Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций
Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.
Леса первой
группы - леса, основным назначением которых
является выполнение водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных,
иных функций, а также леса особо охраняемых
природных территорий.
Категории защитности
лесов первой группы:
запретные полосы лесов
по берегам рек, озер, водохранилищ и других
водных объектов;
запретные полосы лесов,
защищающие нерестилища ценных промысловых
рыб;
противоэрозионные
леса;
защитные полосы лесов
вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных
дорог федерально-
X го, республиканского
и областного значения;
государственные защитные
лесные полосы; ленточные боры;
леса на пустынных,
полупустынных, степных, лесостепных и
малолесных горных территориях, имеющие
важное значение для защиты окружающей
природной среды;
леса зеленых зон поселений
и хозяйственных объектов;
леса первого и второго
поясов зон санитарной охраны источников
водоснабжения;
К)леса первой, второй
и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной)
охраны курортов; 11)особо ценные лесные
массивы; 1Элеса, имеющие научное или историческое
значение;
"памятники природы;
орехово-промысловые
зоны;
лесоллодовые насаждения;
притундровые леса;
леса государственных
природных заповедников;
леса национальных
парков;
леса природных парков;
заповедные лесные
участки.
Леса второй группы
- леса в регионах с высокой плотностью
населения и развитой сетью наземных транспортных
путей, леса, выполняющие водоохранные,
защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные
и иные функции, имеющие ограниченное
эксплуатационное значение, а также леса
в регионах с недостаточными лесными ресурсами,
для сохранения которых требуется ограничение
режима лесопользования.
Леса третьей группы
- леса многолесных регионов, имеющие преимущественно
эксплуатационное значение. При заготовке
древесины должно обеспечиваться сохранение
экологических функций этих лесов.
Виды лесов третьей
группы: 1 )освоенные леса;
2) резервные леса. Федеральным
органом управления лесным хозяйством
устанавливаются критерии отнесения лесов
третьей группы к резервным лесам.
Лесные участки могут располагаться
на землях лесного фонда и землях иных
категорий (земли населенных пунктов,
земли сельскохозяйственного назначения,
земли промышленности, энергетики, транспорта...,
земли лесного фонда, земли водного фонда,
земли запаса)
Лесные
участки в составе земель лесного фонда
и земель запаса находятся в федеральной
собственности.
Формы
собственности на лесные участки в составе
земель иных категорий определяются в
соответствии с земельным законодательством.
На Лесные
участки могут существовать права: собственности,
пожизненное наследуемое владение, постоянное
(бессрочное) пользование.
С лесными
участками, как и с любыми прочими земельными
участками могут совершаться сделки: аренда,
безвозмездное срочное пользование.
Лесные
участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности могут
предоставляться:
Гражданам
– в аренду, безвозмездное срочное пользование
(в виде служебных наделов);
Юридическим
лицам – в постоянное (бессрочное) пользование,
аренду, безвозмездное срочное пользование.
16 вопрос. Лесные отношения.
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Земли лесного фонда могут использоваться для целей, указанных в ст. 25 Лесного кодекса РФ, а также для выполнения изыскательских работ (в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона «О введении в действие лесного кодекса РФ»). Осуществление иных видов деятельности на территории земель лесного фонда действующим законодательством не допускается. В случае необходимости осуществления на территориях, отнесенных к землям лесного фонда, деятельности, не совместимой с данной категорией земель, действующим законодательством предусмотрена возможность перевода таких земель в соответствующую категорию.
В соответствии с Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий для инициирования процедуры перевода заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ документы, предусмотренные пунктом 2 Положения. Данный орган в 2-недельный срок с даты представления заявителем документации представляет необходимые документы в Федеральное агентство лесного хозяйства или возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2-недельный срок с даты получения материалов в установленном порядке осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и представляет в Министерство природных ресурсов РФ документацию о переводе или возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Министерство природных ресурсов РФ готовит в 5-дневный срок проект акта Правительства Российской Федерации о переводе с приложением документации о переводе или возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства с обоснованием причин отказа.
В Правительстве Российской Федерации (Департамент отраслевого развития) проект акта Правительства Российской Федерации и документация о переводе рассматривается в 15-дневный срок. При несоответствии представленных материалов установленным требованиям осуществляется их возврат в Министерство природных ресурсов РФ, а затем – в Федеральное агентство лесного хозяйства с обоснованием причин отказа. При соответствии представленных документов установленным требованиям издается распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
В соответствии с Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий для осуществления перевода заинтересованному лицу необходимо предоставить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ следующие документы: