Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция
курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами
Технологизация процессов в системе клинического управления призвана регулировать поведение объектов системы на основе внедрения регламентированных алгоритмов и образцов лучшей клинической практики.
Процесс технологизации клинического управления основывается на структурно-функциональном подходе к организации клинической практики. В соответствии с данным подходом, клиническая практика должна быть рассмотрена как многокомпонентная структура, каждый из компонентов которой обладает конкретным набором элементов с соответствующими им функциями. Структурно-функциональные параметры каждого из компонентов и элементов (формуляров, стандартов, протоколов) должны постоянно совершенствоваться.
Основные компоненты системы управления клинической практикой и их параметры:
Дополнительные компоненты:
Технологизация предполагает создание инструментов (элементов) для оперативного управления клинической практикой. Инструменты клинического управления:
Воплощением процесса технологизации управления клинической практикой является разработка и внедрение регламентированных воздействий на лечебно-диагностический процесс с целью снижения рисков необоснованных вмешательств и оптимизации затрат.
Технология проведения изменений в системе клинического управления. Как уже было определено выше, технологии предназначены для изменения состояния объекта (в нашем случае — клинической практики). Изменение состояния предполагает перевод объекта из текущего состояния в желаемое. Для проведения изменений объекта необходимо иметь инфор-
56
57
мацию о его текущем состоянии и определить параметры желаемого состояния.
Процедуре осуществления изменений обычно предшествует большая работа управляющего субъекта. Процесс осуществления изменений состоит из следующих этапов [Левин, 1951]:
При планировании изменений в системе деятельность моделируется по следующей схеме: /. Подготовка к изменениям:
При планировании изменений должно быть обеспечено соответствие целей изменений принципам целеполагания: конкретность, измеримость, достижимость, релевантность, согласование во времени, а также должны быть созданы условия для оценки и мониторинга состояния системы. С целью успешного проведения планируемых изменений необходимо предварительно информировать всех, кого эти изменения будут касаться (администраторы, врачи, средний медицинский персонал, пациенты), о характере и причинах изменений, предоставить определенное время для адаптации к
ним.
2. Этап "размораживания".
Данный этап предполагает превентивное применение методов и способов уменьшения сопротивления изменениям:
• информирование и образование
(для улучшения воспри
ятия изменений);
На восприятие проводимых изменений влияют:
58
уровень проведения изменений (на территории области, в отдельном медицинском учреждении);
ва медицинской помощи и оптимизация затрат в условиях ограниченного финансирования);
• характер подготовки и
проведения изменений (скоорди
нированный план действий, четкость проведения
изме
нений в установленные сроки).
Необходим конструктивный подход к процессу изменений, что предполагает:
Для достижения желаемых результатов всем этим аспектам деятельности в процессе проведения изменений должно быть уделено большое внимание.
3. Этап проведения изменений.
На данном этапе проводятся мероприятия по введению в действие регламентированных формуляров, стандартов и протоколов. Для профилактики возникновения проблем на данном этапе необходимо иметь хорошо проработанную стратегию и подробный план осуществления изменений, обеспечить четкий обмен информацией на всех уровнях системы, усиливать приверженность изменениям у исполнителей путем формирования мотиваций к выполнению регламентированных стандартов клинической практики.
Причинами возникновения сопротивления изменениям могут стать: узкособственнические интересы (корысть при распределении ресурсов), непонимание и недостаток доверия (в связи с отсутствием достаточной информации), различия в оценке ситуации, низкий уровень готовности (профессиональной, технической), усталость или неудачный опыт предшествующих изменений.
4. Этап замораживания.
На данном этапе необходимо определить достаточный временной интервал и четкие критерии для оценки хода изменений, информировать участников об успехах проведения изменений, укреплять приверженность изменениям для достижения и стабилизации желаемого состояния.
5. Оценка проведения изменений.
По истечении запланированного срока проведения изменений проводится общая оценка результатов изменения по критериям, которые были определены на этапе подготовки (в процессе целеполагания). Проводится мониторинг, анализируются отклонения в ходе изменения состояния, извлекаются уроки, совершенствуется опыт проведения изменений.
Информационные технологии и система клинического управления. Основой успешного управления любой системой явля-
59
ются информационные технологии. Поиск информации для создания инструментов управления (Интернет, электронные библиотеки, базы знаний, базы данных, экспертные системы и т. д.), моделирование содержания и расчет затрат в рамках стандартов медицинской помощи требуют применения современных информационных технологий. Моделирование стандартов диагностики и лечения с учетом экономических параметров возможно только на основе применения программных средств. Сбор информации о событиях клинической практики на территории целого региона, анализ этой информации и регулирование по отклонениям от разработанных стандартов также требуют использования электронных баз данных и программных средств обработки информации. Обеспечение системы клинического управления оперативно работающим каналом обратной связи и эффективной поддержкой принятия решений также является важнейшей функцией информационных технологий.
Информация и информационные технологии обеспечивают наибольшую выгоду именно тогда, когда они конструктивно используются организационными структурами. В системе клинического управления информационные технологии являются ключом к эффективным преобразованиям клинической практики в рамках программ государственных гарантий и могут быть непосредственно выгодны пациенту.
2.6. Структура системы клинического управления
Структура системы клинического управления должна быть организована в соответствии с основными принципами функционирования систем управления.
Объектом системы клинического управления является лечебно-диагностический процесс (рис. 4).
Роль управляющего субъекта
в системе выполняет клини-ко-
КЭС (рис. 5) территории призван
координировать инфраструктуру элементов
системы управления клинической практикой.
Для координации инфраструктуры при КЭС
должны быть
КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СОВЕТ
кт
ЭК
ДМ
Система формуляров
Система мониторинга
Система стандартов
Система мед. экспертизы
Система протоколов
Система клинического аудита
Клинические руководства
Рис. 4. Структура системы клинического управления.
компьютерные
ДМ — доказательная медицина; ЭК — этический комитет; КТ -технологии.
Правительство территории
Ассоциация проф. медицинских организаций
МЗ РФ, МЗ территории ГУЗ
созданы группы:
— стандартизации и рационирования
клинической практики,
Ассоциация пациентов
ТФОМС
Ассоциация СМО
Этический и правовой комитет
Группа информ. поддержки и экономического анализа
Группа стандартизации клинической практики
Группа сбора и обработки информ. о клинической практике
1
I
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рис. 5. Модель общей структуры клинико-экономического совета (КЭС).
61
60
равновесия системы КЭС должен осуществлять взаимодействие с элементами внешней и внутренней среды: