Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от сферы лицензирования выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.

Отдельно можно выделить лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом экологического управления единолично, и лицензии, выдаваемые указанным органом по согласованию с другими специально уполномоченными органами в области природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, при данной классификации учитывается субъект выдачи лицензий.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.

По критерию источника права можно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии: а) с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»; б) в соответствии с иными общими, специальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании.

С учетом вида природных объектов, предоставляемых в пользование, выделяют лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование.

В зависимости от срока природопользования различают долгосрочные и краткосрочные лицензии.

В зависимости от предмета лицензирования выделяют лицензии экономического характера, то есть предоставляемые для целей хозяйственного использования природный ресурсов, и лицензии экологические. К последним, в частности, относят разрешения на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, использование лечебных ресурсов.

Российское законодательство устанавливает обязательные лицензии на осуществление деятельности в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, на водопользование, на пользование недрами, животным миром, лицензирование лесопользования.

Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.

Лицензирование природопользования осуществляется федеральными органами государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые определяются Президентом и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами. 
По решению Правительства РФ отдельные полномочия по лицензированию передаются органам исполнительной власти субъекта РФ.  

29.​ Понятие сертификата соответствия. Обязательная и добровольная сертификация продукции. Объекты и субъекты сертификации.

Сертификация – комплекс действий, в результате которых посредством специального документа – сертификата или знака соответствия – подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов. Является важной мерой повышения конкурентоспособности. 

Сертификация – Деятельность по подтверждению соответствия продукции, процессов или услуг установленным требованиям. Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно».

Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия – изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.

Обязательная сертификация является прерогативой государства и направлена на обеспечение качества и безопасности продукции.

Существуют две формы сертификации:

  1. Самосертификация: гарантирование соответствие продукции установленным требованиям самим производителем;
  2. Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.

Субъекты сертификации (участники сертификации):

  1. Первая сторона – производители продукции, поставщики, продавцы (при реализации товара).
  2. Вторая сторона – Заказчики, продавцы (как получатели продукции), покупатели.
  3. Третья сторона – Лицо или орган независимый ни от поставщика ни от покупателя (орган, производящий сертификацию соответствия).

Объекты сертификации.

1. Продукция  – Результат деятельности или  процессов, удовлетворяющий определенные  потребности (ГОСТ Р ИСО 8402-96).

  • Материальная – Сырье, материалы, полуфабрикат, готовые изделия.
  • Нематериальная – Информация.

2. Процесс  – Совокупность взаимосвязанных  ресурсов и деятельности, которые  преобразуют входящие элементы  в выходящие (ГОСТ Р ИСО 8402-96).

  • Сырье -> Полуфабрикат -> Готовая продукция.

3. Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя или внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (ГОСТ Р ИСО 8402-96).

  • Материальный результат – Кулинарные изделия на заказ
  • Нематериальный результат – Обслуживание.

Продукция, процесс, услуги бывают стандартные и нестандартные.

30.​ Основы технического регулирования.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области: установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценки соответствия.

Закон «О техническом регулировании» определяет продукцию, как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.  
Цель принятия технических регламентов – защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, гос и мун органов; охрана окр среды; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. 

В техническом регламенте могут содержаться правила, формы и сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования, требования к терминологии. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта  и т.д.

Виды технических регламентов.

Общие и специальные.

Общие принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, пожарной безопасности, биологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели не обеспечиваются требованиям общих технических регламентов. 

Порядок разработки и принятия технических регламентов. 
Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. О разработке технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  и в информационной системе общего пользования в электронно- цифровом формате. 

Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования вышеуказанного уведомления до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не менее двух месяцев.  
Внесенный в Госдуму законопроект направляется в Правительство для подготовки официального отзыва с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.  
Рекомендации по разработке технических регламентов утверждены постановлением Госстандарта России от 21.02.2003.

Значение стандартизации.

Стандартизация определяет некоторые требования к качеству продукции, чтобы обеспечить экологическую безопасность. Стандарты устанавливаются на продукцию массового производства. Не устанавливаются стандарты на предметы не являющиеся произведениями человеческого труда, а так же на вещи, произведенные в индивидуальном порядке.  
Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (статья 1 Закона о техническом регулировании).  
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.  
Стандарты – это не нормативы. Нормативы определяют допустимый уровень (предел) воздействия на природную среду. Стандарты – средство выполнения нормативов. 

Документы в области стандартизации. 

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – национальная система стандартизации. Национальный стандарт применяется на добровольной основе в равной мере не зависимо от страны происхождения продукции. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия. 
Госстандарт разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.  Разработчиком может быть любое лицо. Уведомление о разработке направляется в Госстандарт, публикуется, на публичное обсуждение два месяца.  
Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самими исходя из необходимости применения этих стандартов.

31.​ Понятие и значение учета природных ресурсов. Правовое регулирование учета.

Учет природных ресурсов основан на природной классификации и построен в форме кадастров. Необходимость ведения кадастров определена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».  Кадастр — это свод экономических, экологических, организационных, юридических и технических показателей, который характеризует количество, качество и местоположение природных ресурсов, а также состав и категории природопользователей. Кадастровые сведения лежат в основе рационального природопользования, охраны биосферы и экономики природопользования. На их базе осуществляется денежная оценка природных ресурсов, системы мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Ввиду разнообразия природных ресурсов единого кадастра не существует. Есть система отраслевых кадастров отдельных природных ресурсов, которые ведутся государственными ведомствами, и комплексные территориальные кадастры природных ресурсов. 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 69) предусматривает государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством. Такие объекты и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету, который ведется в виде официальных документов, некоторые из которых имеют нормативно-правовой характер. Среди таких документов выделяются:

– государственные кадастры природных ресурсов, а также соответствующие регистры и реестры;

– формы государственного статистического наблюдения (для природопользователей  – унифицированные формы госстатотчетности, утверждаемые специально уполномоченными государственными органами);

– паспорта природных и техногенных объектов, а также территорий.

Основное место среди названных форм учета занимают государственные кадастры природных ресурсов, под которыми понимают свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального природопользования и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природной среды.

В настоящее время в России ведутся следующие кадастры: недвижимости, водный, объектов животного мира, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий и ряд других.

Государственный  кадастр недвижимости. Основные положения содержатся в специальном Федеральном законе «О Государственном кадастре недвижимости».

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"