Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

58. Правовое регулирование расчетов инкассо.

     Расчеты  по инкассо представляют собой  банковскую операцию, посредством  которой банк – эмитент, по  поручению и за счет средств  клиента на основании расчетных  документов осуществляет действия  по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк- эмитент вправе  привлекать другой – исполняющий банк. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежного требования, оплата которого может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовое поручение, оплата которого производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование применяется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Они могут быть с предварительным акцептом или без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях      установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору. Расчеты с использованием платежных требований - инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа а не от стороны, обязанной производить платеж за уже отгруженные товары. Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров должна предусматриваться возможность её использования в договоре. Использование платежного требования как формы безналичных расчетов в предпринимательской деятельности позволяет организовать оперативную и эффективную систему расчетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Их применение особенно важно для субъектов хозяйствования, имеющих большую потребительскую сеть оптовых поставок. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств устанавливается законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контролирующие функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.   Возможность реального использования механизма безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета плательщика, если такой механизм заложен в основном договоре, законодатель связывает с обязательным существованием еще одного условия – предоставления плательщиком обслуживающему банку (то есть банку, в котором открыт соответствующий расчетный счет плательщика) права на осуществление безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета.    ательщик обязан предоставить в обслуживающий его банк сведения - о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, либо инкассовые поручения; наименование товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи; сведения об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

 

 

59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.

    Чек  – это ценная бумага, содержащая  ничем не обусловленное распоряжение  чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодердателю. Чекодатель является юридическим лицом, имеющим денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – юридическим лицом, в пользу которого выдан чек, плательщик – банком, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек является ценной бумагой и должен содержать установленные ГК обязательные реквизиты, отсутствие которых лишает чек юридической силы. Наличие в чеке дополнительных условий, тем не менее, не влияет на его действительность.   Указанную в чеке сумму банк – плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных им на отдельном счете, но не свыше той суммы, которую банк гарантировал по согласованию с чекодателем. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк, по согласованию с чекодателем, может оплатить чек за счет собственных средств. Чекодателя и плательщика не связывают какие – либо обязательства. Срок оплаты сумм по чеку, в отличие от оплаты векселя, устанавливается законом. Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации предусматривают, что чек предъявляется к оплате в 10-дневный срок со дня выписки. Плательщик обязан проверить подлинность чека и правомочия чекодателя путем сверки данных и подписи чекодателя, номера его счета с соответствующими сведениями, указанными в чековой карточке. При оплате чека, представленного в банк на инкассо, плательщик обязан проверить правильность индоссаментов (их непрерывность, отсутствие индоссамента, учиненного плательщиком). Плательщик не обязан проверять подлинность подписи индоссантов. Убытки, возникшие в результате оплаты чека, не отвечающего установленным требованиям, либо содержащего сведения, не соответствующие данным чековой карточки, несет  банк – плательщик. Во всех случаях, когда вина плательщика в оплате чека, предъявленного к оплате недобросовестным приобретателем, не доказана, убытки несет чекодатель.   При передаче прав по чеку индоссамент должен быть написан на обороте чека или на присоединенном к нему листке, содержать подпись индоссанта и дату совершения индоссамента. При отказе плательщика от оплаты по чеку чекодатель вправе предъявить исковые требования к каждому или ко всем обязанным лицам (чекодателю, индоссантам и авалистам). Эти лица должны быть своевременно извещены об отказе в платеже.

      РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ  Платежное поручение – распоряжение  владельца счета (плательщика)  обслуживающему его банку, оформленное  расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытом в этом же или другом банке. Выполняя поручение своего клиента, банк действует как комиссионер. При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить её перевод на счет получателя. То есть платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступают на счет получателя. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. Платежными поручениями могут производиться: перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги; перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонд перечисление денежных средств в целях возврата или размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процентов по ним; перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться и для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Расчеты с использованием платежных поручений – наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов.    

 

60. Понятие и структура валютных правоотношений.

Валютные  правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей. Структура: субъект, объект, содержание (права и обязанности субъекта). Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности, внутр.ценные бумаги, иностранная валюта. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в качестве субъектов отношений, регулируемых валютным законодательством, выделяет резидентов и нерезидентов.

Резиденты: физ.лица являющиеся гражданами РФ, за искл. граждан РФ, постоянно проживающих на территории иностр.государства. постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностр.граждане и лица без гражданства. находящиеся за пределами РФ представительства, филиалы и иные подразделения резидентов. юр.лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. дипломатич.представ-ва, консульские учреждения, иные офиц.предст-ва РФ, находящиеся за ее пределами. РФ, ее субъекты.

Нерезиденты: физ.лица, не являющиеся резидентами юр.лица созданные в соответствии с зак-вом иностр.государств и имеющих местонахождение за пределами РФ. организации, не являющиеся юр.лицами, созданные в соотв-и с зак-вом иностр.гос-в и имеющие местонахождение за пределами РФ. аккредитованные в РФ диплом.представительства и консул.учреждения иностр.государств и постоянные представительства иностр.государств при межправ. И межгосуд.учреждениях. межгосуд. и межправ. Организации, их филиалы и представительства в РФ. иные лица, не являющиеся резидентами. Также к субъектам относятся орагны валютного регулирования и органы валютного контроля.

 

61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в РФ.

Валютное регулирование  — это деятельность государственных  органов, направленная на регламентирование  порядка совершения валютных операций. Цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики эффективной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Регулирование валютных отношений осуществляется с учетом экономических задач государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей и др. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определил следующие основные принципы валютного регулирования: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение). Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.

 

62. Понятие и виды валютных операций.

Валютные операции — это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок, характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения. Многообразие валютных операций предполагает их классификацию по различным основаниям. С правовой точки зрения предпочтительнее выделить следующие основания классификации валютных операций: по содержанию, по форме и по субъектному составу. По содержанию выделяют следующие виды валютных операций: 1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; 2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 4) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг; 5) перевод иностранной и российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ. По форме выделяется обособленная группа валютных операций: валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами. По субъектному составу валютные операции подразделяются на три вида: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением, валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса.

 

63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.

Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля являются: 1) уполномоченные банки, подотчетные Банку России; 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 3) таможенные органы; 4) налоговые органы.

 

64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Федеральным законом  «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями: 

1) проводить  проверки соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;  2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;  3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок не менее 7 рабочих дней. 4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 5) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.  6) запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (документы, удостоверяющие личность, о гос.регистрации физ.лица в качестве ИП, удостоверяющие статус юр.лица, свидетельство о постановке на учет в нал.органе и др.). Законодательство запрещает агентам валютного контроля требовать от проверяемых субъектов предоставления документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции. Агенты вал.контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства и актов валютного регулирования. 2) представлять органам вал.контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием в порядке, установленном актами вал.законодательства и актами органов вал.регулирования. 3) сохранять банковскую служебную тайну.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"