Леса подлежат охране
от пожаров, от загрязнения (в том числе
радиоактивными веществами) и от иного
негативного воздействия, а также защите
от вредных организмов.
Охрана и защита лесов
осуществляются органами государственной
власти, органами местного самоуправления
в пределах их полномочий.
Невыполнение гражданами,
юридическими лицами, осуществляющими
использование лесов, лесохозяйственного
регламента и проекта освоения лесов в
части охраны и защиты лесов является
основанием для досрочного расторжения
договоров аренды лесных участков, договоров
купли-продажи лесных насаждений, а также
для принудительного прекращения права
постоянного (бессрочного) пользования
лесным участком или права безвозмездного
срочного пользования лесным участком.
Охрана лесов от пожаров
включает в себя выполнение мер пожарной
безопасности в лесах и тушение пожаров
в лесах.
Меры пожарной безопасности
в лесах включают в себя:
предупреждение лесных
пожаров;
мониторинг пожарной
опасности в лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение
планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной
безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности
в лесах осуществляются в соответствии
с лесным планом субъекта Российской Федерации,
лесохозяйственным регламентом лесничества,
лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности
в лесах и требования к мерам пожарной
безопасности в лесах в зависимости от
целевого назначения земель и целевого
назначения лесов устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Классификация природной
пожарной опасности лесов и классификация
пожарной опасности в лесах в зависимости
от условий погоды устанавливаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Предупреждение лесных
пожаров включает в себя противопожарное
обустройство лесов и обеспечение средствами
предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного
обустройства лесов включают в себя:
строительство, реконструкцию
и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных
для охраны лесов от пожаров;
строительство, реконструкцию
и эксплуатацию посадочных площадок для
самолетов, вертолетов, используемых в
целях проведения авиационных работ по
охране и защите лесов;
прокладку просек,
противопожарных разрывов, устройство
противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию
и эксплуатацию пожарных наблюдательных
пунктов (вышек, мачт, павильонов и других
наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения
противопожарного инвентаря;
устройство пожарных
водоемов и подъездов к источникам противопожарного
водоснабжения;
проведение работ по
гидромелиорации;
снижение природной
пожарной опасности лесов путем регулирования
породного состава лесных насаждений
и проведения санитарно-оздоровительных
мероприятий;
проведение профилактического
контролируемого противопожарного выжигания
хвороста, лесной подстилки, сухой травы
и других лесных горючих материалов;
иные определенные
Правительством Российской Федерации
меры.
Указанные меры противопожарного
обустройства лесов на лесных участках,
предоставленных в постоянное (бессрочное)
пользование, в аренду, осуществляются
лицами, использующими леса на основании
проекта освоения лесов.
Органы государственной
власти, органы местного самоуправления
в пределах своих полномочий ограничивают
пребывание граждан в лесах и въезд в них
транспортных средств, проведение в лесах
определенных видов работ в целях обеспечения
пожарной безопасности или санитарной
безопасности в лесах в порядке, установленном
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
Защита лесов
Защита лесов направлена
на выявление в лесах вредных организмов
(растений, животных, болезнетворных организмов,
способных при определенных условиях
нанести вред лесам или лесным ресурсам)
и предупреждение их распространения,
а в случае возникновения очагов вредных
организмов, отнесенных к карантинным
объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
Защита лесов от вредных
организмов, отнесенных к карантинным
объектам, осуществляется в соответствии
с Федеральным законом от 15 июля 2000 года
N 99-ФЗ "О карантине растений".
Санитарная
безопасность в лесах
В целях обеспечения
санитарной безопасности в лесах осуществляются:
лесозащитное районирование
(определение зон слабой, средней и сильной
лесопатологической угрозы);
лесопатологические
обследования и лесопатологический мониторинг;
авиационные работы
и наземные работы по локализации и ликвидации
очагов вредных организмов;
санитарно-оздоровительные
мероприятия (вырубка погибших и поврежденных
лесных насаждений, очистка лесов от захламления,
загрязнения и иного негативного воздействия);
установление санитарных
требований к использованию лесов.
Лесопатологический
мониторинг
В целях охраны и защиты
лесов проводятся сбор, анализ и использование
информации о лесопатологическом состоянии
лесов, в том числе об очагах вредных организмов,
отнесенных к карантинным объектам (государственный
лесопатологический мониторинг).
Государственный лесопатологический
мониторинг является частью государственного
экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды).
Порядок организации
и осуществления лесопатологического
мониторинга устанавливается уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Авиационные
работы по охране и защите лесов
Авиационные работы
по охране и защите лесов включают в себя:
авиационное патрулирование;
доставку воздушными
судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
осуществление авиационного
лесопатологического мониторинга и проведение
иных работ по защите лесов от вредных
организмов.
Охрана лесов
от загрязнения радиоактивными веществами
В целях охраны лесов
от загрязнения радиоактивными веществами
осуществляется радиационное обследование
лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного
загрязнения.
Особенности охраны
лесов, разработки и осуществления профилактических
и реабилитационных мероприятий в зонах
радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
Охрана редких
и находящихся под угрозой исчезновения
видов деревьев, кустарников, лиан, иных
лесных растений
В целях сохранения
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов деревьев, кустарников, лиан, иных
лесных растений, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации или красные
книги субъектов Российской Федерации,
может запрещаться осуществление деятельности,
негативное воздействие которой приведет
или может привести к сокращению численности
таких растений и (или) ухудшению среды
их обитания, либо могут устанавливаться
ограничения осуществления этой деятельности.
Вопрос 30. Понятие недр. Право
собственности на недра.
Недра являются частью
земной коры, расположенной ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии - ниже земной
поверхности и дна водоемов и водотоков,
простирающейся до глубин, доступных для
геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской
Федерации, включая подземное пространство
и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические и иные ресурсы, являются
государственной собственностью. Вопросы
владения, пользования и распоряжения
недрами находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Участки недр не могут быть предметом
купли, продажи, дарения, наследования,
вклада, залога или отчуждаться в иной
форме. Права пользования недрами могут
отчуждаться или переходить от одного
лица к другому в той мере, в какой их оборот
допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые
и иные ресурсы по условиям лицензии могут
находиться в федеральной государственной
собственности, собственности субъектов
Российской Федерации, муниципальной,
частной и в иных формах собственности.
Государственный фонд недр составляют
используемые участки, представляющие
собой геометризованные блоки недр, и
неиспользуемые части недр в пределах
территории Российской Федерации и ее
континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение
государственным фондом недр в пределах
территории Российской Федерации в интересах
народов, проживающих на соответствующих
территориях, и всех народов Российской
Федерации осуществляются совместно Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своих
полномочий утверждают государственные
программы геологического изучения недр,
воспроизводства минерально-сырьевой
базы и рационального использования недр,
по представлению федерального органа
управления государственным фондом недр
и под контролем органов представительной
власти решают вопросы недропользования,
охраны недр и охраны окружающей среды.
В целях обеспечения обороны страны и
безопасности государства отдельные участки
недр относятся к участкам недр федерального
значения.
В целях обеспечения в перспективе потребностей
Российской Федерации в стратегических
и дефицитных видах полезных ископаемых
из не предоставленных в пользование участков
недр формируется федеральный фонд резервных
участков недр.
Участки недр, включенные в федеральный
фонд резервных участков недр, не предоставляются
в пользование до принятия решения об
исключении их из федерального фонда резервных
участков недр.
Решения о включении участков недр в
федеральный фонд резервных участков
недр и об исключении из него участков
недр принимаются Правительством Российской
Федерации по представлению уполномоченного
федерального органа исполнительной власти,
если иное не установлено федеральными
законами.
Вопрос 31 право недропользования
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического
изучения, включающего региональные
геолого-геофизические работы, геологическую
съемку, инженерно-геологические изыскания,
научно-исследовательские, палеонтологические
и другие работы, направленные
на общее геологическое изучение
недр, геологические работы по
прогнозированию землетрясений
и исследованию вулканической
деятельности, созданию и ведению
мониторинга состояния недр, контроль
за режимом подземных вод, а
также иные работы, проводимые
без существенного нарушения
целостности недр;
2) геологического изучения, включающего
поиски и оценку месторождений
полезных ископаемых;
3) строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых;
4) образования особо охраняемых
геологических объектов, имеющих
научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное
и иное значение;