Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.

     Налоговые правоотношения – вид финансового правоотношения, урегулирован. нормами налогового права, возникающие в процессе установления, видения и взимания налогов и сборов, а также осуществление налогового контроля, обжалование актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц, привлечение к ответственности за совершение налог. правонарушения. НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах: отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Признаки налоговых правоотношений: Формальная определенность предполагает достаточную точность налоговых правоотношений и одинаковое их понимание всеми участниками. Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями, так как их участники выступают по отношению друг к другу и как управомоченные, и как правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы только лишь через действия другого. Волевой характер, проявляющийся в том, что налоговые отношения возникают и реализуются только при наличии воли хотя бы одной из сторон. Индивидуализация участников, которая состоит в выделении конкретного участника налоговых отношений среди всех других участников, и именно выделение участника способствует наиболее четкому и верному соотношению прав и обязанностей конкретных участников правоотношений. Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведения. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов.  1) Субъект налогового правоотношения — лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права. 2)Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. 3)Участники налогоплательщики (организации и физлица), налоговые органы, нал.агенты. 4)Содержание – выражается в правах и обязанностях сторон. Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права: 1) публичные субъекты; 2) органы власти; 3) организации; 4) физические лица. Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. четыре категории участников налоговых отношений: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения. Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер. Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей. например: право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов; право выступать поручителем перед налоговыми органами и др. В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет: обязанность уплачивать установленные налоги; обязанность встать на учет в налоговых органах и др. Обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков, так и в рамках регулирования отдельных видов налогов. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

 

34. Элементы налогообложения, их характеристика.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно обязательные элементы: субъект; объект налогообложения; налоговая база; масштаб налога; налоговый период;налоговая ставка; порядок исчисления налога;порядок и сроки уплаты налога. Субъект – лицо, на которое по закону возложена обязанность уплатить налог. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, с которой в соответствии с законом должен исчисляться налог.  Масштаб налога – какой-либо взятый за основу параметр предмета налога (земельный н-г – площадь участка) Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.  Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.  Существуют и факультативные элементы налогообложения Налоговые льготы – предоставленные для отдельных категорий плательщиков преимущества по сравнению с другими нал-ками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере. Порядок зачета или возврата переплаченного налога. Вызван тем, что в результате ошибочных расчетов или неправильного применения нал.зак-ва нал-к может перечислить сумму в бюджет больше или меньше, чем причитающаяся. Порядок принудительного изъятия недоимки: способы обеспечения исполнения нал.обяз-ти; взыскание недоимки; возврат излишне уплаченного налога. Порядок взыскания нал.санкций – совокупность процедур по привлечению к ответственности за неуплату налогов.

 

35. Налоговый контроль, его формы.

Налоговый контроль является составной частью финансового  контроля государства.     Формы налогового контроля - способы конкретного выражения и организации контрольных действий:  1) надзор - осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных лиц на предмет соблюдения ими законодательства о налогах и сборах. 2) ревизия - охватывает все стороны фин.-хоз. деятельности и предполагает комплекс контрольных мероприятий. 3) проверка - проводится по определенному кругу вопросов. 4) инвентаризация - выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бух.учета. Контролирующими (проверяющими) субъектами являются налоговые органы, подконтрольными (проверяемыми) — налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Проведению мероприятий налогового контроля содействуют таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов. Проводится должностными лицами налог. органов в пределах компетенции посредством налоговых проверок, объяснений налогоплательщиков, проверки отчета и отчетности, осмотр территорий, использованных для извлечения прибыли в виде дохода, а также в др. формах. Кроме того, к налоговому контролю относятся: ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства; контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот и финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет; контроль органов прокуратуры, внутренних дел и таможенных органов за соблюдением налогового законодательства. Объектом налогового контроля являются правоотношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности. К основным принципам проведения налогового контроля относятся: законность; всеобщность, полнота и единство налогового контроля; регулярность; объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальная фиксация результатов налогового контроля и др. Виды налогового контроля можно классифицировать по нескольким основаниям. В зависимости от времени проведения налогового контроля: предварительный; текущий; последующий. В зависимости от характеристики контролируемых лиц: налоговый контроль организаций; налоговый контроль индивидуальных предпринимателей; налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица: комплексный; тематический. В зависимости от степени охвата предметов контроля: сплошной; выборочный. В зависимости от источников получения сведений и данных: документальный; фактический. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля: камеральный; выездной По периодичности проведения: первоначальный; повторный. По характеру контрольных мероприятий: плановый; внеплановый.

 

36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.

     Налоговая  проверка — основная форма  налогового контроля, представляющая  собой совокупность контрольных  действий налогового органа по  документальной и фактической  проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов  и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации, независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности. налоговые органы проводят два вида проверок:1) камеральные проверки;2) выездные проверки. Камеральная проверка проводится на основании декларации в течение 3 месяцев. Выездная налоговая проверка — проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков — по месту постановки на учет. Срок проведения выездной налоговой проверки — не более двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись. Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Выездные проверки м.б.: комплексные(по всем видам налогов), тематические, плановые (обычно комплексные, по плану), внеплановые (обычно тематические, внеочередные). Действия выездной проверки: 1) осмотр помещения (видеосъёмка, запись, определ. лица, понятые 2 человека), 2) участие эксперта (предоставить эксперту извест. факты, заявить отвод эксперту, предоставить эксперту вопросы для экспертизы, знакомиться с заключением эксперта в письменной форме), 3) участие свидетелей (любое физ. лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение; показания записываются в простокол), 4) участие специалистов (с выгодной стороны), 5) переводчик (в необходимых случаях привлекается организацией, составляется протокол об ответственности), 6) выемка документов (оригиналы; в ночное время запрещена с 22 до 6 утра; производится в присутствии понятых), 7) Изъятие (копии; взятые док-ты перечисляются и описываются в протоколе выемки либо прилагаемых к нему описях, прошнуровываются, пронумеровыв, в протоколе-отметка).

 

37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

     Основанием  для привлечения лица к ответственности  за нарушение законодательства  о налогах и сборах является неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей. Общим объектом посягательства рассматриваемого круга правонарушений являются публичные интересы всех членов общества, обеспеченные конституционно-правовой обязанностью каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют: налоговые правонарушения; нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). В зависимости от видов нарушений выделяют соответственно: налоговую ответственность, административную и уголовную ответственность.     Составы налоговых правонарушений во многом аналогичны составам административных, разграничение проводится по линии субъекта правонарушения: субъектом административного правонарушения может быть только специальный субъект — должностное лицо организации. Мерой административной ответственности за совершение налогового проступка выступает административный штраф. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена в тех случаях, когда правонарушение характеризуется повышенной общественной опасностью. совершение правонарушения в области налогов и сборов в крупном размере. В качестве наказания за налоговые преступления предусмотрен не только штраф, но и арест, лишение свободы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия — предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия — компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов. Принципы налоговой ответственности — исходные идеи, определяющие характер правового регулирования соответствующих общественных отношений. Принцип законности. Принцип однократности основывается на соразмерности санкции тяжести совершенного налогового правонарушения. Принцип ответственности за вину. Принцип презумпции невиновности. Принцип справедливости наказания заключается в том, что применяемые санкции соответствуют общественной опасности правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

 

38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

     Каждый  налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд.   Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством . Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

 

 

39. Понятие, формы и виды государственного и муниципального кредита. Его принципы.

     Государственный  и муниципальный кредит — это  денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. В зависимости от места размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). По суммам: мелкие (до10тыс), средние(10-100), крупные (больше 100 тыс). По кредитному механизму: срочный (ипотечный, ломбардный), овердрафт(для устранения разрыва денежных средств, предоставляется только надёжным заёмщикам), вексельный кредит (вместо денег банк предоставляет векселя), кредитная линия(используется, когда у заемщика не известная сумма). В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет). По видам доходности государственные займы делятся на: Процентные ссуды: владельцы государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных, процентов годовых; Беспроцентные (дисконтные) займа: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимости облигации, которая возмещается владельцу при погашении, составляет доход по ценным бумагам; Выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения. Государственный кредит основывается на принципах. Платность. Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Принцип целевой направленности государственных кредитных средств означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.  Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Менее значимые принципы: обеспеченность – кредит выдается, если есть обеспечение;  адресность – конкретный заёмщик, конкретные цели; принцип дифференц-ти – банк имеет право давать/не давать кредит.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"