Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:50, контрольная работа
В 1996 году вышли в свет две монографии, посвященные защите экологических прав граждан: С.А. Боголюбова «Защита экологических прав граждан», в которой были подробно исследованы вопросы создания общественных экологических организаций и формы их деятельности, освещена судебная практика по защите экологических прав граждан и юридических лиц, и М.И. Васильевой «Судебная защита экологических прав: правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда», посвященная формам возмещения и предупреждения экологического вреда .
Задание 1. Письменно ответить на следующие вопросы: 3
Задание 2. Найдите и приведите примеры двух дел из судебной практики (за последние 2 года) в сфере нарушения законодательства о недрах 30
Задание 3. Дайте определения следующих понятий: 37
Задание 4. Решите задачи. 38
Список используемых источников 42
Согласно исследованию, площадь лесов в Российской Федерации к 2030 г. будет увеличиваться в среднем примерно на 660 тысяч гектаров в год и к 2030 г. достигнет 895 миллионов гектаров. Это увеличение произойдет, главным образом, за счет искусственного и естественного облесения заброшенных и неудобных сельскохозяйственных угодий, а также в результате увеличения площадей притундровых лесов. По оценкам экспертов, ежегодный приток инвестиций в лесной сектор необходимо увеличить в пять раз - с двух млрд. долларов США до 10 млрд. долларов США в год. В этом случае производство круглого леса в Российской Федерации к 2030 г. достигнет более 300 млн. кубометров, а производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности вырастет втрое - до 25,5 млн. тонн. Но для такого оптимистического сценария развития России необходимо иметь национальную лесную политику, провести радикальное улучшение инвестиционного климата и принять долгосрочные программы развития лесного сектора.
В октябре 2012 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий ужесточение административной ответственности для граждан за незаконную рубку леса. Так, за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников для граждан предлагается установить штраф в размере от 3,5 до 5 тысяч рублей. Сейчас сумма штрафа составляет от 3 до 3,5 тысяч рублей.
За те же деяния, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, депутат предлагает установить штраф для граждан в размере от 4,5 до 7 тысяч рублей. Сейчас сумма штрафа составляет от 3,5 до 4,5 тысяч рублей.
Определение леса, содержащееся в ст. 5 Лесного кодекса РФ, очень не конкретно, оно подчеркивает только, что лес - это экологическая система, природный ресурс. Не отражается, какие компоненты входят в понятие экологической системы. Кодексом также четко не отмечено, что использование, воспроизводство и защита лесов практически являются составляющими лесных отношений.
Вопросы, посвященные охране лесов, были рассмотрены многими учеными, и существует несколько мнений о понятии охраны лесов.
В узком смысле под охраной понимается «система предусмотренных законом юридических мер, направленных на обеспечение рационального использования лесов и борьбу с лесонарушителями путем привлечения лесонарушителей к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности». То есть охрана представляется совокупностью норм юридической ответственности за нарушения лесного законодательства: незаконные рубки, пожары, нарушения порядка лесопользования и прочие действия, причиняющие вред лесу. Такой позиции придерживаются В.Ф. Горбовой, Е.И. Немировский, В. Бзежинский, П. Стайнов.
Н.Г. Баканева более широко определяет понятие правовой охраны лесов, включая в нее не только меры юридической ответственности, применяемые к лесонарушителям, но и меры защиты от вредителей и болезней леса12.
В широком понимании термина «охрана лесов», которого придерживается Н.Н. Абанина, понимается «предотвращение истощения, загрязнения, разрушения лесного комплекса, осуществляемое не только путем непосредственной охраны и защиты лесов и всего лесного массива, а также путем охраны от загрязнения атмосферного воздуха, вод, земель, недр, охраны и регулирования численности животного мира, организации рационального использования земель, лесов и мер по их воспроизводству»13. Сходного понимания придерживается О.В. Куликова, рассматривая правовую охрану лесов как «совокупность юридических мер, направленных на сохранение лесов, неистощительного лесоиспользования, определяя объект охраны, порядка лесопользования, организацию управления в этой области в целом, меры ответственности за лесонарушения, иные средства экономико-правового стимулирования лесоохраны»14.
Узкое понимание смысла правовой охраны только как меры ответственности не раскрывает содержания понятия охраны лесов, потому как восстановительные и охранительные меры будут восприниматься не как сопутствующие использованию лесов действия, а лишь как реакция на нарушение лесного законодательства.
Широкое же понимание является скорее принципом правового регулирования лесных отношений. Большинство лесов уже является экосистемой, и меры по охране атмосферного воздуха, вод, земель, животного мира, недр не всегда могут оказать положительное влияние на состояние лесов. Как правило, охрана лесов хорошо влияет на состояние атмосферного воздуха, а не наоборот. Поэтому в широком смысле понятие «охрана лесов» не всегда можно применять на практике.
Таким образом, под охраной лесов следует понимать сохранение лесов, которое осуществляется путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов, применения мер юридической ответственности.
Среди отдельных направлений по охране и защите лесов из гл. 3 Лесного кодекса РФ можно выделить: охрану от пожаров, от загрязнения, от иного негативного воздействия, оказываемого на них, включая загрязнение различных видов (в том числе радиоактивными веществами), защиту от вредных организмов. Воспроизводство лесов также целесообразно отнести к охране, поскольку данная деятельность направлена на предотвращение ухудшения свойств леса. Можно выделить такое направление охраны лесов, как охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения кустарников, лиан, иных растений, занесенных в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ. Согласно ст. 59 Лесного кодекса РФ может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Вопрос о соотношении понятий «охрана», «защита» и «воспроизводство» рассматривается по-разному не только в доктрине, но и в нормативно-правовых актах. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» дается следующее определение охраны окружающей среды: деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Таким образом, воспроизводство включается в понятие охраны.
Напротив, согласно Модельному лесному кодексу для государств - участников СНГ «...Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий...», но не включают понятие воспроизводства.
Одним из важнейших направлений деятельности по охране лесов является охрана от пожаров. Именно при пожарах уничтожается большое количество деревьев, которые расположены на больших площадях. По причине многочисленных по количеству и площади пожаров летом 2010 г. в ЛК были внесены следующие изменения, касающиеся охраны лесов от пожаров, - ст. 53.1 - 53.8: охрана лесов, произрастающих на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров осуществляется в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ, Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ мерами пожарной безопасности являются: предупреждение пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах.
Другим направлением по охране лесов является охрана лесов от негативного воздействия (в том числе радиационного воздействия), оказываемого на них. Особенности регулирования данного направления установлены Лесным кодексом РФ (ч. 1 ст. 58), Приказом МПР РФ от 17 апреля 2007 г. № 101 «Об утверждении Особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов».
Отдельным направлением охраны лесов является защита лесов от вредных организмов. Согласно ст. 54 Лесного кодекса РФ защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
Защита и охрана лесов служат одним и тем же целям, а потому понятие «защита» подпадает под понятие «охрана». Подробнее деятельность по обеспечению защиты лесов регламентируется Положением о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса, утвержденным Приказом Рослесхоза от 21 ноября 2005 г. № 308. В утратившем силу Положении о защите лесов от вредителей и болезней леса, утвержденном Федеральной службой лесного хозяйства РФ от 19 марта 1998 г., утвержденном письмом Рослесхоза от 24 марта 1998 г. № ДО-1-17-5/59, было не только указано на то, что направлена защита, но и дано определение: защита лесов от вредителей и болезней (лесозащита) - сфера деятельности органов управления лесным хозяйством и лесопользователей, включающая комплекс правил, методов и технологий, используемых для повышения устойчивости и защиты лесов, лесных питомников, плантаций, лесных культур, прочих объектов лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей и болезней. Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативного воздействия на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
В завершение стоит отметить, что Лесным кодексом РФ, закрепляющим основные принципы лесного законодательства в области охраны, защиты и воспроизводства лесов и признающим одним из важнейших направлений деятельности государства в области сохранения состояния леса охрану и защиту лесов, которые представляют собой отдельный институт лесного права, в то же время не дается понятийного аппарата, что негативно сказывается на правоприменительной практике. Так, отсутствуют определения понятий «охрана лесов», «защита лесов» и «воспроизводство лесов», неясно их соотношение.
В доктрине вопросы, посвященные охране лесов, были рассмотрены многими учеными, и существует несколько мнений о понятии охраны лесов - узкое, более широкое и широкое. Узкий и широкий подходы к пониманию охраны лесов имеют свои недостатки; таким образом, под охраной лесов следует понимать сохранение лесов, которое осуществляется путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов, применения мер юридической ответственности.
3). Назовите особенности правового режима государственных природных заповедников
Статья 95 ЗК РФ относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Правовой режим земель, объявленных заповедниками, определен в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Их деятельность имеет своей целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Гарантией сохранения этих территорий является запрет изъятия или иного прекращения прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники (ст. 6 названного Закона). Кроме того, природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются Минприроды России.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"