Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
Обязательное страхование является государственным в тех случаях, когда в качестве страхователя по данному виду страхования выступает государство в лице своих органов или государственные унитарные предприятия. Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является государственное регулирование системы страхования. Принципы обязательного страх-ия: законность (всё страхование в силу действия закона), бессрочность (сроков не существует, пока существует субъект и есть страховка), бесдокументальность (в законе всё прописано), нормированность (все тарифы для всех страховых компаний), автоматичность (автоматич. начало страхования при появлении объекта). К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
установление
основ правового регулирования
данного вида страхования; установление
видов обязательного
52. Правовое регулирование страхового надзора.
СТРАХОВОЙ НАДЗОР - контроль за деятельностью страховых учреждений, осуществляемый государственными органами. Конституция устанавливает положение, согласно которому, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей для всей системы страхового дела. Сложность нормативно-правового регулирования страхования состоит в том, что страхование регулируется нормами гражданского, финансового и административного права. Чтобы не путаться в многочисленных нормативно-правовых актах, касающихся регулирования страхования, в общем, и страхового надзора, в частности, ученые проводят их классификацию. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Страховой надзор включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела,; контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела; выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями. Федеральная служба страхового надзора как орган государственного страхового надзора осуществляет, в частности, следующие функции: выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности на территории России и ведет их единый государственный реестр; осуществляет регистрацию страховых брокеров и ведет их реестр; обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании…при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании дает им предписания по устранению нарушений. Кроме органа страхового надзора, государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговые органы (которые осуществляют контроль за уплатой налогов), Центральный банк РФ (который контролирует проведение страховых операций в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике (на который возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке) и др.
53. Правовые основы регулирования денежного обращения в Российской Федерации.
Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики. Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются: обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями; поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны; обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции РФ, Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности"; нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка РФ. Денежная система РФ - это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя: официальную денежную единицу (банкноты - билеты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация - повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация - обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги (банковские билеты -- банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются. В соответствии с указанием Центрального банка РФ предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами установлен в сумме 60 тыс. руб. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке». При наличных расчетах используются кассовые операции - совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Кассовые операции различных субъектов значительно отличаются. Можно выделить три группы субъектов, осуществляющие кассовые операции: банки и другие кредитные организации; предприятия, учреждения и организации; предприятия и организации, непосредственно принимающие от населения платежи за товары, услуги и работы.
55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
В
настоящее время порядок
56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
Термином "расчеты" обычно называют процесс исполнения денежных обязательств. Способ расчетов может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований. Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства. Использование наличной иностранной валюты на территории РФ для расчетов ограничено валютным законодательством. Правовая природа наличных денег имеет двойственный характер. С одной стороны, деньги рассматриваются как вещь движимая, заменимая и потребляемая. С другой стороны, несравненно чаще, чем как вещь, деньги являются в сделках гражданского права просто как то или другое количество единиц ценности. Наличные денежные расчеты в валюте РФ между юридическими лицами РФ ограничены законодательством. В соответствии с указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. Под безналичными расчетами обычно понимают процедуру исполнения денежных обязательств через профессиональных финансовых посредников, которыми чаще всего являются банки, другие небанковские кредитные организации, организации связи и т.п. под безналичными расчетами необходимо понимать любые операции банков по получению или передаче денег, которые осуществляются ими по поручению клиентуры путем совершения записей по соответствующим счетам. В результате многократных безналичных расчетов записи на банковских счетах клиентуры приобрели некоторые денежные функции и стали называться безналичными (кредитными) деньгами.
57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
Аккредитив
– это условное денежное
произвести платеж третьему лицу; оплатить переводной вексель, учесть – против представления получателем документов, определенных условием аккредитива. Совершение банком всех действий, которые свидетельствуют о его готовности выполнить поручение клиента, называется выставлением аккредитива. Отношения по аккредитиву, возникающие между банком и клиентом - плательщиком, а так же между банком и получателем средств, не связаны договором, заключенным между плательщиком и получателем. При расчетах аккредитивом выставляющий его банк действует от своего имени, но за счет средств клиента. Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на аккредитив. В. Положения о расчетах в нем указываются следующие сведения: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может указываться в приложении к заявлению); вид аккредитива и др. Условием исполнения аккредитива может быть акцепт уполномоченного представителя плательщика. Банк, получивший заявление клиента и обязанный выставить аккредитив, называется банком – эмитентом. Выставленный аккредитив представляет собой абстрактное обязательство банка – эмитента. Когда получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк – эмитент исполняет выставленный им аккредитив самостоятельно.
Банком могут открываться следующие виды аккредитива: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. именно аккредитив наиболее полно обеспечивает своевременное получение денежных средств от покупателя, то есть максимально отвечает интересам поставщика, если речь идет об обязательствах, вытекающих из договора поставки. благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товаров может получить за него деньги.