Лекции по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Файлы: 1 файл

otvety_slepenkova.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)

ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.

Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. Наиболее последовательно и мотивированно разграничение между природоресурсным и экологическим правом проводит Б.В. Ерофеев[10]. Автор справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.

  1. Предмет и метод природоресурсного права (вопрос2)

Для общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, системообразующим признаком является извлечение природного ресурса из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды. Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права.

Центральное место среди них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ

также отношения, тесно связанные с ресурсными. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования; 3) отношения собственности на природные ресурсы; 4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Метод правового регулирования – юридический критерий самостоятельности отрасли права обычно понимается как совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения. К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит:

«1) Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).

2) Общее юридическое положение  субъектов природоресурсного правоотношения характеризуется правом ресурсопользователя на получение, продление лицензии, на отказ от нее, на заключение договора о ресурсопользовании и неуклонное подчинение стандартам (юридическим правилам, нормам), обеспечивающим технологический процесс конкретного вида ресурсопользования.

3) Императивное установление  государством правил использования  природных ресурсов в форме  стандартов ресурсопользования сочетается с дозволением – предоставлением ресурсопользователю права заключать договор об использовании природных ресурсов с ресурсодержателем, самостоятельно выбирать вид своей деятельности по использованию природного ресурса, ограничивать или расширять свою деятельность, не выходя за пределы лицензии, договора.

4) Характер связи субъектов  природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения».

  1. Природоресурсное законодательство. (вопрос 3)

Являясь совокупностью законов регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов, природоресурсное законодательство включает в себя :

  • закон РСФСР от 14.07.1982г. «Об охране атмосферного воздуха»
  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";
  • - Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";
  • - Федеральный закон "О мелиорации земель";
  • - Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
  • - Федеральный закон "О землеустройстве";
  • - Федеральный закон "О государственном земельном кадастре"
  • Водный кодекс
  • Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами"
  • Лесной кодекс
  • Фз О животном мире
  • Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

Все перечисленные законы являются кодифицированными и соответствуют институтам права окружающей среды или природоресурсного законодательства

 

  1. Понятие водного права. Принципы водного права.(вопрос 4)

Водное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов  в качестве основы жизни и  деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов  перед их использованием. Использование  водных объектов не должно  оказывать негативное воздействие  на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых  водных объектов, ограничение или  запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных  объектов. Водные объекты могут  использоваться для одной или  нескольких целей;

5) приоритет использования водных  объектов для целей питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения  перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование  для иных целей допускается  только при наличии достаточных  водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных  объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные  объекты, а также их обязанностей  по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют  право принимать участие в  подготовке решений, реализация  которых может оказать воздействие  на водные объекты при их  использовании и охране. Органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, субъекты  хозяйственной и иной деятельности  обязаны обеспечить возможность  такого участия в порядке и  в формах, которые установлены  законодательством Российской Федерации;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению  права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных  водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению  в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим  Кодексом могут находиться в  собственности физических лиц  или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений  в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений  в зависимости от особенностей  режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений  исходя из взаимосвязи водных  объектов и гидротехнических  сооружений, образующих водохозяйственную  систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных  объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных  объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

15) экономическое стимулирование  охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

16) использование водных объектов  в местах традиционного проживания  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации для осуществления  традиционного природопользования.

  1. Водные отношения. (вопрос5)

 

Водные отношения - это отношения по использованию и охране

существующих водных объектов, строительству новых водных объектов и

воспроизводству водных ресурсов.

Водные отношения регулируются водным законодательством, состоящим из

Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК) и

принятыми на основании и во исполнение настоящего Кодекса другими

федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ,

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативных

правовых актов органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты

Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица,

юридические лица.

Юридические лица (организации), в том числе иностранные, могут

участвовать в водных отношениях, если они зарегистрированы в установленном

порядке, в соответствии со своими учредительными документами и в различных

организационно-правовых формах, допускаемых гражданским законодательством

(акционерное  общество, общество с ограниченной  ответственностью и др.), через

своих руководителей или представителей, являющихся физическими лицами.

Допускается участие в водных отношениях (в водопользовании) любых

физических лиц, то есть граждан РФ, иностранных граждан и лиц без

гражданства. Они могут участвовать в таких отношениях как непосредственно, так

и через представителя, если имеют документы, удостоверяющие личность

(обычно  паспорт), не лишены судом дееспособности (то есть способности

приобретать и осуществлять права и обязанности) и (для предпринимателей без

образования юридического лица) прошли государственную регистрацию.

  1. Право собственности на водные объекты.(вопрос 6)

Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.

В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"