Конкуренция предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

Как вообще появилась конкуренция? Что такое конкуренция? Как она действует и какая она бывает? Итак, конкуренция появилась тогда, когда появилась свобода выбора, каждый производитель решает сам, что он будет производить и как, и каждый потребитель выбирает, где купить и по какой цене. Сама собой свобода выбора не может обеспечить успех предприятию, нужна конкуренция – Движимая сила рынка. Конкуренция это есть соперничество между отдельными сферами экономики за лучшие условия производства, купли-продажи.
Сколько много в этом слове конкуренция. Я буду производить пылесосы, я заниматься ресторанным бизнесом, я производить канцтовары, и я тоже канцтовары, и тут возникает вопрос «как, ты тоже?». Это тот самый пик и производитель понимает что он не один и что покупатель может приобрести товар не только у него , но ещё у массы производителей и тут то начинается она «охота за покупателем», иначе говоря конкуренция.

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Существует прямая связь между конкурентоспособностью организации на рынке труда и ее успехами в привлечении и удержании высокопродуктивных сотрудников (успешная трудовая мотивация последних — это уже другая проблема). Точно так же существует прямая и неразрывная связь между уровнем трудового вознаграждения и условиями труда работника — и его конкурентоспособностью. 
 
 

     Формальная  и реальная конкурентоспособность  субъектов предпринимательского бизнеса.

     Все без исключения предпринимательские  фирмы стремятся к достижению максимально высокого эффекта в использовании совокупности ресурсов, находящихся в их распоряжении, для обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками. Однако жизнь неопровержимо свидетельствует о том, что далеко не каждый субъект предпринимательского бизнеса оказывается в состоянии сделать это.

     Обратимся, прежде всего, к базовой категории  «конкурентоспособность». В общем  случае под конкурентоспособностью следует понимать способность субъекта предпринимательского бизнеса противостоять и противодействовать своим конкурентам. Такое противодействие может быть либо успешным, либо безуспешным, либо относительно успешным / относительно безуспешным.

     Судить  о степени успеха либо неуспеха субъекта предпринимательского бизнеса можно  по тому, в какой мере в процессе конкуренции компании удается создать, воспроизвести, увеличить свои конкурентные преимущества или же в какой мере она вынуждена уменьшить свои ранее наработанные конкурентные преимущества вплоть до их полной утраты. Конкурентоспособность субъекта предпринимательского бизнеса состоит в его способности обнаруживать преимущества над соперниками, а уровень конкурентоспособности компании определяется на основе оценки динамики совокупности конкурентных преимуществ, которыми обладает данная компания.

     В понятиях конкурентоспособности и  уровня конкурентоспособности находят воплощение следующие важные положения теории конкуренции:

Составляющие  конкурентоспособности  фирмы

    • Сравнительная оценка степени привлекательности деятельности компании и ее внешнего имиджа для различных слоев общественности
    • Сравнительная оценка степени опасности компании и одновременно ее полезности в плане освоения чужого опыта для ее конкурентов
    • Сравнительная оценка степени надежности, предсказуемости компании для ее контрагентов, а также степени доверия к ней со стороны действующих и гипотетических контрагентов
    • Сравнительная оценка степени привлекательности продукции (услуг) компании для ее клиентов, а также степени доверия клиентов к выпускаемой и новой продукции
    • Сравнительная оценка степени эффективности текущих и единовременных затрат, осуществляемых субъектом предпринимательского бизнеса в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам
    • Сравнительная оценка ресурсного потенциала субъекта предпринимательского бизнеса, используемого в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам
    • Сравнительная оценка степени организационной устойчивости, кадровой состоятельности и предпринимательской активности субъекта предпринимательского бизнеса
    • Наличие у субъекта предпринимательского бизнеса конкурентного потенциала (человеческого, организационного, предпринимательского потенциала)
 

 

     Конкурентоспособность предпринимательской фирмы —  это способность данной фирмы  применения совокупного конкурентного  потенциала для борьбы с соперниками  и достижения конкурентных преимуществ. Ключевое значение имеет здесь сравнительная (в сопоставлении с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта предпринимательского бизнеса использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения. Поэтому мы выделяем понятия конкурентоспособности ресурсов субъектов предпринимательского бизнеса (конкурентоспособности затрат) и конкурентоспособности фактических результатов их деятельности, а именно конкурентоспособности товаров (услуг), предоставляемых компанией и конкурентоспособности компании как таковой.

     В отдельных публикациях конкурентоспособность  нередко трактуется всего лишь как  совокупность ресурсов, находящихся  в распоряжении компании, либо как  совокупность свойств продукции, произведенной  компанией, прежде всего как уровень качества товаров (услуг). Между тем, ресурсный потенциал субъектов предпринимательского бизнеса не всегда является фактором конкурентной борьбы, следовательно, он не всегда конкурентоспособен. Конкурентоспособным ресурсный потенциал субъектов предпринимательского бизнеса становится лишь в тех случаях, когда его состав и содержание нацелены на реализацию эффективных бизнес-идей, адекватны должным образом организованным деловым коммуникациям и применяются конкурентоспособными сотрудниками компании. Поэтому размеры ресурсов компании вовсе не обязательно свидетельствуют о конкурентоспособности данной компании. Это значит, что крупные компании не могут быть, что называется, по определению, конкурентоспособнее средних, а те, в свою очередь, — конкурентоспособнее мелких.

     Конкурентоспособность ресурсного потенциала компании проявляется  посредством конкурентоспособности  затрат компании на создание реализованной  товарной продукции (услуг, работ). Это  обычно определяется с помощью показателей  рентабельности затрат, уровня доходности, приходящейся на единицу одноименных затрат. Сопоставление уровней рентабельности затрат компаний-конкурентов и их динамики в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном периодах позволяет не только получить необходимое представление о степени продуктивности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении указанных компаний, но, что особенно важно, оценить способности данных компаний к взаимному соперничеству.

     Не  менее значимым обстоятельством  выступает и оценка конкурентоспособности результатов деятельности субъектов предпринимательского бизнеса. И здесь следует обратить внимание на то, что абстрактно рассматриваемые количественные и качественные показатели производства и реализации товаров (работ, услуг) не должны трактоваться как формы проявления, факторы либо критерии конкурентоспособности самих товаров или же деятельности компании. В жизни весьма нередки случаи, когда крупные компании, специализирующиеся на крупносерийном производстве товаров массового потребления, обнаруживают относительно низкие показатели рентабельности затрат, а производители высококачественных и популярных видов продукции вдруг оказываются на грани банкротства.

     Уровень конкурентоспособности результатов  деятельности компании может быть выявлен  лишь, во-первых, в процессе сопоставления данных результатов с затратами, а во-вторых, в процессе сравнения данных, полученных в ходе таких сопоставлений, с аналогичными показателями деятельности компаний-конкурентов.

     Конкурентоспособными  признаются результаты деятельности субъектов предпринимательского бизнеса в тех случаях, когда после реализации произведенных компанией товаров (выполненных работ, оказанных услуг) данная компания имеет возможность увеличить свои конкурентные преимущества или же хотя бы не допустить их относительного уменьшения. Соответственно конкурентоспособность самих товаров (услуг, работ) состоит не только в их абсолютной привлекательности для клиентов, но и в сравнительной эффективности их производства и реализации. И, наконец, признание конкурентоспособным субъекта предпринимательского бизнеса в целом неразрывно связано с тем, как именно в результате своей деловой деятельности, создав и реализовав товары (услуги, работы), он умудряется осуществить приращение конкурентных преимуществ и как все это оценивается его внешним окружением.

     Необходимость постоянного сопоставления затрат и результатов деятельности субъектов  предпринимательского бизнеса с  показателями конкурентов приводит также к пониманию зависимости  оценки конкурентоспособности субъектов  предпринимательского бизнеса от характера анализируемых групп конкурентов. Такие группы могут формироваться на базе подотраслей, отраслей, ассортиментных групп выпускаемой продукции, различных группировок конкурентов в региональном и ином разрезах.

     Например, оценка уровня конкурентоспособности компании, участвующей одновременно в отраслевой и межотраслевой конкуренции, вполне может оказаться неодинаковой, и ее успехи в соперничестве внутри отрасли или ассортиментной группы могут сопровождаться уменьшением конкурентных преимуществ в межотраслевом разрезе, если потребительские предпочтения или государственные экономические приоритеты складываются не в пользу рассматриваемой отрасли в целом. В качестве примера  можно рассмотреть одно из направлений бизнеса российского предпринимателя Давида Якобашвили, являющегося председателем совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн». Бизнес этот заключается в том, что по уникальной технологии изготавливаются компактные противогазы-капюшоны. Из-за того, что аналогов на рынке сейчас не существует, эта продукция является, как нам представляется, максимально конкурентоспособной, однако потребительские предпочтения явно не в пользу противогазов

     Уровень конкурентоспособности субъектов  предпринимательского бизнеса может  также оцениваться на секторах и сегментах различных типов рынков — локального, национального и мирового. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональных отраслей группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет»

     Все вышеизложенное подводит к формулированию понятий формальной и реальной конкурентоспособности.

     Под формальной конкурентоспособностью субъектов предпринимательского бизнеса понимается способность субъектов бизнеса заниматься избранными видами деловой деятельности и вступать в соперничество с потенциальными конкурентами. Под реальной конкурентоспособностью субъектов предпринимательского бизнеса понимается способность последних приращивать и не утрачивать конкурентные преимущества в процессе деловой деятельности и соперничества с реальными конкурентами. Тем самым конкурентные преимущества субъектов предпринимательского бизнеса могут рассматриваться как результат применения реальной конкурентоспособности компании в процессе ее деловой деятельности.

     Теоретически  каждый из субъектов деловых отношений  может стать конкурентом. Однако практически большинство из них, начав деятельность, очень быстро обнаруживает свою неконкурентоспособность

     Признаки  такого несоответствия часто обнаруживаются и внутри самого конкурентного потенциала многих субъектов предпринимательского бизнеса. Например, высокоэффективная  организационная структура компании, созданная очередным поколением менеджеров компании, может оказаться для последующего поколения управленцев тяжкой обузой в тех случаях, когда новые менеджеры оказываются приверженцами новых подходов к управлению компанией. Так происходит, в частности, когда агрессивная политика в продвижении товаров приходит на смену мягкому маркетингу, и наоборот.

     Замечательные бизнес-идеи, созданные внутри предпринимательской  фирмы, нередко оказываются неактуальными  для сотрудников данной фирмы, если состояние совокупности внутрифирменных  деловых коммуникаций между ними не способствует превращению таких идей в конкурентоспособные результаты деятельности фирмы. Тем более фирма будет признана недостаточно конкурентоспособной, если ее внешние коммуникации не обеспечат в должной степени продвижение бизнес-идей во внешнюю среду. Это будет иметь место в следующих случаях:

    • если клиенты компании обнаружат невосприимчивость к новой продукции компании;
    • если контрагенты усмотрят в инновациях, предлагаемых компанией, признаки нестабильности или авантюризма; 
    • если конкуренты усмотрят в новых идеях, выдвигаемых компанией, признаки ее слабости; 
    • если уполномоченные менеджеры компании, прежде всего менеджеры по связям с общественностью, не сумеют убедить общество в обоснованности и эффективности деятельности данной компании, в частности, не сумеют пролоббировать интересы компании в органах государственной власти и управления, воплотить интересы компании в решениях этих органов. 

     И, наконец, признаки низкой конкурентоспособности  субъектов предпринимательского бизнеса могут быть выявлены по ходу проведения кадровой политики, которая внешне часто выглядит нацеленной на перманентное повышение конкурентоспособности компании.

 Выяснилось, что уровень конкурентного потенциала субъектов предпринимательского бизнеса зависит от личной взаимной конкуренции сотрудников компании. Между тем в случаях, когда конкуренция сотрудников фирмы, в том числе лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию, приводит к возникновению конфликта интересов внутри фирмы, а впоследствии — к обострению данного конфликта, правомерно говорить о наличии на фирме лишь формальных признаков деятельностно-карьерного конкурентного кадрового потенциала, а возможно, и неплохого кадрового функционального потенциала при отсутствии на ней признаков реальной конкурентоспособности в кадровой сфере. Раздираемая внутренними межличностными противоречиями компания, естественно, никак не может быть отнесена к разряду хорошо подготовленных к конкурентному соперничеству, иными словами — к разряду конкурентоспособных. 

Положительные и отрицательные  черты внутрифирменной  конкуренции  

Внутрифирменная конкуренция
Отрицательные черты Положительные черты
снижение  возможности нахождения хороших  решений. В отличие от поиска решений  командой единомышленников повышение мотивации и, как следствие, производительности при выполнении простой монотонной работы
повышение текучести кадров стимул и  двигатель в развитии предприятия  и личности
несклонность  сотрудников в условиях конкуренции  помогать друг другу, притом, что взаимная поддержка может быть полезна для развития предприятия в целом возможность выделить наиболее инициативных, более профессиональных сотрудников с большим потенциалом
усиление  напряжения в коллективе  

Информация о работе Конкуренция предпринимателей