Основы управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами

Файлы: 1 файл

Оновы управленческой деятельности с контрольными вопрсами.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Контроль — управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

  • контроль за выполнением работ, намеченных планом;
  • меры по коррекции отклонений от плана.

Главные инструменты  выполнения этой функции — наблюдение,^ проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Координация — функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех

120 

звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организация, мотивации и контроля), а также действий

руководителей.

В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации.

Выполнение  функций управления всегда требует  определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь  с функциями, целями и

121

 

необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматривается не функция, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.


В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Методы занимают особое место в управлении, так как  на 
их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. 
Отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую 
работу, методы позволяют сформировать систему правил, 
приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других 
ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с 
этим использование системы методов при изучении новых 
проблем управления позволяет увеличивать знания об управле 
нии и о закономерностях протекающих в нем процессов и 
явлений, способствуя развитию теории управления. 
Общенаучные Основу системы методов, используемых в 
методы управлении, составляет общенаучная методо-

логия, предусматривающая  системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления как вида

122 

деятельности оказывает  существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов, данных, ограничений, критериев и т. п.

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ «УПРАВЛЕНИЕ. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 

1. Система. Определение. Виды. Составные  части.

2. Системообразующие признаки объекта.

3. Управление. Понятие. Объект и  субъект управления.

4. Составляющие компоненты структуры  управленческой деятельности.

5. Компоненты системного анализа.

6. Принципы клинического управления.

7. Доказательная медицина. Понятие.  Задачи. Методы.

8. Методы клинического управления.

9. Менеджмент. Определение. Менеджмент  и управление.

10. Основные принципы управления (По А.Файолю)

11. Виды потребностей (По А. Маслоу)

12. Понятие о цели управления.

13. Процесс менеджмента. Основные  этапы

14. Функции менеджмента

15. Мотивация. Составные части процесса мотивации

16. Контроль, как вид управленческой  деятельности

17. Система методов управления 

18. Виды коммуникаций в системе  управления

19. Основные подходы к формированию  организационной культуры

20. Типы поведения руководителя

21. Основные медицинские риски.

 

 

 

 

 

Темы курсовых работ:

    1. Структура и формы организаций в здравоохранении.
  1. Уровни управления. Объект и субъект управления в здравоохранении.
  1. Сущность управленческой деятельности учреждений здравоохранения.
  2. Методы менеджмента в здравоохранении
  3. Функции и принципы менеджмента в здравоохранении
  4. Управление персоналом в здравоохранении
  5. Управленческие решения в здравоохранении
  6. Управление качеством в медицинской организации
  7. Понятие о системах и системном подходе в здравоохранении
  8. Принципы и методы доказательной медицины.

 

Литература:

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.  -2005.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента -1992
  3. Кнорринг В.И. Искусство управления- 1997
  4. Смирнов С.В. Организация управления предприятием.- 1993
  5. Виханский А.С., Наумов А.О. Менеджмент -1998
  6. Румянцева З.П. Менеджмент организации – 1996
  7. Телман Л.Н. Управление качеством.- 2007.

 

123


Информация о работе Основы управленческой деятельностью