Лекции по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Файлы: 1 файл

otvety_slepenkova.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)

 

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти и в силу этого не наделены правом осуществлять государственное управление и государственный контроль в области водопользования. Однако Водный кодекс РФ предусматривает, что отдельные государственные полномочия по государственному регулированию недропользования могут передаваться им государством с обязательной передачей финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. 

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда наделен широким кругом полномочий,. Основные из них сводятся к контролю за:

соблюдением требований водного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения водопользования, в том числе во внутренних морских водах и территориальном море РФ;

соблюдением субъектами РФ установленных для них лимитов водопользования;

соблюдением порядка предоставления лицензий на водопользование и заключения договоров пользования водными объектами, их государственной регистрации;

выполнением водопользователями условий и требований лицензий и договоров на пользование водными объектами и соблюдением лимитов водопользования по водным объектам, установленных субъектами Федерации;

соблюдением порядка ведения государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод в части их использования и охраны;

соблюдением порядка ведения водопользователями и водопотребителями первичного учета использования вод по их параметрам; наличием, состоянием и соблюдением установленных сроков  государственной  аттестации КИПиА по определению параметров сточных вод;

реализацией мероприятий федеральных государственных программ по водопользованию и схем комплексного водопользования;

осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

соблюдением порядка установления границ прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов, прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ, а также режима использования их территорий;

состоянием и эксплуатацией транспорта, применяемого при использовании и охране водных объектов;

состоянием особо охраняемых водных объектов и трансграничных водных объектов;

строительством, реконструкцией, техническим перевооружением предприятий, осуществляющих водопользование;

недопущением самовольного использования водных объектов, самовольной застройки территорий их водоохранных зон.

  1. гОсудрственный водный реестр  (вопрос 11)

Государственный водный реестр — систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах[1].

Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа[1].

Реестр создан согласно постановлению Правительства РФ № 253 от 28 апреля 2007 года.

Государственный водный реестр регистрирует договоры водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования[1].

Государственный водный реестр содержит разделы:

  • «Водные объекты и водные ресурсы»;

  • «Водопользование»;

  • «Инфраструктура на водных объектах».

  1. Охрана водных объектов (вопрос 12)

Охрана вод осуществляется с помощью разработанных нормативов качества вод , соблюдение которых гарантирует экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов. Эти нормативы (предельно допустимые концентрации вредных веществ) носят обязательный характер. Нормативы качества воды разработаны для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, для водных объектов, используемых в рыбном хозяйстве, и устанавливаются также действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию водных объектов, должны принимать меры, установленные законодательством, по предотвращению их загрязнения и их восстановлению. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется путем регулирования функционирования источников загрязнения. Экологические, водоохранные и санитарно-гигиенические требования к ним содержатся также в Законе РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Загрязнение водных объектов может иметь различное происхождение (химическое, бактериальное, тепловое, естественными радиоактивными элементами, радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая загрязнение через поверхность земли и воздух). Охрана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения.

Водные объекты, кроме загрязнения, подвержены засорению (ст. 96 Водного кодекса РФ), под которым понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов и взвешенных частиц, ухудшающих их состояние или затрудняющих их использование. Водный кодекс запрещает сбрасывать в водные объекты и захоранивать в них производственные и бытовые отходы.

В сфере охраны вод могут возникать и аварийные ситуации, следствием которых становится загрязнение водных объектов

Особую роль играет охрана ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников от загрязнения и засорения (ст. 101 Водного кодекса), так как они являются источниками пополнения ресурсов чистой пресной воды. 

Водосборные площади водных объектов также законодательно охраняются от загрязнения и засорения. К мероприятиям по их охране можно отнести: сохранение и восстановление лесов и болот, закрепление оврагов, мелиорацию малых рек, рекультивацию техногенных образований и др.

Свои особенности имеет охрана подземных водных объектов, что обусловлено тем, что подземные воды, с одной стороны - один из видов полезных ископаемых, который охраняется законодательством о недрах, с другой - часть водного фонда, охраняемая водным законодательством.

 

 

Для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности устанавливаются водоохранные зоны, которые по своей сути являются одним из видов экологических зон.

Водоохранные зоны имеют различные размеры, которые определяются в зависимости от величины и протяженности водного объекта.

Государственное управление в области использования и охраны водных

объектов включает в себя разработку и реализацию определенных мер.

Водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов - содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов 

Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов принимаются для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра.

Государственный мониторинг водных объектов - система регулярных

 наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и

 

 

 гидрогеохимическими  показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного

 выявления негативных  процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий  и определения степени эффективности  осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный учет поверхностных и подземных вод - систематическое определение и фиксация в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории

 

 

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления

использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон 

 

 

13 вопрос. Лесное  право: понятие, принципы, источники  правового регулирования

Лесное Право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Наряду с другими приро-доресурсными отраслями входит в комплексную отрасль экологического права.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 1)

устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; 2)

сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3)

использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4)

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; 5)

воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; 6)

обеспечение охраны и защиты лесов; 7)

участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах; 8)

использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; 9)

подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; 10)

недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; 11)

платность использования лесов.

Основными источниками лесного права РФ являются: Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; Лесной кодекс РФ и другие акты лесного законодательства. Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству РФ. Государственные органы управления лесным хозяйством могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"