29. Дисциплинарная
ответственность в эколог.праве:
понятие, основания и порядок
привлечения. За экологические правонарушения применяется
по нормам трудового и иного законодательства,
если эти нарушения сопряжены с невыполнением
трудовых или служебных обязанностей.Субъектами
дисциплинарной ответственности могут
быть работники, должностные лица, руководители
предприятий и организаций, отвечающие
за состояние работы по охране природы.В
соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об
охране окружающей природной среды» дисциплинарная
ответственность наступает за невыполнение
должностными лицами и работниками обязательных
планов и мероприятий по охране природы
и рациональному использованию природных
ресурсов, за нарушение экологических
нормативов и иных требований природоохранительного
законодательства, вытекающих из трудовой
функции или должностного положения.В
качестве дисциплинарных взысканий применяются
замечание, выговор, строгий выговор, увольнение
и др.Помимо рассмотренных основных видов
юридической ответственности за экологические
правонарушения могут применяться специальные
санкции, установленные земельным, лесным,
водным и другим законодательством за
отдельные виды нарушений. Например, изъятие
природного объекта в случае его неосвоения
в течение определенного срока, использования
его не по целевому назначению, нарушения
экологических требований; ограничение,
приостановление или прекращение права
пользования природным объектом при нарушении
правил его рационального использования
и охраны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст.
27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 Закона РФ
«О недрах» и др.).
30. Гражданско-правовая
ответственность за вред, причинённый
здоровью и имуществу граждан,
вызванный неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Неотвратимая и эффективная имущественная
ответственность за на-рушение правовых
норм, обеспечивающих защиту животного
и раститель-ного мира, рациональное использование
природных ресурсов, необходима для решения
многих проблем экологического оздоровления
страны.В соответствии со ст. 86 Закона
от 19 декабря 1991 г. юридические лица и граждане,
причинившие вред окружающей среде, здоровью
и имуществу граждан, народному хозяйству
загрязнением окружающей среды, порчей,
уничтожением, повреждением, нерациональным
использованием природ-ных ресурсов, разрушением
естественных экосистем и другими экологиче-скими
правонарушениями, обязаны возместить
его в полном объеме. Под вредом понимается
реальный ущерб и упущенная выгода, следовательно,
ст. 86 указанного Закона просто конкретизирует
общее положение о возмещении вреда, предусмотренное
гражданским законодательством (ст. 1064
ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые
отношения. Реальный ущерб в экологической
сфере может выражаться в уменьшении лесных
массивов, снижении плодородия почвы и
т. д. и расходов на их восстанов-ление,
а упущенная выгода может заключаться
в неполученных доходах, например, от хозяйственного
использования той почвы, плодородие кото-рой
снизилось.Исходя из общих принципов гражданско-правовой
ответственности можно выделить принципы,
характерные и для экологии: всеобщая
обязанность для причинителя возместить
причиненный вред независимо от привлечения
к другим видам юридической ответственности
(ст. 61 проекта Федерального закона); полное
возмещение вреда; виновность нарушителя
в совершении экологоправового деяния;
ответственность юридических лиц и граждан
за вред, причиненный их работниками при
исполнении ими своих трудовых обязанностей;
и пр.
31. Общая характеристика
правового режима природно-заповедного фонда.Все возрастающие темпы вовлечения природных
ресурсов в сферу производства, усиление
использования природной среды для удовлетворе-ния
различных потребностей общества и обеспечения
жизнедеятельности человека вызывают
необходимость сохранения отдельных участков
приро-ды в их первозданном виде. Эти участки
являются особо охраняемыми территориями
(акваториями), которые выполняют экологические,
генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические,
оздоровительные, культур-но-просветительные
функции, и изымаются из активного хозяйственного
освоения.В Федеральном законе РФ об особо
охраняемых природных территориях, принятом
Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г.,
сказано, что особо охраняемые природные
территории — это участки земли и водного
пространства, которые имеют особое природоохранное,
научное, культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, изъяты решениями
органов государственной власти полностью
или час-тично из хозяйственного использования
и для которых установлен режим особой
охраны.С учетом различий в статусе и режиме
устанавливаются следующие категории
особо охраняемых природных территорий:
а) государственные природные заповедники,
в том числе биосферные (федерального
значения); б) национальные парки (федерального
значения); в) природные парки (субъектов
РФ); г) государственные природные заказники
(федерального и региональ-ного значения,
субъектов РФ); д) памятники природы (федерального
и регионального значения, субъ-ектов
РФ); е) лечебно-оздоровительные местности
(федерального, регионально-го и местного
значения). Государственное управление
и государственный контроль в области
организации и функционирования природно-заповедного
фонда РФ на федеральном уровне осуществляется
Правительством РФ и специально уполномоченными
органами РФ в области охраны окру-жающей
среды. В отношении природно-заповедного
фонда регионального значения и субъектов
РФ осуще-ствляются управление и контроль
органами государственной власти субъ-ектов
РФ и специально уполномоченными на то
государственными органами РФ в области
охраны окружающей среды. Управление и
контроль в области организации и функционирования
особо охраняемых природных территорий
местного значения осуществля-ются органами
местного самоуправления.Государственный
кадастр особо охраняемых природных территорий
ведется в целях оценки состояния природно-заповедного
фонда. Государственный кадастр особо
охраняемых природных территорий включает
в себя сведения о статусе этих территорий,
об их географическом положении и границах,
их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской,
научной, экономической, исторической
и культурной цен-ности.Следует иметь
в виду, что земельное законодательство
выделяет спе-циальную категорию земель
в земельном фонде России — земли особо
охраняемых природных территорий (природоохранного,
природно-запо-ведного, оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного
на-значения).Земли природоохранного,
природно-заповедного назначения — это
земли заказников, заповедников, памятников
природы тдр.; земли оздоровительного
назначения — земли курортов; земли рекреационного
назначения — земли, предназначенные
и используемые для организованного массового
отдыха и туризма населения; земли историко-культурного
назначения — земли исто-рико-культурных
заповедников, мемориальных парков, погребений,
археоло-гических памятников. Все природные
объекты, расположенные на указанных землях,
могут быть отнесены к заповедным.
32.Особености
правового режима государственных
природных заповедников.Государственными природными заповедниками
являются изъятые полностью из хозяйственного
использования особо охраняемые природные
комплексы и объекты (земля, воды, недра,
растительный и животный мир), имеющие
природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной природной
среды, типичные или редкие ландшафты,
места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира. Государственные
природные заповедники относятся к федеральной
собственности, так как являются объектами,
составляющими основу национального богатства
страны. Государственные природные заповедники
являются природоохранными, научно-исследовательскими
и эколого-просветительскими учреждениями
федерального значения, имеющими целью
сохранение и изучение естественного
хода природных процессов и явлений, генетического
фонда растительного и животного мира,
отдельных видов и сообществ растений
и животных, типичных и уникальных экологических
систем.Земля, воды, недра государственных
природных заповедников со всеми находящимися
в их пределах объектами растительного
и животного мира, историко-культурными
и другими объектами недвижимости полностью
и безвозмездно предоставляются государственным
природным заповедникам в постоянное
пользование.Приватизация земельных участков
расположенных на землях заповедника
и объектов недвижимости запрещается.Положение
о конкретном государственном природном
заповеднике, его статус утверждаются
органом, уполномоченным на то Правительством
РФ.Вообще же правовой режим государственного
природного заповедника регулируется
Постановлением Правительства РФ «Об
утверждении положения о государственных
природных заповедниках в Российской
Федерации» (в редакции Постановления
Правительства РФ от 23 апреля 1996 г.)На государственные
природные заповедники возлагаются следующие
задачи: 1. осуществление охраны природных
территорий в целях сохранения биологического
разнообразия и поддержания в естественном
состоянии охраняемых природных комплексов
и объектов; 2. организация и проведение
научных исследований, включая ведение
летописи природы; 3. осуществление экологического
мониторинга в рамках общегосударственной
системы мониторинга окружающей среды;
экологическое просвещение; и пр.Государственный
природный заповедник учреждается постановлением
Правительства РФ при условии согласия
субъектов РФ на отнесение его территории
к объектам федеральной собственности.
На прилегающих к территориям природных
заповедников участках земли и водного
пространства создаются охранные зоны
с ограниченным режимом экологопользования.На
территории природного заповедника запрещается
любая деятельность, противоречащая режиму,
определенному в Положении о данном заповеднике,
как то: действия, изменяющие гидрологический
режим земель; изыскательские работы
и разработка полезных
ископаемых, нарушение почвенного покрова,
выходов минералов, горных пород; промысловая,
спортивная и любительская
охота, иные виды пользования животным
миром, за исключением случаев, предусмотренных
Положением о государственных природных
заповедниках в Российской Федерации;
и проч.На территориях заповедников допускаются
мероприятия и деятельность, направленные
на сохранение в естественном состоянии
природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия; поддержание
условий, обеспечивающих санитарную и
противопожарную безопасность, предотвращение
условий, которые могут вызвать стихийные
бедствия, угрожающие жизни людей и населенным
пунктам; осуществление экологических
задач; ведение эколого-просветительской
работы; осуществление контрольно-надзорных
функций.
33. Особенности
правового режима государственных
природных заказников.Государственные природные
заказники - территории (акватории), имеющие особое
значение для сохранения или восстановления
природных комплексов и их компонентов
и поддержания экологического баланса.Виды государственных
природных заказников:1) комплексные (ландшафтные),
предназначенные для сохранения и восстановления
природных комплексов (природных ландшафтов);2)
биологические (ботанические и зоологические),предназначенные
для сохранения и восстановления редких
и исчезающих видов растений и животных,
в том числе ценных видов в хозяйственном,
научном и культурном отношениях;3) палеонтологические,
предназначенные для сохранения ископаемых
объектов;4) гидрологические (болотные,
озерные, речные,морские), предназначенные
для сохранения и восстановления ценных
водных объектов и экологических систем;5)
геологические, предназначенные для сохранения
ценных объектов и комплексов неживой
природы.Цели объявления природных
комплексов государственными природными
заказниками:1) сохранение природных
комплексов в естественном состоянии;2)
сохранение, воспроизводство природных
ресурсов (объектов);3) поддержание экологического
баланса.Охрана государственных
природных заказников осуществляется силами
специальной службы охраны, которая входит
в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники,а также
должностными лицами специально уполномоченных
государственных органов по охране окружающей
природной среды, осуществляющих государственный
экологический контроль.Специально уполномоченный
государственный орган в области охраны
окружающей природной среды осуществляет
контроль за соблюдением установленного
режима государственных природных заказников.Государственные природные
заказники федерального значения учреждаются решением Правительства
РФ на основании представления органов
исполнительной власти субъектов РФ и
специально уполномоченного на то государственного
органа РФ в области охраны окружающей
природной среды.Виды деятельности, которые
запрещены на территории государственных
природных заказников:1) распашка земель;2)
рубка главного пользования и другие виды
рубок;3) промысловая, спортивная и любительская
охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих
и водных беспозвоночных, иные виды пользования
животным миром;4) сбор зоологических,
ботанических и минералогических коллекций,
а также палеонтологических объектов;5) предоставление земельных
участков под застройку, а также для коллективного
садоводства и огородничества;6) проведение
гидромелиоративных и ирригационных работ,
геолого-разведочные изыскания и разработка
полезных ископаемых;7) строительство
зданий и сооружений, дорог и трубопроводов,
линий электропередач и прочих коммуникаций;8)
применение ядохимикатов, минеральных
удобрений, химических средств защиты
растений и стимуляторов роста;9) сплав
леса;10)взрывные работы;11) проезд и стоянка
авто мототранспорта, судов и иных плавсредств;12)любые
иные виды хозяйственной деятельности,
рекреационного и другого природопользования,
препятствующего сохранению, восстановлению
и воспроизводству природных комплексов
и объектов.
34. Особенности
правового режима национальных
парков. - это природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, которые предназначены
для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных
целях и для регулируемого туризма (ст.
12 Закона об особо охраняемых природных
территориях).Также как и заповедники,
национальные парки представляют собой
природоохранные, эколого-просветительские
и научно-исследовательские учреждения.
Их имущество является федеральной собственностью,
предоставлено им в бессрочное пользование,
изъято из гражданского оборота и не подлежит
приватизации.Основными задачами национальных
парков являются:- сохранение природных
комплексов, уникальных и эталонных природных
участков и объектов, а также историко-культурных
объектов;- экологическое просвещение
населения;- создание условий для регулируемого
туризма и отдыха;- разработка и внедрение
научных методов охраны природы и экологического
просвещения;- осуществление экологического
мониторинга;- восстановление нарушенных
природных и историко-культурных комплексов
и объектов.Таким образом, в отличие от
государственных природных заповедников
национальные парки выполняют не только
природоохранные и научные задачи, но
и рекреационно-просветительские: в них
создаются условия для отдыха и туризма
населения, ознакомления с природными
достопримечательностями.В этих целях
национальному парку придается дифференцированный
режим с выделением различных функциональных
зон:- заповедной, в пределах которой запрещены
любая хозяйственная деятельность и рекреационное
использование;- особо охраняемая, в пределах
которой обеспечиваются условия для сохранения
природных комплексов и объектов и на
территории которой допускается строго
регулируемое посещение;- познавательного
туризма, предназначенная для организации
экологического просвещения и ознакомления
с достопримечательными объектами национального
парка;- рекреационная, предназначенная
для отдыха;- охраны историко-культурных
объектов, в пределах которой обеспечиваются
условия для их сохранения;- обслуживания
посетителей, предназначенная для размещения
мест ночлега, палаточных лагерей и иных
объектов туристского сервиса, культурного,
бытового и информационного обслуживания
посетителей;- хозяйственного назначения,
в пределах которой осуществляется хозяйственная
деятельность, необходимая для обеспечения
функционирования национального парка.Любая
другая деятельность, которая может нанести
ущерб природным комплексам и объектам
национального парка и противоречит его
задачам, запрещается, включая разработку
полезных ископаемых, нарушение почвенного
покрова, изменение гидрологического
режима, предоставление садоводческих
и дачных участков, строительство дорог,
коммуникаций и других объектов, не связанных
с функционированием национального парка,
вырубка лесов, охота и рыболовство, движение
транспорта, организация массовых спортивных
и зрелищных мероприятий за пределами
специально предусмотренных для этого
мест и т. д.Обеспечение регулируемого
туризма и отдыха на территориях национальных
парков осуществляется в соответствии
с утвержденными проектами и на основании
лицензии, предоставляемых дирекциями
национальных парков. Указанная деятельность
регулируется Положением о порядке предоставлении
в аренду земельных участков, природных
объектов, зданий и сооружений на территориях
национальных парков для осуществления
деятельности по обеспечению регулируемого
туризма и отдыха, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 № 926.