Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка
1. Понятие экологического права как отрасли права.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Система экологического права.
▪ Государственный кадастр
объектов животного мира [ст. 14 ФЗ от 24
апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»];
▪ Государственный кадастр особо охраняемых
природных территорий [ст. 4 ФЗ от 14 марта
1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных
территориях»];
▪ Государственный кадастр
отходов [ст. 20 Федерального закона от
24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления»].
3. ежегодный доклад «О состоянии и об охране
окружающей среды в РФ»;
4. запросы граждан.
Особенности запросов:
1. только о месте своего пребывания;
2. информация необходимая гражданам в
целях обеспечения их экологической безопасности;
3. информация предоставляется бесплатно;
4. отказ от предоставления информации
наказывается (ст. 8.5 КоАП «Ответственность
за сокрытие и искажение экологической
информации»).
Проблемы с реализацией права:
• нет понятия «экологическая
информация»;
• наличие большого количества нормативных
актов;
• наличие приблизительно 10 структур,
ответственных за предоставление информации;
• «эколого-информационный голод»;
• авторы предлагают установить перечень
СМИ, освещающих экологическую информацию;
• не урегулирован вопрос о размещении
публичной и частной экологической информации.
14. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы. Объекты исключительной государственной собственности на природные ресурсы.
Документы:
• Конституция РФ;
• ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране
окружающей среды»;
• Земельный Кодекс РФ;
• Лесной Кодекс РФ;
• Водный Кодекс РФ.
Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
Содержание:
• Правомочие владения – установленная законом фактическая
принадлежность материальных ценностей
конкретному лицу.
• Правомочие пользования – основанная на законе возможность
эксплуатации материальных ценностей,
извлечения из них полезных свойств с
целью удовлетворения производственных
и личных нужд.
• Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику
законом возможность изменять юридическую
судьбу принадлежащих ему материальных
ценностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции
РФ земля и другие природные ресурсы могут
находиться в следующих формах
собственности:
• частной;
• государственной;
• муниципальной;
• иных формах собственности.
Объекты исключительной государственной
собственности:
• лесные участки из состава земель
лесного фонда (ст. 8 Лесного Кодекса РФ);
• недра, включая подземные пространства
(оформляется по лицензии и Соглашению
«О разделе продукции»);
• водные объекты (ст. 8 Водного Кодекса
РФ):
▪ моря;
▪ реки.
• животный мир (ст. 4 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном
мире»)
• растительный мир (Красная Книга).
15. Понятие и виды природопользования.
Документы:
• ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране
окружающей среды»
Право природопользования — комплексный правовой институт, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих использование природных ресурсов.
Виды:
• в зависимости от объекта:
▪ право землепользования;
▪ право лесопользования;
▪ право недропользования;
▪ право пользования животным миром.
• в зависимости от доступности:
▪ общее;
▪ специальное (на платной основе + разрешительный
документ).
• в зависимости от содержания:
▪ право аренды;
▪ право постоянного бессрочного пользования;
▪ право безвозмездного пользования
(ссуда)
▪ ограниченное право пользования (сервитут).
16. Понятие и виды
управления
Управление природопользованием и охраной окружающей среды — представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Виды:
• Общественное управление природопользованием
и охраной окружающей среды непосредственно связано с
реализацией положения ст. 1 Конституции
РФ о том, что Россия — демократическое
правовое государство. Участие общественных
формирований и граждан в управлении регулируется
рядом законодательных и подзаконных
актов, уставами общественных формирований.
Наиболее значимыми функциями общественного
управления является участие граждан
и общественных формирований в подготовке
экологически значимых хозяйственных
решений в рамках оценки воздействия планируемой
деятельности на окружающую среду, в принятии
таких решений посредством проведения
общественной экологической экспертизы,
экологическое просвещение и контроль.
• Производственное
управление определяется практическими
задачами, стоящими перед каждым юридическим
лицом (предприятием) по выполнению адресованных
ему правовых экологических требований.
Наиболее специфическими функциями производственного
управления являются планирование, учет
вредных воздействий на природу, координация
природоохранительной деятельности различных
подразделений, экологический контроль.
• Муниципальное управление природопользованием
и охраной окружающей среды направлено на решение местных
экологических проблем. Оно осуществляется
исполнительно-
К ведению местного
самоуправления относятся:
• Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
• Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
17. Особенности государственного и муниципального управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Документы:
• Конституция РФ;
• ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред.
от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов
исполнительной власти».
Государственное (муниципальное) управление — комплекс административных, нормотворческих, организационных и экономических органов власти, направленных на природопользование и охрану окружающей среды.
Субъекты:
• РФ;
• субъекты РФ;
• муниципальные образования.
Объекты:
• поведение участников;
• природные ресурсы.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: строится на основе ряда специфических принципов:
Виды деятельности государства в области природопользования и охраны окружающей среды:
• политико-стратегические
мероприятия (формирование и реализация
экологической политики);
• нормотворческая;
• координационная (1. образование органов
власти и разграничение их полномочий,
2. создание организаций);
• организационно-
• информационная;
• материально-техническая;
• экономико-правовая;
• нормирование (разработка квот и лимитов);
• контрольно-надзорная.
Принципы государственного
(муниципального) экологического управления:
• комплексность и системность в принятии
решений;
• организация управления с учетом не
только административно-
• плановость в использовании природных
ресурсов и осуществлении природоохранной
деятельности;
• принцип разграничения полномочий между
органами государственной власти и местного
самоуправления;
• участие общественности;
• законность;
• гласность.
Муниципальное управление
природопользованием и охраной окружающей
среды: направлено на решение местных
экологических проблем. Оно осуществляется
исполнительно-
К ведению местного
самоуправления относятся:
Особенности участия органов
местного самоуправления:
• масштаб управления (узкий);
• небольшое количество полномочий.
18. Основы разграничения
полномочий между органами
ФЗ «Об охране
окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Глава II. Основы управления в области охраны
окружающей среды
Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Разграничение полномочий в
сфере отношений, связанных с
охраной окружающей среды, между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляется Конституцией Ро
2. Соглашения между
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации о передаче
осуществления части полномочий в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей
среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами.
Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.