Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка
1. Понятие экологического права как отрасли права.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Система экологического права.
Система:
• в зависимости от уровня:
▪ федеральные;
▪ региональные.
• по характеру нормотворчества:
▪ законодательные;
▪ исполнительные.
• по характеру полномочий:
▪ общие (помимо экологических вопросов
в компетенцию входят и другие);
▪ специальные (основная функция: регулирование
экологических отношений).
Перечень органов власти специальной
компетенции:
• Министерство природных ресурсов
и экологии РФ;
• Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды;
• Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования;
• Федеральное агентство водных ресурсов;
• Федеральное агентство лесного хозяйства;
• Федеральное агентство по недропользованию;
• Министерство сельского хозяйства РФ;
• Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору;
• Федеральное агентство по рыболовству;
• Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
• Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека.
19. Понятие, виды и принципы экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов о намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду.
Виды:
• в зависимости от субъекта, проводящего
экспертизу:
▪ государственная (на федеральном уровне
и на региональном уровне);
▪ общественная (ст. 20 – 35 ФЗ от 23.11.1995
N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об экологической
экспертизе»).
• в зависимости от результатов:
▪ положительная;
▪ отрицательная.
• в зависимости от процедуры:
▪ первичная;
▪ повторная.
Принципы (ст. 3 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об экологической экспертизе»):
• презумпция потенциальной экологической
опасности любой намеченной деятельности;
• обязательность проведения до принятия
решения о реализации проекта;
• достоверность и полнота информации;
• независимость экспертов;
• научная обоснованность, объективность
и законность;
• гласность;
• учет общественного мнения;
• ответственность всех участников.
20. Субъекты
и объекты государственной
С 1 января 2007 года РФ передала
субъектам РФ свои полномочия по организации
государственной экологической экспертизы.
С сентября 2010 года все полномочия государственной
экологической экспертизы федерального
уровня возложены на Росприроднадзор.
Объекты (документы, подлежащие
проверке):
• проекты технических и методических
правовых документов в области охраны
окружающей среды;
• проекты государственно целевых программ,
предусматривающих строительство, оказывающее
воздействие на окружающую среду;
• проекты соглашений о разделе продукции;
• материалы обоснования лицензий на
виды деятельности, оказывающее вредное
воздействие на окружающую среду;
• материалы обследования территории
для признания статуса особо охраняемой;
• все виды хозяйственной деятельности
на континентальном шельфе, исключительных
экологических зон, во внутренних морских
водах;
• проектная документация на строительство
на землях особо охраняемых территорий;
• проектная документация на размещение
и обезвреживание отходов;
• проектная документация по созданию
искусственных земельных участков.
21. Общая характеристика государственной экспертизы.
Документы:
• ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 28.12.2013) «Об экологической экспертизе»;
• Ст. 49 Градостроительного Кодекса «Экспертиза проектной документации
и результатов инженерных изысканий, государственная
экологическая экспертиза проектной документации
объектов, строительство, реконструкцию
которых предполагается осуществлять
в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, на континентальном
шельфе Российской Федерации, во внутренних
морских водах, в территориальном море
Российской Федерации, на землях особо
охраняемых природных территорий»
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов о намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду.
Государственная экологическая
экспертиза — мероприятие,
организуемое и проводимое Федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее
время таким органом является Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзор)
или органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке,
установленном Федеральным законом РФ «Об экологической
экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Государственная экологическая
Проведение:
• подготовка и предоставление заказчиком
документов;
• оплата;
• сама экспертиза, проверка документации;
• оформление результата в заключении.
Особенности:
• проведение является обязательным;
• объектами являются результаты инженерных
изысканий и проектная документация;
• субъектами являются органы государственной
власти;
пример: Министерство регионального строительства
• плата регулируется Постановлением
Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от
22.03.2014) «О порядке организации и проведения
государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных
изысканий» (метод един по всей стране);
• предметом является оценка соответствующей
проектной документации всем требованиям
законодательства;
• результат оформляется в заключении.
22. Понятие, задачи и виды экологического
мониторинга.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»):
Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования:
Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки:
Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами:
На современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг:
С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть.
Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.
Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области охраны окружающей среды», а также государственных стандартов и иных нормативных документов.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;
формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Закон вносит
определенность в круг субъектов, чья
деятельность подлежит нормированию:
нормативы допустимого воздействия на
окружающую среду устанавливаются для
юридических и физических лиц - природопользователей
(ст. 22). Действующие подзаконные нормативные
акты говорят о предприятиях, учреждениях
и организациях-
Особый практический интерес в связи с тенденциями децентрализации управления представляет компетенция региональных органов власти в сфере нормирования.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к их полномочиям отнесены: разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. Принятые позднее подзаконные нормативные акты Правительства РФ устанавливают следующее.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.
Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.
Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.