35. Правовой
режим памятников природы.Памятники
природы - уникальные, невосполни-мые, ценные
в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях
природные комплексы, а также объекты естественного
и искусственного происхождения.Цель объявления природных
объектов и комплексов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии.Памятники природы:1) участки живописных
местностей;2) эталонные участки нетронутой
природы;3) участки с преобладанием культурного
ландшафта;4) места произрастания и обитания
ценных, реликтовых, малочисленных редких
и исчезающих видов растений и животных;5)
лесные массивы и участки леса, особо ценные
по своим характеристикам,
а также образцы выдающихся достижений
лесохозяйственной науки и практики;6)
небольшие дендрологические парки;7) природные
объекты, играющие важную роль в поддержании
гидрологического режима;8) уникальные
формы рельефа и связанные с ними ландшафты;9) геологические
обнажения, имеющие научную ценность;10)гейлого-географические
полигоны, в том числе классические участки
с особенно выразительными следами сейсмических
явлений, а также обнаружения разрывных
и складчатых нарушений залегания горных пород;11)местонахождения
редких или особо ценных палеонтологических
объектов;12)участки рек, озер, водно-болотных
комплексов,водохранилищ, морских акваторий,
небольшие реки с поймами, озера,
водохранилища и пруды;13)природные гидроминеральные
комплексы;14)термальные источники, месторождения
лечебных грязей;15)береговые объекты;16)отдельные
объекты живой и неживой природы.Природные объекты объявляются
памятниками природы федерального значения
Правительством РФ по представлениям
специально уполномоченных государственных
органов РФ в области охраны окружающей природной
среды, согласованным с исполнительными
органами власти республик,входящих в
состав РФ, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга.Запрещается проводить на территории расположения
памятников природы и их охранных зон,а
также в отношении памятников хозяйственную
и иную деятельность, угрожающую
состоянию и сохранности охраняемых природных
комплексов и объектов.Режим охраны природных объектов и
комплексов обеспечивается специально
уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной среды, которым
эти земельные участки передаются в бессрочное
(постоянное) пользование.На памятник природы заводится
паспорт,в котором указываются:1) наименование
памятника природы;2 местонахождение памятника
природы;3) краткое описание памятника
природы;4) описание границ памятника природы
и его охранной зоны;5) площадь, занимаемая
памятником природы и его охранной зоной (раздельно);6)
режим охраны, установленный для памятника
природы;7) допустимые виды использования
памятников природы;8) установленный режим
охранной зоны памятников природы;9) наименования
и юридический адрес собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков, на
которых расположены памятник природы и его
охранная зона, а также наименование и юридический
адрес физических и юридических лиц, взявших
на себя обязательство по охране памятника
природы и обеспечению установленного
для него режима.
36.Правовой
режим дендрологических парков и ботанических садов.Дендрологические парки
и ботанические сады - природоохранные учреждения, задачами
которых являются:1) создание специальных
коллекций растений в целях сохранения
разнообразия и обогащения растительного
мира;2) осуществление научной, учебной
и просветительской деятельности.Дендрологические парки
и ботанические сады относятся к землям
особо охраняемых территорий.Функциональные зоны:1)экспозиционная, посещение которой разрешается
в порядке, определенном дирекциями дендрологических
парков или ботанических садов;2) научно-экспериментальная, доступ в которую имеют
только научные сотрудники дендрологических
парков или ботанических садов, а также
специалисты других научно-исследовательских
учреждений; 3административная.Средства
дендрологических парков и ботанических
садов:1) в счет возмещения ущерба,
причиненного в результате деятельности
физических и юридических лиц;2) от рекреационной,
рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей^задачам дендрологических
парков и ботанических садов;3)в порядке
безвозмездной помощи от физических и
юридических лиц, в том числе иностранных
граждан и международных организаций.Финансирование осуществляется за счет
средств федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов РФ и других не запрещенных
законом источников.Дендрологические
парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального
значения.Здания, сооружения и помещения, находящиеся на балансе
дендрологических парков и ботанических
садов, приватизации не подлежат.Виды деятельности; запрещенные на землях
дендрологических парков и ботанических
садов:1) предоставление садоводческих
и дачных участков;2) строительство федеральных
автомобильных дорог, трубопроводов, линий
электропередач и других коммуникаций;3)строительство
и эксплуатация промышленных,хозяйственных
и жилых объектов, не связанных с функционированием
особо охраняемых природных территорий;4)
стоянка и движение механических транспортных
средств, не связанные с функционированием
особо охраняемых природных территорий;5)
прогон скота вне автомобильных дорог;6)
иные запрещенные федеральными законами
виды деятельности.Земли рекреационного
назначения - земли,предназначенные
и используемые для организации отдыха,
туризма, физкультурно-оздоровительной
и спортивной деятельности граждан.Состав земель рекреационного назначения:земельные
участки, на которых находятся дома отдыха,
пансионаты, кемпинги, объекты физической
культуры и спорта, туристические базы,
стационарные и палаточные туристско-оздоровительные
лагеря, дома рыболова и охотника, детские
туристические станции,туристские парки,
лесопарки, учебно-туристические тропы,
трассы, детские и спортивные лагеря, другие
аналогичные объекты, а также земли пригородных
зеленых зон.На основе сервитутов может осуществляться
использование учебно-туристических троп
и трасс,установленных по соглашению с
собственниками земельных участков, землепользователями,
землевладельцами и арендаторами земельных
участков.На землях рекреационного назначения
запрещается деятельность, не соответствующая
их целевому назначению.
37. Правовое
регулирование охраны лечебно
оздоровительных местностей и
курортов.Курорт - освоенная и используемая в лечебнопрофилактических
целях особо охраняемая природная территория,
располагающая природными лечебными ресурсами и
необходимыми для их эксплуатации зданиями
и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.Лечебно-оздоровительная
местность - территория, обладающая
природными лечебными ресурсами и пригодная
для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также для отдыха населения.Лечебные ресурсы: минеральные воды; лечебные
грязи; рапа лиманов и озер; лечебный климат;пляжи;
части акваторий и внутренних морей; другие
природные объекты и условия.Цели выделения лечебно-оздоровительных
местностей и курортов - их рациональное использование
и обеспечение сохранения их природных
лечебных ресурсов и оздоровительных
свойств.Земли лечебно-оздоровительных
местностей и курортов - особо охраняемые природные территории, которые предназначены
для лечения и отдыха граждан.1. Курорт федерального
значения - освоенная и используемая
в лечебно-профилактических целях особо охраняемая
природная территория,находящаяся в установленном
порядке в ведении федеральных органов государственной
власти.Правительство РФ по согласованию с соответствующим
органом исполнительной власти субъекта
РФ вправе признать территорию
лечебно-оздоровительной местностью или
курортом федерального значения.Полномочия Правительства
РФ:а) определение основных направлений
государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;2) установление
норм и правил пользования природными
лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными
местностями и курортами;3) ведение государственного
учета курортного фонда РФ и государственного
реестра лечебно-оздоровительных местностей
и курортов;4) установление границ и режима
округов, санитарной (горно-санитарной)
охраны курортов, имеющих федеральное
значение;5) осуществление государственной
экспертизы генеральных планов (программ)
развития курортов и курортных регионов
(районов), разведанных запасов природных
лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;6)
установление налоговых, визовых, таможенных,инвестиционных
льгот, стимулирующих сохранение и развитие
курортов;7) осуществление международного
сотрудничества в сфере изучения и использования
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов
и курортных регионов (районов).2. Курорт регионального
значения - освоенная и используемая
в лечебно-профилактических целях особо
охраняемая природная территория,находящаяся
в установленном порядке в ведении органа
государственной власти субъекта РФ.Органом исполнительной
власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти территория признается лечебно-оздоровительной
местностью или курортом регионального
значения.3. Курорт местного значения - освоенная и используемая
в лечебно-профилактических целях особо
охраняемая природная территория, находящаяся
в ведении органов местного самоуправления.Порядок признания территории лечебно-оздо-ровительной
местностью или курортом местного значения
устанавливается правовыми актами субъекта РФ.
38. Правовое регулирования обращения
отходов производства и потребления.Экологическое законодательство приводит
определения ряда понятий, которые используются
в сфере регулирования охраны окружающей
среды при обращении с отходами.Отходы производства
и потребления - остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления,
а также продукция,утратившая свои потребительские
свойства.Обращение с отходами
- деятельность, в процессе которой образуются
отходы, а также деятельность по сбору,
использованию, обезвреживанию,транспортировке,
размещению отходов.Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.ГО Хранение отходов - содержание отходов в
целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию,
в специальных хранилищах, в целях предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую
природную среду.Использование отходов - применение отходов для
производства товаров, выполнения работ,
оказания услуг или для получения энергии.Обезвреживание отходов - обработка отходов,их
сжигание и обеззараживание на специализированных
установках в целях предотвращения вредного
воздействия отходов на здоровье человека
и окружающую природную среду.Экологические требования
в области охраны окружающей природной
среды при обращении с отходами производства
и потребления закреплены в ст. 51 Закона
«Об охране окружающей среды».Органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения,
организации, граждане обязаны принимать
эффективные меры по обезвреживанию, переработке,
использованию, транспортировке, хранению
и захоронению, утилизации производственных
и бытовых отходов,.соблюдать действующие
экологические, санитарно-гигиенические
и противоэпидемические нормы и правила.Экологическим законодательством
запрещаются: 1)сброс отходов производства
и потребления, радиоактивных отходов
в поверхностные и подземные водные объекты,
на водосборные площади,в недра и на почву;2)
размещение опасных отходов и радиоактивных
отходов на территориях, прилегающих к
городским и сельским поселениям, в лесопарковых,
курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных
зонах, на путях миграции животных, вблизи
нерестилищ и иных местах, в которых может
быть создана опасность для здоровья человека
и окружающей природной среды;3) захоронение
опасных отходов и радиоактивных отходов
на водосборных площадях подземных водных
объектов, используемых в качестве источника
водоснабжения, для извлечения ценных
минеральных ресурсов;4) ввоз опасных отходов
и радиоактивных отходов в Россию в целях
их захоронения и обезвреживания.Разрешения
на захоронение и иное размещение радиоактивных
отходов выдаются специально уполномоченными
на то государственными органами РФ в
области охраны окружающей среды по согласованию
с органами санитарно-эпидемиологического
надзора РФ.Нарушение указанных требований
влечет ограничение, приостановление
либо прекращение деятельности предприятий
и иных объектов по предписанию специально
уполномоченных на то государственных
органов РФ в области охраны окружающей
среды,санитарно-эпидемиологического
надзора РФ.
39. Основные
направления охраны окружающей среды при осуществлении
промышленной деятельности.правовая охрана окружающей человека
среды осуществляется на всех стадиях
хозяйственного процесса: проектирования,
размещения, строительства и ввода в эксплуатацию
предприятий, сооружений и других производственных
объектов; при эксплуатации указанных
объектов, включая выпуск готовой продукции,
а также выброс вредных веществ и размещение
производственных и других отходов.На
всех этапах производственного процесса
важными элементами правовой охраны окружающей
человека среды являются соблюдение требований
экологического законодательства и экологический
контроль.Основные экологические требования,
предъявляемые на стадиях хозяйственной
деятельности, предусмотрены Законом
РСФСР «Об охране окружающей природной
среды» (ст. 40-55). При размещении, технико-экономическом
обосновании проекта, проектировании,
строительстве и реконструкции, вводе
в эксплуатацию, эксплуатации предприятий,
сооружений в промышленности, сельском
хозяйстве, на транспорте, в энергетике,
водном, коммунально-бытовом хозяйстве,
прокладке коммуникаций, линий связи,
электропередач, трубопроводов, каналов
и других объектов, оказывающих прямое
или косвенное влияние на состояние окружающей
природной среды, должны выполняться требования
экологической безопасности и охраны
здоровья населения, предусматриваться
мероприятия по охране природы, рациональному
использованию и воспроизводству природных
ресурсов и оздоровлению окружающей среды.Вместе
с тем правовая охрана окружающей человека
среды имеет свои характерные направления
применительно к отдельным стадиям производственного
процесса.
40. Правовая
охрана водных объектов .Использование водных объектов должно
осуществляться с минимально возможными
негативными последствиями для водных
объектов.Органы государственной власти
РФ и органы государственной власти субъектов
РФ принимают совместимые с принципом
устойчивого развития меры по сохранению
водных объектов, предотвращению их загрязнения,
засорения и истощения, а также по ликвидации
последствий указанных явлений.Граждане и юридические
лица при использовании водных
объектов обязаны осуществлять производственно-технологические,
мелиоративные,агротехнические, гидротехнические,
санитарные другие мероприятия, обеспечивающие
охрану водных объектов.1. Охрана водных объектов
от загрязнения осуществляется посредством
регулирования деятельности как стационарных,
так и других источников загрязнения.Источники загрязнения - объекты, с которых осуществляется
сброс или иное поступление в водные объекты
вредных веществ, ухудшающих качество
поверхностных и подземных вод, ограничивающих
их использование, а также негативно влияющих
на состояние дна и берегов водных объектов.2. Охрана водных объектов
от засорения.Запрещаются сброс в водные
объекты и захоронение них производственных,
бытовых и других отходов.3. Охрана от аварийного
загрязнения водных объектов. Законодательством РФ
о недрах установлены меры по предупреждению
и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов.4. Охрана водных объектов
от загрязнения засорения из источников
загрязнения, находящихся на суше. Источники загрязнения
не должны вызывать загрязнения и засорения
водных объектов сверх установленных
нормативов воздействия на водные объекты.5. Охрана водных объектов
от загрязнения и засорения, вызываемых
деятельностью на дне водных объектов. При осуществлении на
дне водных объектов работ, которые направлены
на использование недр, но не связаны с
добычей полезных ископаемых, недропользователи
обязаны не допускать загрязнения, засорения
и истощения водных объектов. 6. Охрана водных объектов
от загрязнения и засорения с судов и иных
средств и сооружений, используемых на
поверхности водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных
и несамоходных судов, а также иных объектов,находящихся
на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов
и отбросов, образующихся на этих судах
и объектах.7. Охрана ледяного покрова
водных объектов,ледников и снежников
от загрязнения и засорения. Запрещаются засорение
ледяного покрова водных объектов, ледников
и снежников производственными, бытовыми
и иными отходами и отбросами, а также
загрязнение их нефтяными продуктами,ядохимикатами
и другими вредными веществами.8. Охрана водосборных площадей
водных объектов осуществляется в порядке, определяемом
Правительством РФ. 9. При размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических
процессов должно учитываться их влияние на состояние
водных объектов и окружающую природную
среду. Особо охраняемые водные
объекты - природные водные экосистемы, имеющие
особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое,рекреационное и оздоровительное
значение.