Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

В работе представлен материал о деятельности государства в области охраны окружающей среды.
Наша Родина занимает огромную территорию и располагает поистине сказочными богатствами. Бережное отношение к богатствам Земли и ее недр, к окружающей среде, охрана и рациональное, комплексное использование этих богатств в интересах всего народа является непреложным законом общества. Охрана природы в нашей стране является всенародным делом. По охране природы и ее ресурсов относятся органы государственного санитарного надзора, охрана вод, горного надзора, лесоохраны, рыбного надзора, гидрометеослужбы и другие.

Содержание работы

Введение________________________________________________3
1. Система органов управления в области охраны окружающей среды. Органы общей и специальной компетенций________4
2. Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды___________________________________7
3. Программа совершенствования механизмов природопользования_________________________________10
Заключение______________________________________________15
Список используемой литературы___________________________16

Файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агенство морского и речного транспорта

ФГОУ ВПО  «Волжская государственная академия водного транспорта»

 

 

Отделение заочного обучения

 

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

 

 

Учебная дисциплина:

«Экологическое  право»

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды»

 

 

 

 

Выполнил: студент 5-го курса

заочного отделения 

специальность «Юриспруденция» 

Мельникова М. В.

Ю-08-1069

                                             Проверил: к. ю. н.

                                                                              доцент Галанов А. С.                                            

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание

 

Введение________________________________________________3

  1. Система органов управления в области охраны окружающей среды. Органы общей и специальной компетенций________4
  2. Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды___________________________________7
  3. Программа совершенствования механизмов природопользования_________________________________10

Заключение______________________________________________15

Список используемой литературы___________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Наша   Родина    занимает   огромную   территорию    и располагает поистине сказочными богатствами. Бережное отношение к богатствам Земли и ее недр, к окружающей среде, охрана и рациональное, комплексное использование этих богатств в интересах всего народа является непреложным законом общества. Охрана природы в нашей стране является всенародным делом. По охране природы и ее ресурсов относятся органы государственного санитарного надзора, охрана вод, горного надзора, лесоохраны, рыбного надзора, гидрометеослужбы и другие. Специалисты многих государств сегодня заняты подсчетами: во что обходится природе содержание человечества. Под посевные площади, под посадки занято более 2/3 почв земного шара, которые пригодны для этого по нынешним меркам. Ежегодно вырубается чуть ли не половина прироста леса, используется шестая часть стока всех рек, вылавливается 70 % прироста популяции главных промысловых рыб и т. д. Охрана природы – тема вечная, потому что вечной является сама проблема взаимоотношения человека и природы, ее нельзя решить быстро, раз и навсегда. Интерес к экологии стал всеобщим. Охрана окружающей среды – это не региональная, а всемирная задача, поскольку вся природа взаимосвязана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система органов управления в области охраны окружающей среды. Органы общей и специальной компетенций

 

   Обеспечение экологической  безопасности и охрана окружающей среды – задачи всего государственного механизма, всех государственных органов.

   До сих пор  действует Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998г. №1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации по охране окружающей среды», в котором Правительство РФ постановляет: «Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного земельного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды».

   С тех пор  произошли неоднократные изменения  в системе и структуре Федеральных  органов исполнительной власти  и большинство указанных в этом Постановлении органов в настоящее время реорганизовано или вовсе ликвидировано.

   Полномочия и   специализация указанных федеральных  органов исполнительной власти  в области охраны окружающей  среды определяются положениями  об этих органах1.

   Как правило,  эту систему делят на органы  общей и специальной компетенции.

   К органам общей  компетенции на федеральном уровне  относятся Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ. Они  играют ведущую роль в определении  политики государства в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в области экологии.

   Органы представительной  и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления, являясь органами общей компетенции, непосредственно или через другие органы организуют и осуществляют контроль на подведомственной им территории за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Совместно с федеральными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды осуществляют реализацию государственной экологической политики. Как отмечалось выше органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации принимают законы, постановления, отдают распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, которые должны соответствовать законодательству Российской Федерации, и организуют их исполнение.

   Федеральные органы  специальной компетенции в зависимости  от выполняемых функций и решаемых  задач систематизируются следующим  образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральное агенство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

   Каждый из них  осуществляет различные функции в области охраны окружающей среды. При этом они имеют квалификационных специалистов, отраслевые методики проверок состояния окружающей среды, современные средства измерительного контроля и аппаратуру по определению состояния окружающей среды и наделены необходимыми полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция Правительства  РФ в области охраны окружающей среды

 

   Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды2 как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды, созданный в 1997 г. (до этого – Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды). Вспомогательным органом Правительства РФ является также Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию, действующая на основе Положения от 14 февраля 1997 г. К ее основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития страны; рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управления и развитию федеративных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также проектов и программ федерального и международного значения по изучению, освоению, воспроизводству, охране природных ресурсов и окружающей среды; контроль за выполнением решений Правительства РФ по вопросам, относящимся к его компетенции.

   Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды:

  • осуществляет реализацию государственной экологической политики;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ;
  • координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
  • устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
  • организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
  • устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
  • устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
  • принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
  • организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
  • принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
  • обеспечивает население необходимой экологической информацией;
  • руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

   Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия  в соответствии с настоящим Законом.

   Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа совершенствования механизмов природопользования

 

   Природные ресурсы  представляют собой не только  основу для развития экономики  и социальной сферы, но и  гарантию нормальной жизнедеятельности  будущих поколений. 

    На сегодняшний  день природные ресурсы используются государством недостаточно эффективно. Отсутствуют четкие, прозрачные условия доступа природопользователей к ресурсам. Интересы государства как собственника зачастую не защищены в полной мере, а у пользователей природных ресурсов, в свою очередь, отсутствуют стимулы к эффективному их использованию. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

    Для решения  указанных проблем необходимо:

    а) в сфере  природопользования:

    закрепить  в федеральной собственности основные виды природных ресурсов, четко разграничить полномочия федерального центра и регионов по вопросам распоряжения ресурсами;

    внедрить гражданско-правовые  начала в отношения между государством  и пользователями природных ресурсов, что позволит обеспечить стабильность режима пользования и прозрачность имущественных отношений;

    законодательно  закрепить взимание платы за  предоставление права пользования  природными ресурсами природопользователю; 

    разработать  технические регламенты в природопользовании;

    разработать  новую систему классификации  и государственного учета природных  ресурсов, гармонизированную с международными  правилами; 

    усилить роль  государства в регулировании  рационального пользования и  устойчивого воспроизводства природных ресурсов, в том числе создать эффективную систему контроля;

    б) в сфере  недропользования:

    осуществлять  безусловное применение состязательной  процедуры предоставления прав  пользования недрами на основе  аукционов (за исключением закрытого перечня оснований для принятия индивидуальных решений по вопросам, связанным с интересами национальной безопасности, выполнением обязательств по международным договорам), усилив контроль при проведении аукционов;

    совершенствовать  систему учета качества и количества добываемых природных ресурсов;

Информация о работе Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды