Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 20:04, контрольная работа
1. Понятие отраслевых принципов экологического права
2. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения рационального использования и охраны земель
3. Эколого-правовой режим использования и охраны земли
4. Правовое регулирование побочных лесных пользований, заготовок древесины
5. Задача
Свобода хозяйствования на земле является первым условием обеспечения рационального использования земли, поскольку только сам землепользователь знает природные особенности местности, в которой трудится, свойства своего земельного участка и в соответствии с ними вырабатывает порядок рациональной хозяйственной эксплуатации земли.
В дореформенный период при монопольном господстве государственной собственности на землю и идеологическом господстве одной партии были типичными случаи, когда работники райкомов и другие чиновники советского аппарата заставляли колхозников ускорять посевные или уборочные работы, чтобы раньше всех отрапортовать о завершении посевных и уборочных кампаний. В результате возникали значительные недоборы урожая сельскохозяйственных культур из-за проведения полевых работ в невыгодные сроки;
2) правильную правовую регламентацию земельных отношений, предполагающую:
а) отсутствие пробелов в земельном законодательстве, т.е. необходимых правовых норм, наличия которых требует особая природа земельных отношений. Например, при отсутствии точных критериев обеспечения и поддержания почвенного плодородия (поддержки на должном уровне гумусированной части почвенного слоя, обеспечения водного, воздушного и теплового режима в нем, создания благоприятных условий для развития почвенной фауны и т.п.) сама деятельность по повышению почвенного плодородия приводит к снижению последнего. В частности, чрезмерное внесение минеральных удобрений приводит к сгоранию гумуса, а уменьшение последнего ведет к снижению почвенного плодородия. Арендаторам же, являющимся временными хозяевами на земле, зачастую нужна сиюминутная выгода в ущерб почвенному благополучию земельного участка в последующие годы, а поэтому пробел в законе влечет за собой значительные негативные последствия в виде нерационального использования земель;
б) отсутствие несовершенств в законе, которые парализуют его результативность, и принятые правовые нормы оказываются бесполезными для правового регулирования рационального использования земель. Например, к числу таких несовершенств следует отнести существующую пока в ст. 50 Кодекса РФ об административных правонарушениях формулировку «бесхозяйственное использование земли», которая не содержит правовых критериев, а значит, и невозможно применение правовых санкций за подобное деяние. [10, с. 85-86]
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что правовое обеспечение рационального использования земель представляет собой сложный комплекс правовых средств, системное использование которых позволяет достичь решения задачи рационального использования земель.
Требование же рационального использования земель является главной задачей земельно-правового регулирования, достижению которой посвящена практически каждая норма российского земельного права.
3. Эколого-правовой режим использования и охраны земли
Окружающая природная среда состоит из взаимосвязанных и взаи-мообусловленных компонентов, главным из которых является земля.
Экономическую функцию земля выполняет как средство производства (в сельском и лесном хозяйстве) и как пространственный операционный базис (для всех видов транспорта, большинства отраслей перерабатывающей промышленности, строительной индустрии).
Как средство производства земля не может быть заменена другим, ибо недвижимое, строго локализованное средство производства и может быть использовано только в данном месте. Земля является источником красоты и богатства природы, имеет большое значение для поддержания здоровья людей, организации их отдыха, в этом проявляется ее культурно-оздоровительная функция как важнейшего объекта экологических отношений.
В соответствии с целевым назначением все земли (образующие государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий земель:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Охрана земель – социально-правовой институт, характеризующий важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.
Вопросы обеспечения рационального
использования земли были рассмотрены Н.И. Красновым, под
которым, по его мнению, понималось достижение
максимального эффекта в осуществлении
целей землепользования с учетом полезного
взаимодействия земли с другими природными
факторами и при охране земли в процессе
использования как специфического условия
всякой деятельности и главного средства
производства в сельском хозяйстве.
Правовая
охрана земель – это охрана их правовыми
средствами, т.е. путем установления прав
и обязанностей по отношению к земле государственных
органов, предприятий, учреждений и граждан
путем запретов и дозволений, путем поощрения
заботливых собственников, землевладельцев,
землепользователей, арендаторов и наказания
правонарушителей.
Правовая охрана земель представляет собой соблюдение
в первую очередь правил рационального
их использования. Установленный в земельном
законодательстве порядок использования
земель предполагает их сохранение, восстановление
и улучшение. В содержание правовой охраны
земель включаются правовые нормы, регулирующие
вопросы обеспечения сохранения и повышения
плодородия почв, предотвращения их истощения,
загрязнения и разрушения, т.е. охраны
земель как средства производства, а также
охраны земель, используемых в качестве
пространственно-
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в Земельном кодексе РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этом проявляется социальный аспект необходимости и закономерности сбережения и охраны земельных богатств России.
В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса встает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Одновременно охрана земель является составной частью деятельности человека, всего общества по поддержанию благоприятной окружающей природной среды, сохранению и воспроизводству полезных свойств и качеств всех земель и каждого земельного участка в отдельности путем применения рациональных способов хозяйственной деятельности и производства, не нарушающих естественных законов самовосстановления плодородия почв. В этом естественно-природном аспекте целями охраны земель закон признает:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).
Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. Причиной осуществления мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.
Правовой аспект охраны земель в Российской Федерации находит свое проявление в установлении законами, другими правовыми актами способов и нормативов рационального использования земель, в возложении на правообладателей земельных участков природоохранительных обязанностей, в установлении различных форм земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, правил рационального землепользования и привлечения к ответственности нарушителей земельного правопорядка.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. При проверке соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. [11, с. 31-32]
В статье 13 Земельного кодекса РФ четко определены цели и содержание охраны земли, отражающие особенности современного подхода к охране земель, сводятся к установлению юридических обязанностей перечисленных в п.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ участников земельных отношений, поскольку в данном случае законодателем использован императивный метод
правового регулирования.
Основные правовые меры использования и охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.
В числе последних следует особо выделить обязанности землепользователей по:
- рациональной организации земельной территории;
- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
- использованию земель в соответствии с целевым назначением;
- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Субъекты хозяйственной деятельности, которые производят работы с нарушением поверхности земель (строительство, добыча полезных ископаемых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.
При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективности предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новых техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов
В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель.
Мелиорация – это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культур технических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает Федеральный Закон РФ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 № 499-ФЗ).
Правовое использование и охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. [9, с. 50-51]
В случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 УК РФ (отравление, загрязнение или иная порча земель) и ст. 170 УК РФ (регистрация незаконных сделок с землей). [5, с. 20]
Независимо от привлечения виновных
лиц к административной и уголовной ответственности
применяется гражданско-
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"