- Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП –
это самостоятельная отрасль права, представляющая
совокупность норм, регулирующая общественные
отношения по поводу использования природных
ресурсов и связанных с ними отношений
по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие
природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.
Вопрос о соотношении природоресурсного
и экологического права решался российскими
юристами двумя способами: природоресурсное
право или включало в себя экологическое,
или само поглощалось экологическим правом,
правом окружающей среды. Наиболее последовательно
и мотивированно разграничение между
природоресурсным и экологическим правом
проводит Б.В. Ерофеев[10]. Автор справедливо отмечает,
что коренные отличия природоресурсного
права от права экологического отражены
в предмете, методе правового регулирования
и его источниках, верно указывая, что
природоресурсное право изучает общественные
отношения, складывающиеся по поводу отдельных
природных ресурсов, в то время как предметом
экологического права являются общественные
отношения, касающиеся не столько самих
природных объектов, сколько внутренних
и внешних связей этих объектов, их свойств,
состояний и процессов, происходящих в
них.
- Предмет и метод природоресурсного права (вопрос2)
Для общественных
отношений, составляющих предмет природоресурсного
права, системообразующим признаком является
извлечение природного ресурса из окружающей
природной среды, сопровождающееся нарушением
многоуровневого взаимодействия ресурса
и среды. Совокупность отношений, связанных
с добычей (извлечением) природных ресурсов
составляют предмет природоресурсного
права.
Центральное
место среди них занимают ресурсные отношения.
Они включают в себя отношения по непосредственному
извлечению природных ресурсов из среды
их естественного пребывания и сопутствующие
им отношения по поиску, оценке, разведке
природных ресурсов и проведению иных
исследовательских работ
также отношения,
тесно связанные с ресурсными. Их можно
разделить на 5 групп: 1) предшествующие
ресурсным; 2) отношения по безопасности
и рационализации ресурсопользования;
3) отношения собственности на природные
ресурсы; 4) отношения по государственному
управлению ресурсопользованием; 5) отношения,
связанные с привлечением субъектов природоресурсного
права к ответственности и отношения по
рассмотрению споров, возникающих в связи
с использованием природных ресурсов
и возмещению вреда, причиненного неправомерным
ресурсопользованием.
Метод правового регулирования
– юридический критерий самостоятельности
отрасли права обычно понимается как совокупность
юридических приемов (способов) правового
воздействия на общественные отношения.
К особенностям метода правового регулирования
природоресурсных отношений В.М. Лебедев
относит:
«1) Основания и порядок возникновения,
изменения и прекращения правоотношения
по использованию природных ресурсов
– разрешительный (лицензия), сочетаемый
с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).
2) Общее юридическое положение
субъектов природоресурсного правоотношения
характеризуется правом ресурсопользователя
на получение, продление лицензии, на отказ
от нее, на заключение договора о ресурсопользовании
и неуклонное подчинение стандартам (юридическим
правилам, нормам), обеспечивающим технологический
процесс конкретного вида ресурсопользования.
3) Императивное установление
государством правил использования
природных ресурсов в форме
стандартов ресурсопользования сочетается
с дозволением – предоставлением ресурсопользователю
права заключать договор об использовании
природных ресурсов с ресурсодержателем,
самостоятельно выбирать вид своей деятельности
по использованию природного ресурса,
ограничивать или расширять свою деятельность,
не выходя за пределы лицензии, договора.
4) Характер связи субъектов
природоресурсного правоотношения –
возмездный с сочетанием элементов власти
и подчинения, пределы которых ограничены
законом или соглашением между субъектами
природоресурсного правоотношения».
- Природоресурсное законодательство. (вопрос 3)
Являясь совокупностью законов
регулирующих отношения по использованию
и охране отдельных природных ресурсов,
природоресурсное законодательство включает
в себя :
- закон РСФСР от 14.07.1982г. «Об охране
атмосферного воздуха»
- Земельный кодекс РФ
- Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных
земель";
- - Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";
- - Федеральный закон "О мелиорации земель";
- - Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
- - Федеральный закон "О землеустройстве";
- - Федеральный закон "О государственном земельном кадастре"
- Водный кодекс
- Федеральный закон "О плате
за пользование водными объектами"
- Лесной кодекс
- Фз О животном мире
- Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О недрах";
Все перечисленные законы являются
кодифицированными и соответствуют институтам
права окружающей среды или природоресурсного
законодательства
- Понятие водного
права. Принципы водного права.(вопрос 4)
Водное право – это система
правовых норм, регулирующих общественные
отношения по использованию, охране и
восстановлению водных объектов.
Водное законодательство
и изданные в соответствии с ним нормативные
правовые акты основываются на следующих
принципах:
1) значимость водных объектов
в качестве основы жизни и
деятельности человека. Регулирование
водных отношений осуществляется исходя
из представления о водном объекте как
о важнейшей составной части окружающей
среды, среде обитания объектов животного
и растительного мира, в том числе водных
биологических ресурсов, как о природном
ресурсе, используемом человеком для личных
и бытовых нужд, осуществления хозяйственной
и иной деятельности, и одновременно как
об объекте права собственности и иных
прав;
2) приоритет охраны водных объектов
перед их использованием. Использование
водных объектов не должно
оказывать негативное воздействие
на окружающую среду;
3) сохранение особо охраняемых
водных объектов, ограничение или
запрет использования которых устанавливается
федеральными законами;
4) целевое использование водных
объектов. Водные объекты могут
использоваться для одной или
нескольких целей;
5) приоритет использования водных
объектов для целей питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения
перед иными целями их использования.
Предоставление их в пользование
для иных целей допускается
только при наличии достаточных
водных ресурсов;
6) участие граждан, общественных
объединений в решении вопросов,
касающихся прав на водные
объекты, а также их обязанностей
по охране водных объектов. Граждане,
общественные объединения имеют
право принимать участие в
подготовке решений, реализация
которых может оказать воздействие
на водные объекты при их
использовании и охране. Органы
государственной власти, органы
местного самоуправления, субъекты
хозяйственной и иной деятельности
обязаны обеспечить возможность
такого участия в порядке и
в формах, которые установлены
законодательством Российской Федерации;
7) равный доступ физических лиц,
юридических лиц к приобретению
права пользования водными объектами,
за исключением случаев, предусмотренных
водным законодательством;
8) равный доступ физических лиц,
юридических лиц к приобретению
в собственность водных объектов,
которые в соответствии с настоящим
Кодексом могут находиться в
собственности физических лиц
или юридических лиц;
9) регулирование водных отношений
в границах бассейновых округов
(бассейновый подход);
10) регулирование водных отношений
в зависимости от особенностей
режима водных объектов, их физико-географических,
морфометрических и других особенностей;
11) регулирование водных отношений
исходя из взаимосвязи водных
объектов и гидротехнических
сооружений, образующих водохозяйственную
систему;
12) гласность осуществления водопользования.
Решения о предоставлении водных объектов
в пользование и договоры водопользования
должны быть доступны любому лицу, за исключением
информации, отнесенной законодательством Российской Федерации
к категории ограниченного доступа;
13) комплексное использование водных
объектов. Использование водных объектов
может осуществляться одним или несколькими
водопользователями;
14) платность использования водных
объектов. Пользование водными объектами
осуществляется за плату, за исключением
случаев, установленных законодательством
Российской Федерации;
15) экономическое стимулирование
охраны водных объектов. При определении
платы за пользование водными объектами
учитываются расходы водопользователей
на мероприятия по охране водных объектов;
16) использование водных объектов
в местах традиционного проживания
коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации для осуществления
традиционного природопользования.
- Водные отношения. (вопрос5)
Водные отношения - это отношения
по использованию и охране
существующих водных объектов,
строительству новых водных объектов
и
воспроизводству водных ресурсов.
Водные
отношения регулируются водным законодательством,
состоящим из
Водного
кодекса Российской Федерации от 3 июня
2006 г. № 74-ФЗ (ВК) и
принятыми
на основании и во исполнение настоящего
Кодекса другими
федеральными
законами, нормативными правовыми актами
Правительства РФ,
законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ и нормативных
правовых
актов органов местного самоуправления
в пределах своих полномочий.
Участниками
водных отношений являются Российская
Федерация, субъекты
Российской
Федерации, муниципальные образования,
физические лица,
юридические
лица.
Юридические
лица (организации), в том числе иностранные,
могут
участвовать
в водных отношениях, если они зарегистрированы
в установленном
порядке,
в соответствии со своими учредительными
документами и в различных
организационно-правовых
формах, допускаемых гражданским законодательством
(акционерное
общество, общество с ограниченной
ответственностью и др.), через
своих
руководителей или представителей, являющихся
физическими лицами.
Допускается
участие в водных отношениях (в водопользовании)
любых
физических
лиц, то есть граждан РФ, иностранных граждан
и лиц без
гражданства.
Они могут участвовать в таких отношениях
как непосредственно, так
и через
представителя, если имеют документы,
удостоверяющие личность
(обычно
паспорт), не лишены судом дееспособности
(то есть способности
приобретать
и осуществлять права и обязанности) и
(для предпринимателей без
образования
юридического лица) прошли государственную
регистрацию.
- Право собственности
на водные объекты.(вопрос 6)
Согласно п. 1 ст. 8 ВК
РФ водные объекты находятся в собственности
РФ федеральной собственности, за исключением случаев,
установленных п. 2 указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ
такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и
в иных формах собственности.
В частности, если пруд
или обводненный карьер расположены в
границах земельного участка, принадлежащего
на праве собственности субъекту РФ, муниципальному
образованию, физическому лицу, юридическому
лицу, то такие водные объекты находятся,
соответственно, в собственности субъекта
РФ, муниципального образования, физического
лица, юридического лица, если иное не
установлено федеральными законами.
Правила отнесения
земельных участков, в границах которых
расположен пруд или обводненный карьер,
к той или иной форме собственности установлены
ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ
«О введении в действие Водного кодекса
РФ». В соответствии с указанной статьей
земельные участки, в границах которых
расположены пруд или обводненный карьер,
являются: