Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:59, реферат
Как вообще появилась конкуренция? Что такое конкуренция? Как она действует и какая она бывает? Итак, конкуренция появилась тогда, когда появилась свобода выбора, каждый производитель решает сам, что он будет производить и как, и каждый потребитель выбирает, где купить и по какой цене. Сама собой свобода выбора не может обеспечить успех предприятию, нужна конкуренция – Движимая сила рынка. Конкуренция это есть соперничество между отдельными сферами экономики за лучшие условия производства, купли-продажи.
Сколько много в этом слове конкуренция. Я буду производить пылесосы, я заниматься ресторанным бизнесом, я производить канцтовары, и я тоже канцтовары, и тут возникает вопрос «как, ты тоже?». Это тот самый пик и производитель понимает что он не один и что покупатель может приобрести товар не только у него , но ещё у массы производителей и тут то начинается она «охота за покупателем», иначе говоря конкуренция.
4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция - самый распространенный
тип рынка, наиболее близкий к
совершенной конкуренции. Возможность
для отдельной фирмы
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1.
относительно большое число
2.
эти фирмы производят
3.
сохраняются возможности
Неценовая
конкуренция - главное оружие монополистической
конкуренции. Особое значение в ней приобретает
реклама. Проникновение на рынок монополистической
конкуренции довольно легкое; достаточно
предложить товар со свойствами, которые
заинтересуют покупателя. Монополистическая
конкуренция свойственна реально существующим
рынкам. Она помогает покупателю наиболее
полно удовлетворить потребности, активизирует
торговлю и производство.
Олигополия
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная
особенность
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются эффективнее, поэтому используются чаще. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок. При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности - цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Чистая монополия
Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1. единственный продавец - производитель;
2.
товарная дифференциация
3.
продавец осуществляет
4.
очень трудные условия
Различают несколько типов монополий:
1. естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
2.
искусственные монополии. Под
этим условным названием
Возникнуть
разные организационные формы
1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами
2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизировано. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка
3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам.
5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.
7.
Законными формами чистой
Итак,
мы изучили виды конкуренций, и получили,
что модель совершенной конкуренции
пока является теоретической абстракцией,
в реальной жизни - существующие рынки
в той или иной степени несовершенны,
и в теории выделяют различные
виды рынков с несовершенной конкуренцией
(по степени убывания конкурентности):
монополистическая конкуренция, олигополия,
монополия. Самая близкая к совершенной
- монополистическая конкуренция.
Конкуренция количественная
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
Конкуренцию
можно условно
разделить на добросовестную
и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
Основные методы недобросовестной конкуренции:
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Функции конкуренции
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения.
Инновационная
функция конкуренции
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.