  время на основе МСА разработано 38 республиканских правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита.

Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к МСА, при  этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь[14, с. 78].

Применять стандарты аудиторской деятельности других стран согласно особенности  проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь можно в том  случае, если отсутствует стандарт, необходимость применения которого в определенной области доказуема [26].

На 1 января 2011 года в Республике Беларусь действуют следующие правила  аудиторской деятельности (ПАД):

Международные стандарты аудита (МСА):

– 200 – общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита – МСА включают дополнительные разделы, содержащие требования к определению аудиторского риска и существенности, приемлемости принципов финансовой отчетности, порядку выражения мнения в отношении финансовой отчетности. В настоящее время разрабатывается новая редакция республиканских ПАД;

– 210 – условия аудиторских заданий  – республиканские ПАД включают дополнительные положения, соответствующие  законодательству Республики Беларусь, в части определения существенных условий договора (прав и обязанностей аудиторской организации и аудируемого лица, ответственности сторон и др.). МСА включают дополнительный раздел, описывающий действия аудитора при обращении клиента об изменении условий аудиторского задания на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности;

– 220 – контроль качества аудита финансовой отчетности – республиканские ПАД  включают положения МСА 220, устанавливающего порядок реализации внутрифирменных  процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания, и положения Международного стандарта по контролю качества (МСКК 1), устанавливающего основные принципы и процедуры в отношении обязанностей фирмы по организации системы контроля за качеством проводимого аудита;

– 230 – аудиторская документация – рабочая документация республиканских ПАД оформляется в соответствии с разработанными методиками проведения аудита, правилами аудиторской деятельности аудиторской организации, отражающими ее конкретные требования к проводимому аудиту и собственный подход к оформлению рабочей документации;

– 240 – ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности, 250 – учет законов и  нормативных актов при аудите финансовой отчетности;

– 260 – обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями;

– 265 – сообщение о недостатках  системы внутреннего контроля лицам, наделенным руководящими полномочиями и руководству субъекта;

– 300 – планирование аудита финансовой отчетности – республиканские ПАД содержат норму о включении в план обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности существенных вопросов в объеме, не менее предусмотренного данным правилом перечня;

– 315 – определение и оценка рисков существенных искажений на основе понимания субъекта и его среды;

– 320 – существенность в планировании и проведении аудита;

– 330 – действия аудитора в ответ на оцененные риски;

– 402 – аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций – МСА устанавливает действия аудитора, клиент которого пользуется услугами сторонней организации по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

– 450 – оценка искажений, выявленных в  ходе аудита – МСА определяет понятия  «искажение», «несущественные искажения», «очевидно незначительные искажения», «уровень незначительности», содержит положения и ряд обязанностей аудитора в отношении оценки выявленных искажений;

– 500 – аудиторские доказательства;

– 501 – аудиторские доказательства  – в республиканских ПАД содержится дополнительно ссылка на применение норм республиканских ПАД «Использование результатов работы другой аудиторской организации» (когда аудиторская организация проводит аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, включающей показатели одного или нескольких его структурных подразделений, аудит которых проводит другая аудиторская организация);

– 505 – внешние подтверждения  –  МСА дополнительно включает норму  о необходимости при проведении оценки результатов процесса внешнего подтверждения руководствоваться МСА 330 – аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски;

– 510 – первичные аудиторские задания  – начальные сальдо;

– 520 – аналитические процедуры  –  в МСА приводится более подробный  порядок действий аудитора по выполнению аналитических процедур: в качестве процедур оценки риска, процедур проверки по существу и при проведении общей обзорной проверки в ходе завершения аудита;

– 530 – аудиторская выборка – МСА 530 содержит ряд дополнительных норм, в части выбора аудитором подхода к разработке аудиторской выборки, определения понятия «допустимая ошибка», проведения аудиторских процедур. В настоящее время разрабатывается новая редакция республиканских ПАД;

– 540 – аудит расчетных оценок, включая  расчетные оценки справедливой стоимости и соответствующих раскрытий – республиканские ПАД содержат обусловленные требованиями законодательства Республики Беларусь особенности в части определения основных оценочных значений, используемых в бухгалтерском учете. Новая редакция МСА 540 включает нормы ранее действовавшего МСА 545 «Аудит формирования и раскрытия справедливой стоимости», устанавливающего требования к проведению аудита формирования справедливой стоимости и ее раскрытия в финансовой отчетности, составленной по МСФО;

– 550 – связанные стороны – в  Республиканских ПАД содержится норма, что при необходимости  аудиторской организации следует  запросить у руководства письменные разъяснения по вопросам полноты  представления и правильности раскрытия  информации о связанных сторонах. В МСА данная норма носит обязательный, а не рекомендательный характер;

– 560 – последующие события – республиканские  ПАД содержат обусловленные требованиями законодательства Республики Беларусь особенности;

– 570 – непрерывность деятельности;

– 580 – заявления руководства;

– 600 – специальные рассмотрения –  аудит финансовой отчетности группы – в МСА приводится более подробный  порядок действий аудитора по выполнению аудита финансовой отчетности группы компаний;

– 610 – использование работы внутренних аудиторов;

– 620 – использование работы эксперта аудита – республиканские ПАД  содержат отличия, обусловленные требованиями законодательства Республики Беларусь;

– 700 – формирование мнения и заключение по финансовой отчетности, 705 – модификации мнения в заключении независимого аудитора, 706 – абзац, привлекающий внимание, и прочие поясняющие параграфы в заключении независимого аудитора ;

– 710 – сопоставимые данные – соответствующие  показатели и сопоставимая финансовая отчетность – нормы МСА 710 содержатся в республиканских ПАД «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности» МСА 710, в отличие от республиканских ПАД, содержит ряд дополнительных норм, определяющих действия аудитора при проведении аудита сопоставимой финансовой отчетности и проверке соответствующих показателей;

– 720 – ответственность аудитора в  отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность;

– 800 – аудит финансовой отчетности составленной в соответствии с заданиями специального назначения, 805 – аудит отдельных финансовых отчетов и определенных элементов, счетов и статей финансовой отчетности, 810 – задания о составлении отчета по обобщенной финансовой отчетности;

Положения по международной практике аудита:

– 1000 – процедуры межбанковского подтверждения – Положение 1000 предоставляет практическое руководство по межбанковским процедурам подтверждения для внешних независимых аудиторов, а также для сотрудников банков – внутренних аудиторов и инспекторов;

– 1004 – взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов – Положение 1004 содержит практические рекомендации по взаимодействию банковских инспекторов и внешних аудиторов;

– 1006 – аудит финансовой отчетности банков – Положение 1006 предоставляет практические рекомендации по применению МСА в контексте аудита международных коммерческих банков. Данное положение может применяться также при аудите коммерческих банков, осуществляющих деятельность только в одной стране;

– 1010 – учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности  – республиканские ПАД в соответствии с законодательством Республики Беларусь содержат особенность в части сообщения собственнику и руководству аудируемого лица о нарушениях экологического законодательства, в результате которого причинен или может быть причинен вред окружающей среде, физическим лицам или государству;

– 1012 – аудит производных финансовых инструментов  – Положение 1012 предоставляет  практическое руководство по планированию и выполнению аудиторских процедур с целью подтверждения утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность, в отношении производных финансовых инструментов;

– 1013 – электронная торговля – влияние  на аудит финансовой отчетности  – Положение 1013 предоставляет практическое руководство по проведению аудита предприятий, осуществляющих торговую деятельность посредством глобальной компьютерной сети (Интернет);

Международные стандарты для заданий  по обзорным проверкам:

– 2400 – задания по обзорной проверке финансовой отчетности  – стандарт 2400 устанавливает обязанности аудитора при проведении обзора финансовой отчетности, а также форму и содержание заключения по результатам обзорной проверки;

– 2410 – обзорная проверка промежуточной  финансовой информации, проводимая независимым  аудитором субъекта  – стандарт 2410 устанавливает обязанности аудитора по проведению обзорной проверки промежуточной финансовой информации, а также форму и содержание заключения по результатам обзорной проверки;

Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность:

– 3000 – задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации –  стандарт 3000 устанавливает основные принципы и необходимые процедуры  проведения заданий по обеспечению  уверенности, отличных от аудита или обзорных проверок финансовой информации;

– 3400 – проверка прогнозной финансовой информации  – республиканские  ПАД включают нормы законодательства Республики Беларусь, в части отнесения  услуги по анализу прогнозной финансовой информации к сопутствующим аудиту услугам и подготовки отчета по результатам проведения анализа в соответствии с республиканскими ПАД «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию»;

Международные стандарты по сопутствующим  услугам:

– 4400 – задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации;

– 4410 – задания по компиляции финансовой отчетности  – стандарт 4410 устанавливает  порядок проведения заданий по подготовке финансовой информации, форму и содержание отчета, составленного по результатам задания, раскрывает цели задания, сроки выполнения, особенности планирования и документирования, основные процедуры.

В настоящее  время в Республике Беларусь реализуется план приведения республиканских правил аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита, который предусматривает: разработку республиканских правил в соответствии с МСА (нововведение) – правила аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита» , III кв. 2011г. – МСА 260 «Сообщение информации лицам, наделенными руководящими полномочиями». В настоящее время Министерством финансов осуществляется сбор и изучение материалов, необходимых для подготовки проекта акта; формируется структура проекта правил; внесение изменений и дополнений в соответствии с Международными стандартами аудита в следующие республиканские ПАД: а) «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2007 № 187) – Международный Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, I кв. 2011г. В настоящее время Министерством финансов осуществляется изучение необходимых материалов, анализ соответствия требований законодательства Республики Беларусь положениям Международного Кодекса этики профессиональных бухгалтеров; б) «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114) – МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», II кв. 2011г. В настоящее время Министерством финансов осуществляется изучение необходимых материалов, анализ соответствия требований законодательства Республики Беларусь положениям МСА; подготовка к рассмотрению и утверждению ПАД (проектный статус): а) «Аудиторская выборка» (утверждены постановлением МФ от 09.07.2001 № 77) – МСА 530 «Аудиторская выборка», IV кв. 2011г. В настоящее время Министерством финансов изучается международный опыт, осуществляется сбор материалов, необходимых для подготовки проекта правил; б) «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого юридического лица или индивидуальным предпринимателем» (утверждены постановлением МФ от 11.03.2002 № 35) – МСА 580 «Заявления руководства», IV кв. 2011г. В настоящее время Министерством финансов изучается международный опыт, осуществляется сбор материалов, необходимых для подготовки проекта правил [26].

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь