Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций
Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.
Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.
Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.
Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Данное определение является легальным и содержится в ст. 1 Федерального закона «О животном мире».
Понятие «животный мир» и производные от него понятия - «объекты животного мира», «среда обитания объектов животного мира» - используются в законодательстве Российской Федерации о животном мире.
Животный мир как юридическое понятие, имеющее легальное определение, как один из видов природных ресурсов, не включает в себя сельскохозяйственных и иных одомашненных животных, а также диких животных, изъятых из естественной среды их обитания и содержащихся в неволе (например, в зоопарках).
Отношения в сфере использования, охраны и воспроизводства животного мира регулируются Федеральными законами «О животном мире» (1995 г.), «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2004 г.), «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2009 г.), иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые нормы об использовании, охране и воспроизводстве животного мира содержатся также в актах законодательства об охране окружающей среды, налогового, уголовного, административного и иного законодательства.
Российская Федерация является участником ряда международных договоров по вопросам охраны, использования и оборота отдельных видов животных, в том числе редких и исчезающих, мигрирующих видов и др
Право государственной собственности на объекты животного мира.
Животный мир в пределах территории
Российской Федерации является государственной
собственностью.
Российская Федерации обладает суверенными
правами и осуществляет юрисдикцию на
континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне РФ в отношении объектов
животного мира
Вопросы владения, пользования, распоряжения
животным миром на территории РФ относятся
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов РФ.
Отношения по владению, пользованию и
распоряжению объектами животного мира
регулируются гражданским законодательством
в той мере, в какой они не урегулированы
настоящим Федеральным законом.
Животный мир РФ изъят из гражданского
оборота, а сделки по отчуждению объектов
животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие
в прямой или скрытой форме право государственной
собственности на животный мир, недействительны.
Оборотоспособность диких животных допускается
лишь в отдельных случаях по специальным
разрешениям (распорядительным лицензиям),
выдаваемым компетентными государственными
органами.
Объекты животного мира, изъятые из естественной
среды обитания, могут находиться в частной,
муниципальной, государственной или иных
формах собственности. Владение, пользование
и распоряжение такими объектами регулируется
гражданским законодательством.
Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.
К федеральной собственности
относятся следующие объекты животного
мира:
-редкие и находящиеся под угрозой исчезновения,
а также занесенные в Красную книгу РФ;
-обитающие на особо охраняемых территориях
федерального значения (в заповедниках,
национальных парках и др.);
-населяющие территориальное море, континентальный
шельф и исключительную экономическую
зону РФ;
-подпадающие под действие международных
договоров;
-относящиеся к особо охраняемым, ценным
в хозяйственном отношении;
-мигрирующие по территории двух и более
субъектов РФ.
От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы – общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.
Учет объектов животного мира представляет собой выявление их количества и видов в целях организации рационального использования.
Кадастр- систематический свод данных, включающий опись видов и количества объектов животного мира, их социально - экономическую оценку. Кадастр объектов животного мира может содержать рекомендации по их использованию и охране.
В РФ производится государственный учет объектов животного мира и ведется государственный кадастр объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории РФ, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Их ведение осуществляется по единым правилам для всей РФ, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов животного мира, объемов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным исполнительным органам власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета. Затем указанными федеральными органами проводится свод учетных и кадастровых сведений о соответствующих объектах животного мира по субъектам РФ и в целом по стране, анализ этих сведений и организуется периодическое издание материалов учета и кадастра.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ обобщает учетные и кадастровые сведения и результаты их анализа направляет в ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ. Все работы, связанные с организацией и проведением учета и сбора кадастровых сведений, осуществляются перечисленными федеральными органами и Российской академией наук за счет и в пределах выделенных им средств федерального бюджета.
Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания, Он проводится в целях своевременного выявления происходящих изменений в состоянии объектов животного мира, их оценки, предупреждения и устранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.
Необходимыми условиями осуществления
деятельности по охране животного мира
являются разработка и реализация федеральных
и территориальных государственны
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира*.
Федеральные программы
по охране объектов животного мира и среды
их обитания утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Территориальные
и местные программы разрабатываются
и реализуются в порядке, предусмотренном
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Мероприятия
по охране отдельных объектов животного
мира не должны наносить ущерба другим
объектам животного мира и окружающей
природной среде.
Вопрос 42 Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения объекты животного мира
заносятся в Красную книгу Российской
Федерации и (или) Красные книги субъектов
Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели,
сокращению численности или нарушению
среды обитания объектов животного мира,
занесенных в Красные книги, не допускаются.
Юридические лица и граждане, осуществляющие
хозяйственную деятельность на территориях
и акваториях, где обитают животные, занесенные
в Красные книги, несут ответственность
за сохранение и воспроизводство этих
объектов животного мира в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих
к видам, занесенным в Красную книгу Российской
Федерации, допускается в исключительных
случаях по разрешению (распорядительной
лицензии), выдаваемому специально уполномоченным
государственным органом по охране окружающей
среды в порядке, предусмотренном Правительством
Российской Федерации. Содержание указанных
животных в неволе и выпуск их в естественную
природную среду также допускаются в исключительных
случаях, определяемых Правительством
Российской Федерации.
Красная книга РФ - официальный
документ, содержащий свод сведе¬ний о
состоянии, распространении и мерах охраны
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов (подвидов, популяций) диких животных
и дикорастущих растений и грибов, обитающих
(произрастающих) на террито¬рии РФ, континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне РФ.
Красная книга ведется Государственным
комитетом по охране окружающей среды
на основе систематическо¬го обновления
данных о состоянии и распространении
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов диких животных, обитающих на территории
РФ, конти¬нентального шельфа и в исключительной
экономической зоне РФ.
Объекты животного и растительного мира,
включаемые в Красную книгу РФ:
1) объекты животного и растительного мира,
нуждающиеся в специ¬альных мерах охраны:
а) объекты животного и растительного
мира, находящиеся под угрозой исчезновения;
б) уязвимые,эндемичные и редкие объекты
животно¬го и растительного мира, охрана
которых важна для сохранения флоры и
фауны различных природно-климатических
зон;
в) объекты животного и растительного
мира, реальная или потенциаль¬ная хозяйственная
ценность которых установлена, и при существующих
тем¬пах эксплуатации их запасы поставлены
на грань исчезновения, в результате чего
назрела необходимость принятия срочных
мер по их охране и воспроиз¬водству;
д) объекты животного и растительного
мира, которым не требуется срочных мер
охраны, но необходим государственный
контроль за их состоя¬нием в силу их уязвимости;
2) объекты животного и растительного мира,
подпадающие под дейст¬вие международных
соглашений и конвенций;
3) объекты животного и растительного мира,
занесенные в Междуна¬родную Красную
книгу и Красную книгу государств-участников
СНГ.
Ведение Красной книги РФ:
1) сбор и анализ данных об объектах животного
и растительного мира обеспечивается
в результате проведения необходимых
обследований и госу¬дарственного мониторинга;
2) организация мониторинга состояния
объектов животного и расти¬тельного
мира.
3) Государственный мониторинг - система
регулярных на¬блюдений за распространением,
численностью, состоянием указанных объ¬ектов,
структурой, качеством и площадью среды
их обитания;
4) создание и пополнение банка данных
по объектам животного и рас¬тительного
мира;
5) занесение в Красную книгу РФ (или исключение
из нее) объектов животного или растительного
мира;
6) подготовку к изданию, издание и распространение
Красной книги РФ;
7) подготовку и реализацию предложений
по специальным мерам ох¬раны, включая
организацию особо охраняемых природных
территорий и ге¬нетических банков с целью
сохранения объектов животного и растительного
мира, занесенных в Красную книгу РФ;
8) выдачу лицензий на осуществление видов
деятельности, связанной с использованием
объектов животного и растительного мира,
занесенных в Красную книгу РФ;
9) 8) выдачу разрешений на добывание объектов
животного и раститель¬ного мира, занесенных
в Красную книгу РФ.
10) Финансирование работ, связанных с ведением
и периодическим изда¬нием Красной книги
РФ, производится за счет средств федерального
бюдже¬та.