Конкуренция предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

Как вообще появилась конкуренция? Что такое конкуренция? Как она действует и какая она бывает? Итак, конкуренция появилась тогда, когда появилась свобода выбора, каждый производитель решает сам, что он будет производить и как, и каждый потребитель выбирает, где купить и по какой цене. Сама собой свобода выбора не может обеспечить успех предприятию, нужна конкуренция – Движимая сила рынка. Конкуренция это есть соперничество между отдельными сферами экономики за лучшие условия производства, купли-продажи.
Сколько много в этом слове конкуренция. Я буду производить пылесосы, я заниматься ресторанным бизнесом, я производить канцтовары, и я тоже канцтовары, и тут возникает вопрос «как, ты тоже?». Это тот самый пик и производитель понимает что он не один и что покупатель может приобрести товар не только у него , но ещё у массы производителей и тут то начинается она «охота за покупателем», иначе говоря конкуренция.

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

     Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. Но конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

     Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара, т.е., когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства.

     Макконнелл  отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

     Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии.

     Следовательно, конкуренция играет важную роль в  рыночных отношениях. Она стимулирует  развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. 

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы  потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
  • внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
  • роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
 
 
 
 
 
 
 

    Конкуренция на рынке вакансий

Попробуем разобраться, от чего зависят конкурентные позиции  обеих сторон и как повлиял  на них разразившийся в России экономический кризис. На соотношение  сил работников и нанимателей  влияют многочисленные факторы. Их можно разделить на внешние (макроэкономические, мезоэкономические, институциональные) и внутренние, связанные с особенностями конкретной организации. Предлагаемая автором классификация не является полной и исчерпывающей; она вполне может быть уточнена и дополнена.

Внешние макроэкономические факторы:

  • общее состояние мировой экономики и экономики страны;
  • темпы экономического роста;
  • инвестиционный климат;
  • уровень инфляции;
  • состояние кредитно-денежной сферы;
  • уровень налогообложения;
  • внешний и внутренний долг страны;
  • уровень развития конкуренции в экономике страны;
  • уровень политической стабильности.

Думается, что  влияние этих факторов в особых комментариях не нуждается. Можно лишь отметить, что многие из них связаны с  процессами, происходящими в мировой экономике, и в условиях глобализации их значимость возрастает.

Внешние мезоэкономические факторы:

  • экономическое состояние
  • отрасли (степень монополизации, входные барьеры, спрос, предложение, инвестиции, конкурентоспособность продукции на внутреннем и международном рынках, уровень господдержки и госрегулирования);
  • экономическое положение в регионе (уровень жизни населения региона, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, наличие экспортно-ориентированного производства, близость к Москве);
  • состояние регионального рынка труда (уровень деловой активности и безработицы, наличие градообразующих предприятий, миграционная ситуация в регионе, кадровое обеспечение предприятий);
  • инфраструктура рынка труда (государственная служба занятости, частные структуры трудового посредничества);
  • уровень политической стабильности в регионе (включая уровень преступности и опасность межнациональных конфликтов).

Влияние данной группы факторов на взаимоотношения  нанимателей и работников очень  велико. В России более 400 моногородов 25 % городского населения живут в населенных пунктах, зависимых от одного или нескольких работодателей. Средняя заработная плата выше в регионах с концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса (работающих на внешний рынок) заметно ниже — в регионах, где сосредоточены машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, и еще ниже — там, где много предприятий легкой и пищевой промышленности.

Заработная плата  менеджеров в Москве в 2-7 раз выше, чем в других городах, рабочих — в 2-3 раза Нередко предприятия, принадлежащие одному холдингу, выпускающие одинаковую продукцию, к тому же сбываемую по одной и той же цене, но расположенные в разных регионах, платят работникам одного профессионально-квалификационного уровня совершенно разную заработную плату. Существенно различается по регионам и количество безработных, приходящихся на одну вакансию (напряженность рынка труда).

Институциональные факторы:

  • трудовое законодательство;
  • правоприменительная практика (включающая систему принуждения к исполнению законов и трудовых контрактов);
  • государственные организации;
  • общественные организации;
  • профсоюзы как институт социального партнерства;
  • трудовая дискриминация;
  • коррупция (в стране и в регионе);
  • традиции и нравы, влияющие на трудовые отношения.

В России жесткое  трудовое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма  принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма  должны быть: судебная система, надзорные  органы исполнительной власти (например, Рострудинспекция), профсоюзы, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся. Но эти механизмы или не действуют, или действуют крайне неэффективно. Государство плохо справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Что касается профсоюзов, то, по мнению большинства трудящихся, социальную поддержку оказывают не они, а руководство предприятий.

В масштабах  страны сохраняется прежний неявный  социальный контракт, в рамках которого директор имеет неограниченную власть над работниками, но должен решать их социально-бытовые проблемы; профсоюзы при этом особенно и не нужны. Неудивительно, что в сфере малого и среднего бизнеса их практически нет, а если и есть, пользы от них немного. В частных и совместных компаниях вместо коллективных договоров нередко используются формы найма на основе устных соглашений и индивидуальных срочных контрактов, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. Поддержка низовых профсоюзов со стороны ФНПР и государства минимальна.

Внутренние (внутрифирменные) факторы — на стороне нанимателя:

  • экономическое положение организации (фирмы);
  • уровень материального вознаграждения, предлагаемого работникам;
  • качество применяемого капитала (техники, компьютеров,
  • транспортных средств и т. д.);
  • условия труда (это комплекс факторов);
  • статус работы (рабочего места);
  • возможности карьерного роста сотрудников.

Все эти факторы  определяют конкурентоспособность  рабочего места. Особо отметим роль условий труда, их определяют:

  • характер и содержание труда (творческий, интересный или однообразный, монотонный);
  • уровень ответственности; возможность проявления инициативы;
  • наличие негативных характеристик рабочего места (шум, грязь, пыль, сильная жара или холод, скверный запах, излучения, вибрация и т. п.);
  • риск травмы, в том числе смертельной; психологический климат (отношения с начальством, с коллегами по работе);
  • расстояние до работы и т. п.

Статус (престижность) работы (рабочего места) может отражать ее престижность и место в иерархии работ (рабочих мест). Стремление повысить свой статус заметно влияет на выбор  работы и решение сменить ее. Иногда дальновидные работодатели предпочитают поощрить работника каким-либо «статусным благом» (например, изменив название его должности) взамен премии или прибавки к заработной плате, поскольку это обходится дешевле.

Внутренние факторы  — настороне работника:

  • образование;
  • профессиональный и жизненный опыт;
  • здоровье (физическое, психическое, моральное);
  • продуктивность труда (полезность работника для организации);
  • зарплатные притязания, или так называемая «резервная зарплата»: уровень заработка, начиная с которого человек готов работать по найму (он у каждого свой);
  • личностные качества (трудолюбие, инициативность, организаторские способности, порядочность и др.);
  • репутация;
  • возможность сообщить нанимателю о своих трудовых возможностях, высокой продуктивности и т. п. (послать «рыночный сигнал»);
  • потенциал трудовой мобильности;
  • другие факторы (внешние данные, возраст, пол, национальность, связи, сексуальная ориентация, вредные привычки, наличие местной регистрации и т. п.);
  • сила профсоюза.

Конкурентоспособность работника зависит в первую очередь  от его человеческого капитала, компонентами которого являются: образование, опыт, здоровье, репутация, личностные качества, отражающиеся на продуктивности труда. Чем ниже у работника зарплатные притязания, тем проще ему найти работу; в то же время у людей с высокой самооценкой (конечно, если она обоснованна) продуктивность труда обычно выше. Если работник принадлежит к дискриминируемой группе (женщины, меньшинства, иммигранты, немолодые работники, лица, освободившиеся из мест заключения и др.), то его конкурентные позиции изначально ослаблены даже при высокой продуктивности труда.

Особую роль играет потенциал трудовой мобильности  работника — его способность  к перемещению на другие рабочие  места (в своей организации, в  другой фирме, в другом городе или  регионе, в другой стране). Отсутствие потенциала мобильности вынуждает  работника мириться с низкой заработной платой, скверными условиями труда, дискриминацией и несправедливостью. Стремление повысить потенциал трудовой мобильности побуждает его учиться, повышать квалификацию, набираться опыта.

Информация о работе Конкуренция предпринимателей