Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 20:04, контрольная работа
1. Понятие отраслевых принципов экологического права
2. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения рационального использования и охраны земель
3. Эколого-правовой режим использования и охраны земли
4. Правовое регулирование побочных лесных пользований, заготовок древесины
5. Задача
1. Понятие отраслевых принципов экологического права 3
2. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения
рационального использования и охраны земель 6
3. Эколого-правовой режим использования и охраны земли 11
4. Правовое регулирование
древесины
5. Задача 20
Список использованной литературы 22
1. Понятие отраслевых принципов экологического права
Принципы экологического права являются основой рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности.
Экологическое право основано на общих принципах российского права и на принципах данной отрасли (отраслевых).
Отраслевые принципы экологического права обусловлены особым характером регулируемых экологических общественных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта - экологической системой страны, состоящей из совокупности природных объектов. [9, с. 32]
Основные отраслевые принципы экологического права определены в статье 3 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 24.11.2014 № 361-ФЗ), законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей
среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость государственного экологического надзора;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
- обязательность финансирования юридическими лицами и индивиду-
альными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. [6, с. 18-19]
Так, формирование принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского экологического законодательства.
2. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения рационального использования и охраны земель
Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования и охраны земель представляет собой сложный комплекс правовых средств, системное использование которых позволяет достичь решения задачи рационального использования земель.
Правовое обеспечение той или иной цели предполагает системное обеспечение ее реализации необходимыми правовыми средствами, позволяющими реально достичь поставленной задачи.
Правовое обеспечение рационального использования земель осуществ-
ляется с помощью организационно-правовых форм:
1. Стимулирование целевого использования земельного участка собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, выражающееся в следующих аспектах:
а) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»), так и для земель конкретно (Закон РФ «О плате за землю»), где предусмотрены ставки земельного налога, арендная плата и нормативная цена земли.
Плата за землю является наиболее значимым экономико-правовым
стимулом, побуждающим землепользователей, во-первых, не приобретать
излишние площади земель в собственность, пользование или аренду, во-вторых, использовать приобретенные земельные участки наиболее рационально, т.к. использовать их иначе является просто невыгодным;
б) применением льгот и преимуществ к землепользователям, рационально использующим землю. Например, применение налогового стимулирования для граждан, впервые осваивающих земельный участок для ведения крестьянского хозяйства; установление надбавок за экологически чистую продукцию, выращенную на рационально используемом сельскохозяйственном угодье;
в) применением невыгодных правовых последствий к лицам, осуществляющим нерациональное использование земель. Например, не использование земельного угодья в течение более трех лет, если законом не установлен более длинный срок, влечет за собой возможность изъятия этого участка у собственника. [7, с. 54-55]
2. Устранение причин и условий,
способствующих
а) установление государственной разрешительной системы предоставления и изъятия земель, совершения сделок с земельными участками и т.д. В частности, государственной регистрации подлежат как права на участок (ст. 131 ГК РФ), так и сделки с землей (ст. 164 ГК РФ); под страхом наказания запрещается приступать к пользованию земельным участком, на которое не имеется специального решения уполномоченного на то государственного или муниципального органа, а также если не совершен отвод границ земельного участка в натуре и т.д.; [2, с. 25]
б) установление научно обоснованных расчетов последствий использования земель, позволяющих уже на стадии предоставления земельных участков в пользование предотвратить нерациональное их использование в будущем. В частности, ст. 11 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» позволяет выявить несовершенства в проекте строительства объекта, которое может повлечь нерациональное использование земельного участка в
будущем (повышенное антропогенное загрязнение и др.);
в) установление необходимости согласования отводов земельного участка с соответствующими государственными службами. Например, в ходе осуществления землеотведенного процесса заинтересованные в отводе земельного участка лица должны получить письменно заверенные согласования с представителями органов санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), с представителями пожарной службы (Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности») , что позволяет специалистам этих служб уже на стадии отвода устранить недостатки, которые могут послужить нерациональному использованию земли.
3. Установления правовой
Это пресечение может быть обеспечено, во-первых, предоставлением соответствующих правомочий государственным контрольным службам. Например, органы государственного контроля за охраной и использованием земель и их должностные лица вправе приостанавливать использование сельскохозяйственных земель, если оно осуществляется способами, способствующими возникновению эрозии почв, ведущими к ее деградации (п. 10 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель). [10, с. 78-79]
Во-вторых, такому пресечению может способствовать любой гражданин в силу наличия у него конституционного права на обращение в любые государственные органы, вплоть до международных в установленном законом порядке (ст. 33, 46 Конституции РФ), что позволяет ему требовать принятия мер по устранению нарушений в использовании земель. [1, с. 88]
Правовое обеспечение рационального использования земель выражает-
ся не только в наличии комплекса правовых мероприятий, но и в наличии
правовых возможностей субъектов земельных правоотношений рационально использовать землю. К числу таковых следует отнести:
1) свободу хозяйствования на земл
Вместе с тем, свобода в использовании земель должна осуществляться под контролем государства, поскольку в противном случае она может превратиться в анархию, игнорирование интересов общества. Например, фермеры начнут сдавать свои земли в аренду другим гражданам, вместо того чтобы выращивать на них сельскохозяйственную продукцию, или увлекутся коммерческой несельскохозяйственной деятельностью, хотя обязаны осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве ведущей (ст. 16 Федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Свобода хозяйствования на земле выражается также в недопустимости произвольного вмешательства любых лиц, в деятельность землепользователей под страхом ответственности за этот произвол. В частности, собственники земельных участков вправе оспаривать в судебном порядке ненормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, нормативные акты, признавать их посуду недействительными, если они нарушают права и законные интересы этих собственников (ст. 13 ГК РФ), взыскивать с данных органов причиненные этим актом убытки (ст. 16 ГК РФ), а также требовать денежной компенсации за понесенный моральный вред (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ).
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"