Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.
Финансы —экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре. Распределительная функция — перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов по бюджетам всех уровней (федеральный, региональный и местный) Контрольная — осуществление фин.контроля за результатами производств.-фин. деятельности, а также за процессом формирования, распределения и использования фондов ден.средств. Обеспечивающая – формирование в необходим объеме ден.средств для обеспечения деятельности государства и обеспечения стратегических целей его развития. Финансовая деятельность – вид деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов ден.средств, используемых для удовлетворения определенных потребностей. Принцип законности - вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права. Принцип федерализма – исходя из фед.бюджета составляются бюджеты субъектов и местные. Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и единства денежной системы. Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов. Приоритет в области фин. деятельности государства и мун.образований представительных органов перед исполнительными органами гос.власти – власть подчинения по вертикали
2. Финансовая система РФ и ее институты.
Финансовая система – совокупность фин.институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию фондов денежных средств. Иногда под финансовой системой государства понимается совокупность гос.органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность. Финансовую систем составляют следующие фонды денежных средств: Гос.финансы 2. Финансы хозяйствующих субъектов 3. Местные финансы 4. Фонды страхования 5. Кредит (государственный и банковский). Все фонды ден.средств делятся на централизованные (общегосударственные: бюджет, внеб. фонды, банковская система, страх. звено, фондовый рынок) и децентрализованные (негосударственные: дом.хозяйства, хоз. субъекты, ОАО, ЗАО, ООО, ГУП, МУП). К централиз. относятся ден.средства, поступающие в распоряжение государства как властного субъекта; средства, аккумулированные в бюдж.систему государства, гос.внеб.фонды, гос.страхование (личное и имущ.), кредит (гос. и банк.). К децентрализованным относятся финансы предприятий различных форм собственности, образуемые засчет собственных средств, а также за счет средств бюдж.ассигнований; также отраслевые и межотраслевые внеб.фонды.
3. Методы и формы финансовой деятельности.
Финансовая деятельность – вид деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов ден.средств, используемых для удовлетворения определенных потребностей. Формы Правовые: издание правовых актов, носящих финансово- правовой характер; издание индивидуальных правовых актов; заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств; реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения; привлечение лиц, совершающих в сфере финансовых правоотношений правонарушения. Неправовые: Проведение совещаний; Финансово — экономический анализ; Прогнозирование; Разъяснение финансового законодательства.
Методы 1) Собирание: налоговый метод (налоги), опред.взносы ден.средств, добровольные (вклады населения в банки), пошлины: госуд., судеб. и таможенные, приобретение акций и облигаций, страхование имущества, личности, ответственности (позволяет привлечь ден.средства и использовать их в обороте), штрафы. 2. Распределение: финансирование – плановая целевая безвозмездная и безвозвратная выдача ден.средств из бюджета (финанс-е школ, дет.садов, субсидии), кредитование – плановая целевая, но возмездная и возвратная выдача ден.средств (гос. и банк. кредитование), страховое возмещение – выдача пенсий, пособий, выдача расчетов по ценным бумагам и т.д.
4. Понятие и виды финансово-правовых актов.
Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения гос. органов и органов МСУ по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств предприятий и граждан перед гос-вом, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов гос-ва. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности гос; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.
5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
Финансовую деятельность
осуществляют все без
6. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере финансовой деятельности.
Среди специализированных
органов финансово-кредитной
7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
Финансовое
право —совокупность норм
8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
Финансово-правовая норма — это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования. Финансово-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. 1) В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений выделяют следующие их основные виды: обязывающие финансово-правовые нормы — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия; запрещающие финансово-правовые нормы — регулируют пассивное поведение субъектов фин.отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих фин.дисциплину и законность. Например, юридическим лицам запрещено осуществлять между собой денежные расчеты в наличной форме на сумму более чем 60 тыс. руб. в день; уполномочивающие финансово-правовые нормы — содержат дозволение опред.органам или долж.лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме. Например, субъекты РФ имеют право осуществлять внутренние заимствования. 2) По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-
9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Субъекты финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Состоят из: 1. субъекты (участники): физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. 2. объекты: деньги и ден.обязательства 3. содержание – права и обязанности сторон. Особенности финансовых правоотношений: они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств – имущественный характер; одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления – властный характер; императивный метод. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами фин.права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юр. и физ.лиц фин.прав и обязанностей. 1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им; 2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений: бюджетные; налоговые; организация финансов государственного предприятия; организация государственного страхования; иные.
10. Правовые основы финансового контроля.