Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
Налоговые правоотношения – вид финансового правоотношения, урегулирован. нормами налогового права, возникающие в процессе установления, видения и взимания налогов и сборов, а также осуществление налогового контроля, обжалование актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц, привлечение к ответственности за совершение налог. правонарушения. НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах: отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Признаки налоговых правоотношений: Формальная определенность предполагает достаточную точность налоговых правоотношений и одинаковое их понимание всеми участниками. Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями, так как их участники выступают по отношению друг к другу и как управомоченные, и как правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы только лишь через действия другого. Волевой характер, проявляющийся в том, что налоговые отношения возникают и реализуются только при наличии воли хотя бы одной из сторон. Индивидуализация участников, которая состоит в выделении конкретного участника налоговых отношений среди всех других участников, и именно выделение участника способствует наиболее четкому и верному соотношению прав и обязанностей конкретных участников правоотношений. Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведения. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов. 1) Субъект налогового правоотношения — лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права. 2)Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. 3)Участники налогоплательщики (организации и физлица), налоговые органы, нал.агенты. 4)Содержание – выражается в правах и обязанностях сторон. Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права: 1) публичные субъекты; 2) органы власти; 3) организации; 4) физические лица. Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. четыре категории участников налоговых отношений: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения. Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер. Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей. например: право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов; право выступать поручителем перед налоговыми органами и др. В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет: обязанность уплачивать установленные налоги; обязанность встать на учет в налоговых органах и др. Обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков, так и в рамках регулирования отдельных видов налогов. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
34. Элементы налогообложения, их характеристика.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно обязательные элементы: субъект; объект налогообложения; налоговая база; масштаб налога; налоговый период;налоговая ставка; порядок исчисления налога;порядок и сроки уплаты налога. Субъект – лицо, на которое по закону возложена обязанность уплатить налог. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, с которой в соответствии с законом должен исчисляться налог. Масштаб налога – какой-либо взятый за основу параметр предмета налога (земельный н-г – площадь участка) Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Существуют и факультативные элементы налогообложения Налоговые льготы – предоставленные для отдельных категорий плательщиков преимущества по сравнению с другими нал-ками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере. Порядок зачета или возврата переплаченного налога. Вызван тем, что в результате ошибочных расчетов или неправильного применения нал.зак-ва нал-к может перечислить сумму в бюджет больше или меньше, чем причитающаяся. Порядок принудительного изъятия недоимки: способы обеспечения исполнения нал.обяз-ти; взыскание недоимки; возврат излишне уплаченного налога. Порядок взыскания нал.санкций – совокупность процедур по привлечению к ответственности за неуплату налогов.
35. Налоговый контроль, его формы.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Формы налогового контроля - способы конкретного выражения и организации контрольных действий: 1) надзор - осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных лиц на предмет соблюдения ими законодательства о налогах и сборах. 2) ревизия - охватывает все стороны фин.-хоз. деятельности и предполагает комплекс контрольных мероприятий. 3) проверка - проводится по определенному кругу вопросов. 4) инвентаризация - выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бух.учета. Контролирующими (проверяющими) субъектами являются налоговые органы, подконтрольными (проверяемыми) — налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Проведению мероприятий налогового контроля содействуют таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов. Проводится должностными лицами налог. органов в пределах компетенции посредством налоговых проверок, объяснений налогоплательщиков, проверки отчета и отчетности, осмотр территорий, использованных для извлечения прибыли в виде дохода, а также в др. формах. Кроме того, к налоговому контролю относятся: ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства; контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот и финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет; контроль органов прокуратуры, внутренних дел и таможенных органов за соблюдением налогового законодательства. Объектом налогового контроля являются правоотношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности. К основным принципам проведения налогового контроля относятся: законность; всеобщность, полнота и единство налогового контроля; регулярность; объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальная фиксация результатов налогового контроля и др. Виды налогового контроля можно классифицировать по нескольким основаниям. В зависимости от времени проведения налогового контроля: предварительный; текущий; последующий. В зависимости от характеристики контролируемых лиц: налоговый контроль организаций; налоговый контроль индивидуальных предпринимателей; налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица: комплексный; тематический. В зависимости от степени охвата предметов контроля: сплошной; выборочный. В зависимости от источников получения сведений и данных: документальный; фактический. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля: камеральный; выездной По периодичности проведения: первоначальный; повторный. По характеру контрольных мероприятий: плановый; внеплановый.
36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
Налоговая
проверка — основная форма
налогового контроля, представляющая
собой совокупность
37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Основанием
для привлечения лица к
38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством . Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
39. Понятие, формы и виды государственного и муниципального кредита. Его принципы.
Государственный
и муниципальный кредит — это
денежные отношения между