Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

     Финансы —экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре. Распределительная функция — перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов по бюджетам всех уровней (федеральный, региональный и местный) Контрольная — осуществление фин.контроля за результатами производств.-фин. деятельности, а также за процессом формирования, распределения и использования фондов ден.средств. Обеспечивающая – формирование в необходим объеме ден.средств для обеспечения деятельности государства и обеспечения стратегических целей его развития. Финансовая деятельность – вид деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов ден.средств, используемых для удовлетворения определенных потребностей. Принцип законности - вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права. Принцип федерализма – исходя из фед.бюджета составляются бюджеты субъектов и местные. Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и единства денежной системы. Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов. Приоритет в области фин. деятельности государства и мун.образований представительных органов перед исполнительными органами гос.власти – власть подчинения по вертикали

 

2. Финансовая система РФ и ее институты.

    Финансовая  система – совокупность фин.институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию фондов денежных средств. Иногда под финансовой системой государства понимается совокупность гос.органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность. Финансовую систем составляют следующие фонды денежных средств: Гос.финансы 2. Финансы хозяйствующих субъектов 3. Местные финансы 4. Фонды страхования 5. Кредит (государственный и банковский). Все фонды ден.средств делятся на централизованные (общегосударственные: бюджет, внеб. фонды, банковская система, страх. звено, фондовый рынок) и децентрализованные (негосударственные: дом.хозяйства, хоз. субъекты, ОАО, ЗАО, ООО, ГУП, МУП). К централиз. относятся ден.средства, поступающие в распоряжение государства как властного субъекта; средства, аккумулированные в бюдж.систему государства, гос.внеб.фонды, гос.страхование (личное и имущ.), кредит (гос. и банк.). К децентрализованным относятся финансы предприятий различных форм собственности, образуемые засчет собственных средств, а также за счет средств бюдж.ассигнований; также отраслевые и межотраслевые внеб.фонды.

 

3. Методы и формы финансовой деятельности.

Финансовая деятельность – вид деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов ден.средств, используемых для удовлетворения определенных потребностей. Формы Правовые: издание правовых актов, носящих финансово- правовой характер; издание индивидуальных правовых актов; заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств; реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения; привлечение лиц, совершающих в сфере финансовых правоотношений правонарушения. Неправовые: Проведение совещаний; Финансово — экономический анализ; Прогнозирование; Разъяснение финансового законодательства.

Методы 1) Собирание: налоговый метод (налоги), опред.взносы ден.средств, добровольные (вклады населения в банки), пошлины: госуд., судеб. и таможенные, приобретение акций и облигаций, страхование имущества, личности, ответственности (позволяет привлечь ден.средства и использовать их в обороте), штрафы. 2. Распределение: финансирование – плановая целевая безвозмездная и безвозвратная выдача ден.средств из бюджета (финанс-е школ, дет.садов, субсидии), кредитование – плановая целевая, но возмездная и возвратная выдача ден.средств (гос. и банк. кредитование), страховое возмещение – выдача пенсий, пособий, выдача расчетов по ценным бумагам и т.д.

 

4. Понятие и виды финансово-правовых актов.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения гос. органов  и органов МСУ по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств предприятий и граждан перед гос-вом, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов гос-ва. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности гос; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

 

5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

     Финансовую деятельность  осуществляют все без исключения  государственные органы, так как  выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия не напрямую, в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание осуществляет полномочия в сфере финансового контроля. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Он обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию. Исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д. Среди специализированных органов особо выделяется Министерство финансов РФ . Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Также к ним относятся: Фед.казначейство, ЦБ РФ, Счетная палата, ФНС России, фед.служба фин.-бюдж.надзора, фед.служба фин.мониторинга и контроля, таможенные органы.

 

6. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере финансовой деятельности.

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции  особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности..Основными задачами Минфина России являются: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др. Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др. Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка. Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

 

7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.

     Финансовое  право —совокупность норм права,  регулирующих общественные отношения,  возникающие в процессе финансовой  деятельности государства и мун.образований  для обеспечения бесперебойного функционирования, осуществления задач и функций в каждый период обществ.развития. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам. Предметом финансового права являются общественные отношения: 1) возникающие в процессе осуществления государством деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств – организационный характер. 2) в этих отношениях участвуют уполномоч.гос.органы, наделенные соотв.властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений – носят властный характер. 3) объектом этих отношении всегда являются деньги ил идеен.обязательства, связанные с образованием и использованием ден.фондов – отношения имеют имущ.характер. Метод финансового права: 1) императивный. Исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов); 2) диспозитивный (м.дозволения) Преобладает императивный метод. Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие. Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности. Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.

 

8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.

     Финансово-правовая норма — это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования. Финансово-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. 1) В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений выделяют следующие их основные виды: обязывающие финансово-правовые нормы — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия; запрещающие финансово-правовые нормы — регулируют пассивное поведение субъектов фин.отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих фин.дисциплину и законность. Например, юридическим лицам запрещено осуществлять между собой денежные расчеты в наличной форме на сумму более чем 60 тыс. руб. в день; уполномочивающие финансово-правовые нормы — содержат дозволение опред.органам или долж.лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме. Например, субъекты РФ имеют право осуществлять внутренние заимствования. 2) По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют все виды и объм ден.обязательств юр. и физ.лиц перед государством; определяют объем и направления расходов государства, т.е. закрепляют юр.права и обязанности участников фин.правоотношений. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права.3) в зависимости от характера регулируемых отношений: бюджетные, налоговые, страховые, в области фин.контроля и др.

 

9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Субъекты финансовых правоотношений.

     Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Состоят из: 1. субъекты (участники): физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. 2. объекты: деньги и ден.обязательства 3. содержание – права и обязанности сторон.  Особенности финансовых правоотношений: они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств – имущественный характер; одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления – властный характер; императивный метод. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами фин.права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юр. и физ.лиц фин.прав и обязанностей. 1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им; 2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений: бюджетные; налоговые; организация финансов государственного предприятия; организация государственного страхования; иные.

 

10. Правовые основы финансового контроля.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"