Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция
курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами
Одной из инноваций, пронизавших в этот период не только лексику и профессиональную деятельность, но практически весь уклад жизни россиянина, явился термин «менеджмент».
В упрощенном варианте менеджмент — это координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач, то есть это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент, что равносильно — «управление», — это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях (учреждениях, предприятиях) J Менеджмент — это также область человеческого знания,: помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное явление от менеджеров — это определенная] категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу] по управлению. Эта деятельность превратилась со временем т профессию, область знаний — в самостоятельную научную и | учебную дисциплину, а социальный слой работников — в весьмаI влиятельную общественную силу.
Как любая мода, «менеджмент» в России конца XX векаI
90
молниеносно охватил все сферы человеческой деятельности: предпринимательство, промышленность, торговлю, медицину, образование и т. д.
Социологи, традиционно проводя опросы выпускников средних школ, выявили (помимо приятной для нас по-прежнему большой привлекательности специальности врача), что в отдельных классах до 25-30% опрашиваемых хотели бы в будущем стать менеджерами. На наш же вопрос к некоторым из них: «А что Вы будете делать как менеджер-профессионал?» — чаще всего наступала пауза с последующим ответом: «Наверное, чем-нибудь руководить...»
Несколько в другом контексте, но связанная по сути с обсуждаемой проблемой, неоднократно возникала подобная ситуация в кабинетах руководителей органов и учреждений здравоохранения. Спрашиваем: «Иван Иванович, по должности Вы главный врач больницы уже 10 лет, до этого 5 лет работали главным врачом поликлиники. А кто Вы все это время по специальности или профессии?». Чаще всего звучал ответ: «Врач-хирург (терапевт, кардиолог и т.д.)». Потом дополнение: «Наверное, управленец или организатор...».
Действительно, в здравоохранении есть большое число должностей по управлению тем или иным объектом здравоохранения: министр здравоохранения, начальник отдела (управления) здравоохранения области, главный врач областной, городской или районной больницы, главный врач станции скорой медицинской помощи или поликлиники, специалист по организационно-методической работе и т. д.
Всех их объединяет единая специальность, которая долгие годы в России называлась «социальная гигиена и организация здравоохранения». Здесь нет необходимости детально обсуждать проблемность названия этой специальности. Скажем только, что при научных и профессиональных контактах с зарубежными коллегами, занимающимися подготовкой специалистов в области управления здравоохранением, перевод нашей специальности,
91
а также учебной и
научной дисциплины «Социальная
гигиена и организация
Лед тронулся. С 2000 г. научная и учебная дисциплина называется «Общественное здоровье и здравоохранение». Обсуждается вопрос и о названии специальности. Мнения на этот счет разные. В том числе среди известных в России ученых и практиков в области управления здравоохранением в силу приверженности к прежним временам имеются противники введения в медицине и здравоохранении специальности «менеджер здравоохранения». Зачем подражать иностранным определениям? Но ведь русское слово «спутник» в свое время стало интернациональным, а английское «менеджер» сегодня применяется во всем цивилизованном мире. В конечном счете — актуальность не в названии. Мы убеждены, что рано или поздно менеджер как специальность займет свое почетное приоритетное место в официальном перечне специальностей медицины и здравоохранения. Актуальность же заключается в подготовке и организации работы организаторов (специалистов в области управления) здравоохранения. Эти вопросы мы обсудим в последующих разделах настоящей главы.
Сейчас же коротко рассмотрим результаты дискуссии следующего направления. В последнее десятилетие в России словосочетание «менеджмент организации (учреждения, предприятия)» стало применяться практически так же часто, как и традиционное — «управление организацией (учреждением, предприятием)». В настоящее время понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». И это убедительно подтверждает профессор 3. П. Румянцева в представленной ею таблице (табл. 4.1) в учебнике «Управление организацией», удостоенном
92
Таблица 4.1 Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента*
Искусство (практика) выполнения работы
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления
премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Подобная позиция тождественности понятий «управление» и «менеджмент» находит отражение в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.
Так, в «Советском энциклопедическом словаре» (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление трактуется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.
В одном из первых отечественных учебников по научным основам управления производством (1969 г.) управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.
* Учебник «Управление организацией» / Под ред. А. Г. Поршнева и др. — М.. 1999.— С. 14.
93
В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction (они рассматриваются как синонимы). Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менеджмент — это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту».
Вместе с тем, профессор Л.И. Евенко — ректор Высшей школы международного бизнеса при Академии народного хозяйства — в своей блестяще представленной вступительной статье «Уроки американского менеджмента» к книге Майкла Мескона и др. «Основы менеджмента» применительно к нашему тексту как бы продолжает дискуссию: «Возникает вопрос — можно ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и, соответственно, «менеджер» и «руководитель» — это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, —да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой
94
профессии, а не просто инженер или экономист (или врач — добавлено нами), занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку».
В экономически развитых
странах понятие «менеджмент» нередко
сочетается с понятием «бизнес». Бизнес
— это деятельность, направленная
на получение прибыли путем
Заканчивая
краткий обзор понятий «
Представляется, что со временем в России все-таки произойдет в общем плане разграничение обсуждаемых понятий, представляющих единое полиявление, складывающееся из одних и тех же категорий, рассматриваемых с одних и тех же позиций: искусство (практика), наука, функция, процесс, люди, управляющие организацией, и аппарат (орган) управления (табл. 4.1).
При этом, «управление» — понятие более общее, включающее концепцию. Теорию, принципы, формы, методы, подходы, тенденции решения проблемы. «Управление» отвечает на вопрос: «Что надо делать, чтобы... (например — повысить заработную плату медицинским работникам или провести реструктуризацию коечного фонда больничных учреждений на территории города N) ?».
«Менеджмент» — понятие более конкретное, включающее технологию, механизм практического решения проблемы на
95
основе концепции, теории, принципов, форм, методов, подходов, тенденций «управления». «Менеджмент» отвечает на вопрос: «Как надо сделать, чтобы... (те же примеры — повысить заработную плату медицинским работникам или провести реструкгуризацию коечного фонда больничных учреждений на территории города N)?»
4.2. Развитие теории и практики менеджмента
Представления о роли и месте управления организаций, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении. При этом, естественно, взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической и экономической системе они создавались и разрабатывались.
Научно-практические взгляды на управление формируются и развиваются вокруг трех основополагающих элементов: задач, человека, управленческой деятельности. Для начальных стадий развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, акцент ставился на каком-то одном из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее значение стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления социально-экономической жизни в единое и органичное
целое.
Изучение истории и теории управления важно для лучшего понимания этого процесса. Известно мнение Генри Форда, что история — это «в большей или меньшей степени чепуха», и
96
единственно значимая история — это та, которую мы делаем сегодня. Философ Джордж Сантаяна думал иначе и утверждал, что тот, кто не помнит прошлого, обречен повторить это прошлое еще раз. С точки зрения практики наиболее адекватно высказывание Джеймса Берка: «Почему мы должны оглядываться в прошлое для того, чтобы подготовиться к будущему? Да потому, что больше некуда смотреть» (Д.У. Дункан, 1996). И действительно, история менеджмента полна полезных уроков для тех, кто
готов у нее учиться.
Управление, подобно медицине, представляет собой и науку,
и искусство.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организация — это сложная социально-техническая система, на функционирование которой воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Самый главный фактор управления, который требует применения искусства в конкретных ситуациях, — люди, работающие в организации и с организациями. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. п. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое вместе с тем должно опираться не только на интуицию, но и на лежащие в основе управления концепции, теории, принципы, формы, методы и т.д. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.
Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории
развития менеджмента.
97
В самостоятельную область человеческих знаний, в науку, менеджмент выделился немногим более 100 лет назад — в конце XIX века. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению.
Основателем школы научного менеджмента был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) — инженер-практик и менеджер, работы которого определялись практическими задачами по рационализации производства эмпирическим путем с целью повышения производительности и эффективности труда.
Будучи промышленным инженером, Ф. Тейлор смотрел на рабочего как на машину или инструмент, которыми руководство может свободно манипулировать. Он разработал правила внедрения принципов научной организации труда, среди которых основными были: