Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Экологическому праву".
41.Правовая
охрана недр.Правовая охрана недр представляет собой
урегулированную правом систему мер, направленную
на обеспечение рационального использования
недр, предупреждение их истощения и загрязнения
в интересах удовлетворения потребностей
экономики и населения, охраны окружающей
природной среды.Богатства недр относятся
к числу исчерпаемых и невозобновляемых
природных ресурсов, поэтому главной задачей
и основной особенностью их охраны является
организация рационального и комплексного
использования в процессе их разведки
и разработки с целью предотвращения расточительной
и бесхозяйственной эксплуатации полезных
ископаемых, потерь минерального сырья.Исходя
из этого основными требованиями по охране
недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):-
соблюдение установленного законодательством
порядка предоставления недр и недопущение
самовольного пользования;- обеспечение
полноты геологического изучения, рационального,
комплексного использования и охраны
недр;- проведение опережающего геологического
изучения недр, обеспечивающего достоверную
оценку запасов полезных ископаемых или
свойств участка недр, предоставляемого
в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых;- обеспечение наиболее полного
извлечения запасов основных и совместно
с ними залегающих полезных ископаемых
и попутных компонентов, а также достоверный
учет извлекаемых и оставляемых в недрах
их запасов;- охрана месторождений полезных
ископаемых от затопления, обводнения,
пожаров и других факторов, снижающих
качество полезных ископаемых и промышленную
ценность месторождений;- предотвращение
загрязнения недр при проведении работ,
связанных с недропользованием (подземное
хранение нефти, газа, захоронение вредных
веществ и отходов, сброс сточных вод);-
предотвращение накопления промышленных
и бытовых отходов на площадях водосбора
и в местах залегания подземных вод.Учитывая
невоспроизводимый характер и экономическое
значение минеральных богатств, заключенных
в недрах, закон устанавливает приоритет
использования и охраны полезных ископаемых.
Участок недр, располагающий запасами
месторождений полезных ископаемых, предоставляется
в первую очередь для их разработки. Проектирование
и строительство населенных пунктов, промышленных
комплексов и других хозяйственных объектов
разрешается только после получения заключения
органов управления государственным фондом
недр об отсутствии полезных ископаемых
в недрах под участком предстоящей застройки.Застройка
площадей залегания полезных ископаемых
или размещение в местах их залегания
подземных сооружений допускается с разрешения
органов управления фондом недр и горного
надзора при условии обеспечения возможности
извлечения полезных ископаемых или доказанности
экономической целесообразности застройки.Важнейшими
направлениями деятельности по охране
недр являются государственный учет, государственная
экспертиза и государственная регистрация,
которые осуществляются специально уполномоченными
органами управления фондом недр.Государственный
учет осуществляется путем ведения государственного
кадастра месторождений и проявлений
полезных ископаемых, а также государственного
баланса запасов полезных ископаемых
(ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).Государственный
кадастр включает сведения по каждому
месторождению полезных ископаемых (о
количестве и качестве как основных, так
и совместно с ними залегающих полезных
ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую
оценку).С целью учета состояния минерально-сырьевой
базы страны ведется государственный
баланс, который содержит данные о количестве
и качестве запасов каждого вида полезных
ископаемых, их размещении, освоении, добыче,
потерях, а также об обеспеченности промышленности
разведанными запасами полезных ископаемых.Государственная
экспертиза проводится с целью создания
условий для рационального комплексного
использования недр, определения платы
за пользование, границ участков недр,
предоставляемых в пользование, и т. д.
Экспертизе подлежат не только запасы
полезных ископаемых, но и геологическая
информация об участках недр, пригодных
для строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых.Предоставление недр в пользование
может разрешаться только после проведения
государственной экспертизы.Государственной
регистрации - включению в государственный
реестр -подлежат участки недр, предоставляемые
в пользование, работы по геологическому
изучению недр, а также лицензии на пользование
недрами.К числу правовых мер охраны недр
относятся также обязанности субъектов
права пользования недрами по безопасному
ведению работ, связанных с недропользованием,
соблюдению порядка ликвидации и консервации
предприятий по добыче полезных ископаемых
и подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых. Строительство
и эксплуатация предприятий по добыче
полезных ископаемых, подземных сооружений
различного назначения, проведение геологического
изучения недр, а также ликвидация и консервация
соответствующих предприятий и сооружений
допускаются только при обеспечении безопасности
жизни и здоровья работников этих предприятий,
населения, проживающего в зоне влияния
работ по недропользованию, и охраны окружающей
природной среды (предотвращение ее загрязнения,
нарушения водного баланса, оседания поверхности
земли и т. д.).В случае нарушения перечисленных
требований по охране недр право пользования
недрами может быть ограничено, приостановлено
или прекращено компетентными государственными
органами.Специфической особенностью
деятельности по охране недр является
охрана геологической информации.Информация
о геологическом строении недр, полезных
ископаемых, условиях их разработки и
т. д. может находиться в государственной
собственности (если она получена недропользователем
за счет государственных средств) или
в собственности недропользователя (если
она получена за счет его собственных
средств). Она представляется в государственный
фонд геологической информации (в последнем
случае - с условием ее использования в
коммерческих целях).Должностные лица
государственных фондов геологической
информации обязаны обеспечить конфиденциальность
представляемой им информации и несут
ответственность за ее несанкционированное
разглашение.Необходимым элементом деятельности
по охране недр является государственный
контроль в сфере отношений недропользования.
42. Правовая охраны атмосферного воздуха. Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах. Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государствен-ными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими госу-дарственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, уста-навливаемом законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очист-ных сооружений и совершенствования технологических процессов. В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом Рф установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) за-грязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдельных районов.Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых вы-бросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загряз-няющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее».При проектировании и эксплуатации транспортных и иных передвиж-ных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабатываться и осуще-ствляться мероприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допуска-ются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, перевод железнодорожного транс-порта на электронику и т.д .В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного воздуха. Задачей Закона является регулирование общественных отношений в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воз-действий, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, рас-тительного и животного мира.
43.Правовое регулирование охраны и защиты лесов.Задачами охраны и защиты лесов является организация мер:1) по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;2) по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.Методы осуществления охраны и защиты лесов:1) наземный;2) авиационный.Территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяются на:1)районы авиационной охраны - районы, в которых тушение пожаров должно производиться авиационными силами и средствами;2) районы наземной охраны - районы, в которых тушение пожаров должно производиться наземными силами и средствами.
Задачи охраны лесов от пожаров:1)предупреждение лесных пожаров;2) обнаружение лесных пожаров;3) ограничение распространения лесных пожаров;4) тушение лесных пожаров.Мероприятия по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами осуществляют: Правительство РФ, органы Государственной власти субъектов РФ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы с привлечением работников, противопожарной техники и транспортных средств коммерческих и некоммерческих организаций, а также населения.Обязанности лесопользователей:1) разрабатывать и утверждать планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки;2}иметь средства пожаротушения, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.Мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса:1)текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие лесопатологические обследования;2)общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вредителей и болезней леса;3) разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса; ,4) организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;5) государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.Органы государственной власти субъектов РФ:1)организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;2) обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;3) утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;4) устанавливают порядок привлечения населения,работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;5) предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;6) создают резерв горюче-смазочных материалов напожароопасный сезон и др.
44. Правовая
охрана объектов животного
45. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации.Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды.Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании государственной экологической экспертизы.В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которойпострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологическом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, в США 55% продукции в настоящее время производится из отработанного металла. По всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количество энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономике, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело зашиты окружающей среды.
46. Понятие
международно-правовой охраны