16. Разграничение
полномочий оганов государственной власти федерального,
регионального уровней, органов местного
самоуправления в области охраны окружающей
природной среды. Статья 5. К полномочиям органов государственной
власти РФ в сфере отношений, связанных
с охраной окружающей среды, относятся:обеспечение
проведения федеральной политики в области
экологического развития Российской Федерации;разработка
и издание федеральных законов и иных
нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды и контроль за
их применением;разработка, утверждение
и обеспечение реализации федеральных
программ в области экологического развития
Российской Федерации;объявление и установление
правового статуса и режима зон экологического
бедствия на территории Российской Федерации;координация
и реализация мероприятий по охране окружающей
среды в зонах экологического бедствия;установление
порядка осуществления государственного
мониторинга окружающей среды (государственного
экологического мониторинга), формирование
государственной системы наблюдений за
состоянием окружающей среды и обеспечение
функционирования такой системы;установление
порядка осуществления государственного
контроля в области охраны окружающей
среды, в том числе на объектах хозяйственной
и иной деятельности независимо от форм
собственности, находящихся в ведении
Российской Федерации, объектах, способствующих
трансграничному загрязнению окружающей
среды и оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду (федеральный государственный
экологический контроль);установление
федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственное управление
в области охраны окружающей среды;обеспечение
охраны окружающей среды, в том числе морской
среды на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации;установление
порядка обращения с радиоактивными отходами
и опасными отходами, контроль за обеспечением
радиационной безопасности;подготовка
и распространение ежегодного государственного
доклада о состоянии и об охране окружающей
среды;установление требований в области
охраны окружающей среды, разработка и
утверждение нормативов, государственных
стандартов и иных нормативных документов
в области охраны окружающей среды;установление
порядка определения размера платы за
выбросы и сбросы загрязняющих веществ
в окружающую среду, размещение отходов
и другие виды негативного воздействия
на окружающую среду;организация и проведение
государственной экологической экспертизы;взаимодействие
с субъектами Российской Федерации по
вопросам охраны окружающей среды;установление
порядка ограничения, приостановления
и запрещения хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой с нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, и их
осуществление;предъявление исков о возмещении
вреда окружающей среде, причиненного
в результате нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды;организация
и развитие системы экологического образования,
формирование экологической культуры;обеспечение
населения достоверной информацией о
состоянии окружающей среды;образование
особо охраняемых природных территорий
федерального значения, природных объектов
всемирного наследия, управление природно-заповедным
фондом, ведение Красной книги Российской
Федерации;ведение государственного учета
объектов, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, и их классификация
в зависимости от уровня и объема негативного
воздействия на окружающую среду;ведение
государственного учета особо охраняемых
природных территорий, в том числе природных
комплексов и объектов, а также природных
ресурсов с учетом их экологической значимости;экономическая
оценка воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду;экономическая
оценка природных и природно-антропогенных
объектов;установление порядка лицензирования
отдельных видов деятельности в области
охраны окружающей среды и его осуществление;осуществление
международного сотрудничества Российской
Федерации в области охраны окружающей
среды;осуществление иных предусмотренных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
полномочий.Статья 6. К полномочиям органов государственной
власти субъектов РФв сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды,
относятся:участие в определении основных
направлений охраны окружающей среды
на территории субъекта Российской Федерации;участие
в реализации федеральной политики в области
экологического развития Российской Федерации
на территории субъекта Российской Федерации;принятие
законов и иных нормативных правовых актов
субъекта Российской Федерации в области
охраны окружающей среды в соответствии
с федеральным законодательством, а также
осуществление контроля за их исполнением;право
принятия и реализации региональных программ
в области охраны окружающей среды;участие
в порядке, установленном нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
в осуществлении государственного мониторинга
окружающей среды (государственного экологического
мониторинга) с правом формирования и
обеспечения функционирования территориальных
систем наблюдения за состоянием окружающей
среды на территории субъекта Российской
Федерации;осуществление государственного
контроля в области охраны окружающей
среды (государственного экологического
контроля) на объектах хозяйственной и
иной деятельности независимо от форм
собственности, находящихся на территории
субъекта Российской Федерации, за исключением
объектов хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю;утверждение
перечня должностных лиц органов государственной
власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющих государственный экологический
контроль (государственных инспекторов
в области охраны окружающей среды субъекта
Российской Федерации);установление нормативов
качества окружающей среды, содержащих
соответствующие требования и нормы не
ниже требований и норм, установленных
на федеральном уровне;право организации
и развития системы экологического образования
и формирования экологической культуры
на территории субъекта Российской Федерации;обращение
в суд с требованием об ограничении, о
приостановлении и (или) запрещении в установленном
порядке хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой с нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды;предъявление
исков о возмещении вреда окружающей среде,
причиненного в результате нарушения
законодательства в области охраны окружающей
среды;ведение учета объектов и источников
негативного воздействия на окружающую
среду, государственный экологический
контроль которых осуществляется субъектом
Российской Федерации;контроль в установленном
федеральным законодательством порядке
платы за негативное воздействие на окружающую
среду по объектам хозяйственной и иной
деятельности, за исключением объектов,
подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю;ведение Красной
книги субъекта Российской Федерации;право
образования особо охраняемых природных
территорий регионального значения, управление
и контроль в области охраны и использования
таких территорий;участие в обеспечении
населения информацией о состоянии окружающей
среды на территории субъекта Российской
Федерации;право организации проведения
экономической оценки воздействия на
окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности, осуществления экологической
паспортизации территории.Статья 7. Полномочия органов местного
самоуправления в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды1.
К вопросам местного значения городских,
сельских поселений относится организация
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.2.
К вопросам местного значения муниципального
района относятся:организация мероприятий
межпоселенческого характера по охране
окружающей среды;организация утилизации
и переработки бытовых и промышленных
отходов.3. К вопросам местного значения
городского округа относятся:организация
мероприятий по охране окружающей среды
в границах городского округа;организация
сбора, вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов.4. В субъектах
Российской Федерации - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия
органов местного самоуправления, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, исходя
из необходимости сохранения единства
городского хозяйства могут быть возложены
законами соответствующих субъектов Российской
Федерации на органы государственной
власти городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга.5. В субъектах
Российской Федерации - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия
органов местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований в области
охраны окружающей среды определяются
законами субъектов Российской Федерации
- городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга.Статья 8. Органы исполнительной
власти, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей
среды.1. Государственное управление в
области охраны окружающей среды осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом
"О Правительстве Российской Федерации".2.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в области
охраны окружающей среды, определяются
субъектами Российской Федерации.Статья
9. 1. Разграничение полномочий в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей
среды, между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляется Конституцией
Российской Федерации и федеральными
законами.2. Соглашения между федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации о передаче осуществления части
полномочий в сфере отношений, связанных
с охраной окружающей среды, заключаются
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.Статья
10. Управление в области охраны окружающей
среды осуществляется органами местного
самоуправления в соответствии с настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
17. Экологический
контроль. Понятие и виды.Экологический контроль
- это определенный вид деятельности государственных
и общественных органов по наблюдению
за состоянием окружающей природной среды,
ее изменениями под влиянием хозяйственной
и иной деятельности, проверке выполнения
планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию природных
ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению
требований природоохранного законодательства
и нормативов качества окружающей природной
среды.Различаются следующие виды экологического
контроля: государственный, производственный,
общественный.Государственный экологический
контроль осуществляется государственными
органами общей компетенции, а также специально
уполномоченными органами Российской
Федерации и ее субъектов. Важнейшими
их них являются Государственный комитет
РФ по охране окружающей среды Федеральная
служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды и ее органы
на местах.Должностные лица органов
государственного экологического контроля
имеют право в установленном порядке:посещать
предприятия, учреждения, организации,
независимо от форм собственности и подчинения,
включая воинские части, специальные объекты
и службы Вооруженных Сил, органов внутренних
дел и государственной безопасности, знакомиться
с документами, результатами анализов,
иными материалами, необходимыми для выполнения
их служебных обязанностей;проверять
работу очистных сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств их контроля, соблюдение
нормативов качества окружающей природной
среды, природоохранного законодательства,
выполнение планов и мероприятий по охране
окружающей природной среды;выдавать
разрешения на право выброса, сброса, размещения
вредных веществ;устанавливать по согласованию
с органами санитарно-эпидемиологического
надзора нормативы выбросов, сбросов вредных
веществ стационарными источниками загрязнения
окружающей природной среды;назначать
государственную экологическую экспертизу,
обеспечивать контроль за выполнением
ее заключения;требовать устранения выявленных
недостатков, давать в пределах предоставленных
прав указания или заключения по размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,
вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;привлекать
в установленном порядке виновных лиц
к административной ответственности,
направлять материалы о привлечении их
к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности, предъявлять
иски в суд или арбитражный суд о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной
среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного законодательства;принимать
решения об ограничении, приостановлении,
прекращении работы предприятий, сооружений,
иных объектов и любой деятельности, причиняющей
вред окружающей природной среде и несущей
потенциальную опасность для здоровья
человека.Решения указанных органов обязательны
для исполнения. Они могут быть обжалованы
в суд или арбитражный суд.Производственный
экологический контроль осуществляется
экологической службой предприятия, учреждения,
организации. Он имеет задачей проверку
выполнения планов и мероприятий по охране
природы и оздоровлению окружающей среды,
рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов, соблюдения нормативов
качества окружающей природной среды,
выполнения требований природоохранительного
законодательства. Порядок организации
производственного экологического контроля
регулируется положениями, утверждаемыми
самими предприятиями, учреждениями и
организациями на основании Закона «Об
охране окружающей природной среды».Общественный
экологический контроль осуществляется
профессиональными союзами Российской
Федерации и иными общественными организациями,
трудовыми коллективами, гражданами. Его
задача - проверка выполнения требований
природоохранительного законодательства
министерствами и ведомствами, предприятиями,
учреждениями и организациями, независимо
от их формы собственности и подчиненности,
должностными лицами и гражданами. Порядок
проведения общественного экологического
контроля регулируется Законом «Об охране
окружающей природной среды», законодательством
о профессиональных союзах Российской
Федерации и других общественных организациях.
18. Экологическая экспертиза. Понятие,
принципы и объекты.Экологическая экспертиза - это установление
соответствия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы (ст.
1 Федерального Закона «Об экологической
экспертизе»).Таким образом, сущность
экологической экспертизы заключается
в предварительной (на стадии принятия
решения и разработки проекта) проверке
соответствия хозяйственной деятельности
экологическим требованиям, а ее цель
- в предупреждении вредных экологических
и иных последствий такой деятельности.Правовой
основой экологической экспертизы являются
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной
среды», Федеральный Закон «Об экологической
экспертизе», Положение о порядке проведения
государственной экологической экспертизы,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 11 июня 1996 г. № 698.В зависимости от
порядка организации и проведения экологическая
экспертиза делится на два вида: государственная
и общественная.Государственная экологическая
экспертиза организуется и проводится
специально уполномоченными государственными
органами. Исключительное право на ее
проведение и соответствующие функции
принадлежат Государственному комитету
РФ по охране окружающей среды и его территориальным
органам (ст. 13 Федерального Закона «Об
экологической экспертизе», п. 6 Положения
о Государственном комитете РФ по охране
окружающей среды). Они наделены правом
назначать экологическую экспертизу и
контролировать выполнение ее требований.
Государственная экологическая экспертиза
может проводиться на двух уровнях - федеральном
и субъектов РФ.Общественная экологическая
экспертиза организуется и проводится
по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по
инициативе органов местного самоуправления
общественными организациями (объединениями),
основным направлением деятельности которых
в соответствии с их уставами является
охрана окружающей среды, в том числе проведение
экологической экспертизы.Проведение
государственной экологической экспертизы
является обязательным в установленных
законом случаях, а общественная экологическая
экспертиза осуществляется в инициативном
порядке. При этом общественная экологическая
экспертиза может проводиться до государственной
или одновременно с ней.Участниками (субъектами)
государственной экологической экспертизы
выступают:- специально уполномоченный
государственный орган, организующий
проведение экспертизы (орган системы
Госкомэкологии России);- экспертная комиссия
(эксперты), формируемая специально уполномоченным
органом по проведению экспертизы;- заказчик
документации, подлежащей экспертизе,
- предприятие, организация, учреждение,
в отношении объектов которого должна
проводиться экологическая экспертиза.Объектами
экологической экспертизы могут быть
принимаемые хозяйственные и иные решения;
деятельность, оказывающая воздействие
на окружающую природную среду, а также
ее результаты.Так, обязательной государственной
экологической экспертизе, проводимой
на федеральном уровне, подлежат:- проекты
правовых актов РФ, реализация которых
может привести к негативным воздействиям
на окружающую природную среду;- проекты
комплексных и целевых федеральных программ;-
проекты генеральных планов развития
территорий свободных экономических зон
и территорий с особым режимом природопользования;-
проекты схем развития отраслей народного
хозяйства;- проекты генеральных схем
расселения, природопользования и территориальной
организации производительных сил РФ;-
проекты инвестиционных программ;- проекты
комплексных схем охраны природы;- технико-экономические
обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации
объектов хозяйственной деятельности;-
проекты международных договоров;- договоры,
предусматривающие использование природных
ресурсов;- материалы обоснования лицензий
на осуществление деятельности, способной
оказывать воздействие на окружающую
природную среду;- проекты технической
документации на новые технику, технологию,
материалы, вещества, сертифицируемые
товары и услуги;- проекты схем охраны
и использования водных, лесных, земельных
и других природных ресурсов, создания
особо охраняемых природных территорий;-
иные виды документации.Экологическая
экспертиза основывается на принципах:-
презумпции потенциальной экологической
опасности любой намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;- обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации
объекта экологической экспертизы;- комплексности
оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности
и его последствий;- обязательности учета
требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;-
достоверности и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу;- независимости
экспертов при осуществлении ими своих
полномочий;- научной обоснованности,
объективности и законности заключений
экологической экспертизы;- гласности,
участия общественных организаций, учета
общественного мнения;- ответственности
участников экологической экспертизы
и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.Стадии
экспертного процесса подробно урегулированы
законодательством. Его результатом становится
заключение экологической экспертизы
- документ, подготовленный экспертной
комиссией, который содержит обоснованные
выводы о допустимости воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной
и иной деятельности и о возможности реализации
объекта экологической экспертизы.Заключение
экспертной комиссии подлежит утверждению
специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы,
после чего оно приобретает статус заключения
государственной экологической экспертизы.
Аналогичный порядок утверждения предусмотрен
законом и для заключения общественной
экологической экспертизы.Заключение
экологической экспертизы может быть
положительным или отрицательным. Положительное
заключение является одним из обязательных
условий финансирования и реализации
объекта экологической экспертизы. Правовым
последствием отрицательного заключения
будет запрет реализации объекта экологической
экспертизы. Заключение экологической
экспертизы может быть оспорено в судебном
порядке.
19. Порядок
проведения государственной экологической
экспертизы.Государственная экологическая экспертиза
проводится при условии обязательного
соответствия формы и содержания представленных
заказчиком материалов требованиям Федерального
закона «Об экологической экспертизе»,
установленному порядку проведения государственной
экологической экспертизы и при наличии
в составе представленных материалов:документации,
подлежащей государственной экологической
экспертизе в объеме, который определен
в установленном порядке, и содержащей
материалы оценки воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной
экологической экспертизе;положительных
заключений и документов согласования
органов федерального надзора и контроля
с органами местного самоуправления, получаемых
в установленном порядке;заключений федеральных
органов исполнительной власти по объекту
в случае его рассмотрения указанными
органами и заключений общественной экологической
экспертизы в случае ее проведения;материалов
обсуждений объекта государственной экологической
экспертизы с гражданами и общественными
организациями (объединениями), организованных
органами местного самоуправления.Установлено
также, что государственная экологическая
экспертиза проводится при условии ее
предварительной оплаты заказчиком документации,
подлежащей государственной экологической
экспертизе. Начало срока проведения государственной
экологической экспертизы устанавливается
не позднее чем через один месяц после
ее оплаты и приемки комплекта необходимых
материалов и документов. Срок проведения
государственной экологической экспертизы
определяется в зависимости от сложности
объекта. Однако он не должен превышать
шести месяцев.Государственная экологическая
экспертиза проводится экспертной комиссией,
образованной специально уполномоченным
государственным органом в области экологической
экспертизы. Результатом проведения государственной
экологической экспертизы является ее
заключение, отвечающее установленным
требованиям. Повторное проведение государственной
экологической экспертизы осуществляется
на основании решения суда или арбитражного
суда.
20. Порядок
проведения общественной экологической
экспертизы. Общественная экологическая экспертиза
проводится по инициативе граждан и общественных
организаций, а также органов местного
самоуправления общественными организациями,
основным направлением деятельности которых
является охрана окружающей природной
среды, в том числе организация и проведение
экологической экспертизы, и которые зарегистрированы
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.Такая экспертиза может
проводиться в отношении тех же объектов,
что и государственная экологическая
экспертиза, за исключением объектов,
сведения о которых составляют государственную,
коммерческую или же охраняемую законом
тайну.Общественная экологическая экспертиза
проводится до проведения государственной
экологической экспертизы или одновременно
с ней и касаться тех же объектов, что и
государственная экспертиза, за исключением
указанных выше.Общественные организации,
осуществляющие общественную экологическую
экспертизу в установленном законом порядке,
имеют право:получать от заказчика документацию,
подлежащую экологической экспертизе,
в установленном законом объеме;знакомиться
с нормативно-технической документацией,
устанавливающей требования к проведению
государственной экологической экспертизы;участвовать
в качестве наблюдателей через своих представителей
в заседаниях экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы и участвовать
в проводимом ими обсуждении заключений
общественной экологической экспертизы
21. Юридическая
ответственность за нарушения
законодательства об экологической
экспертизе.Федеральным законом «Об экологической
экспертизе» предусмотрены четыре вида юридической
ответственности эа нарушения законодательства
об экологической экспертизе:уголовная
ответственность лиц, виновных в совершении
нарушения законодательства РФ об экологической
экспертизе или в нарушении, повлекшем
за собой тяжкие прямые или косвенные
экологические и иные последствия, в
соответствии с УК РФ;административная
ответственность лиц, виновных в совершении нарушений,
которые указаны в статье 30 Федерального
закона (перечисленные выше нарушения),
если эти нарушения не влекут за собой
уголовную ответственность;материальная
ответственность должностных лиц,
экспертов экологической экспертизы,
консультантов и иных работников, по вине
которых органы экологической экспертизы
и заказчик документации, подлежащей экологической
экспертизе, понесли расходы в связи с
возмещением вреда, причиненного неправомерными
действиями в области экологической экспертизы;гражданско-правовая
ответственность. Граждане и юридические
лица, права которых были нарушены экологической
экспертизой, заказчиками документации,
подлежащей экологической экспертизе,
и иными заинтересованными лицами в результате
неисполнения ими законодательства Российской
Федерации об экологической экспертизе,
могут требовать возмещения им убытков
в установленном гражданским законодательством
Российской Федерации порядке. Моральный
вред, причиненный гражданину неправомерными
действиями в области экологической экспертизы,
также подлежит компенсации причинителем
вреда в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством РФ.В данном Законе
ничего не сказано о дисциплинарной ответственности
рабочих и служащих за нарушения законодательства
об экологической экспертизе. Представляется,
что такая ответственность рабочих и служащих,
виновных в совершении указанных правонарушений,
также может иметь место при соблюдении
требований, предусмотренных законодательством
о труде.
22. Государственный
экологический мониторингЭкологический мониторинг — комплекс
выполняемых по научно обос-нованным программам
наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых
на их основе рекомендаций и вариантов
управленческих решений, необ-ходимых
и достаточных для обеспечения управления
состоянием окружа-ющей среды и экологической
безопасности.Государственная служба
наблюдения за состоянием окружающей
среды организуется с целью наблюдения
за происходящими в ней физическими, химическими,
биологическими процессами, за уровнем
загрязнения атмос-ферного воздуха, почв,
водных объектов, последствиями его влияния
на растительный и животный мир, обеспечения
заинтересованных организа-ций и населения
текущей и экстренной информацией об изменениях
в окружающей среде, предупреждения и
прогноза ее состояния.Действующая в Российской
Федерации система мониторинга окружа-ющей
среды осуществляется Федеральной слабой
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, которая в соответствии
с Положением выполняет функции специально
уполномоченного государ-ственного органа
по организации и осуществлению единой
государствен-ной службы наблюдения за
гидрометеорологическими процессами
и состоянием загрязнения окружающей
среды.Компетенция в области осуществления
мониторинга между федеральными органами
исполнительной власти: Минприроды, Росгидро-метом,
Роскомземом, Роскомрыболовством, Госгортехнадзором
России, Госкомсанэпидемнадзором России,
Минобороны России, Госкомсевером России,
Минсельхозом и Минатомом России.Система
ЕГСЭМ предусматривает не только контроль
состояния ок-ружающей среды, здоровья
населения, но и возможность активного
воз-действия на ситуацию, так как появляется
возможность целенаправленно управлять
источниками загрязнения, предварительно
моделируя техноло-гические процессы
предприятий на основе оптимальных методов
прогно-зирования качественных и количественных
оценок.ЕГСЭМ решает следующие задачи:
разработка программ наблюдений за состоянием
окружающей среды на территории России,
в ее отдельных регионах и районах; организация
наблюдений и проведение измерений показателей
объектов экологического мониторинга
и многие другие .Национальный мониторинг
России в настоящее время включает три
вида мониторинга: а) санитарно-гигиенический
мониторинг, представляющий собой систе-му
наблюдений за изменениями биосферы под
влиянием ашропогенных изменений с точки
зрения неблагоприятных воздействий на
здоровье человека и условия его жизни.
б) экологический мониторинг, представляющий
собой систему наблю-дений за ответными
реакциями экосистем на антропогенные
изменения, состоянием биосферы вследствие
ее загрязнений, и т. п. в) климатический
мониторинг, охватывающий в отличие от
экологиче-ского климатическую систему
(атмосферу — океан — поверхность суши
и другие формирующие климат элементы
экосистем). Все виды мониторингов включают
три основные функции: наблюдение за состоянием
окружающей среды; оценка и прогноз ее
состояния.