Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Система: 
• в зависимости от уровня: 
▪ федеральные; 
▪ региональные.

• по характеру нормотворчества: 
▪ законодательные; 
▪ исполнительные. 
• по характеру полномочий: 
▪ общие (помимо экологических вопросов в компетенцию входят и другие); 
▪ специальные (основная функция: регулирование экологических отношений).

 

Перечень органов власти специальной компетенции: 
• Министерство природных ресурсов и экологии РФ; 
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 
• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; 
• Федеральное агентство водных ресурсов; 
• Федеральное агентство лесного хозяйства; 
• Федеральное агентство по недропользованию; 
• Министерство сельского хозяйства РФ; 
• Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; 
• Федеральное агентство по рыболовству; 
• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; 
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

 

19. Понятие, виды и  принципы экологической экспертизы.

 

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов о намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду.

 
Виды: 
• в зависимости от субъекта, проводящего экспертизу: 
▪ государственная (на федеральном уровне и на региональном уровне); 
▪ общественная (ст. 20 – 35 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об экологической экспертизе»).

• в зависимости от результатов: 
▪ положительная; 
▪ отрицательная.

• в зависимости от процедуры: 
▪ первичная; 
▪ повторная.

 

Принципы (ст. 3 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об экологической экспертизе»):

• презумпция потенциальной экологической опасности любой намеченной деятельности; 
• обязательность проведения до принятия решения о реализации проекта; 
• достоверность и полнота информации; 
• независимость экспертов; 
• научная обоснованность, объективность и законность; 
• гласность; 
• учет общественного мнения; 
• ответственность всех участников.

 

20. Субъекты  и объекты государственной экологической  экспертизы.

 

С 1 января 2007 года РФ передала субъектам РФ свои полномочия по организации государственной экологической экспертизы. 
С сентября 2010 года все полномочия государственной экологической экспертизы федерального уровня возложены на Росприроднадзор. 

Объекты (документы, подлежащие проверке): 
• проекты технических и методических правовых документов в области охраны окружающей среды; 
• проекты государственно целевых программ, предусматривающих строительство, оказывающее воздействие на окружающую среду; 
• проекты соглашений о разделе продукции; 
• материалы обоснования лицензий на виды деятельности, оказывающее вредное воздействие на окружающую среду; 
• материалы обследования территории для признания статуса особо охраняемой; 
• все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе, исключительных экологических зон, во внутренних морских водах; 
• проектная документация на строительство на землях особо охраняемых территорий; 
• проектная документация на размещение и обезвреживание отходов; 
• проектная документация по созданию искусственных земельных участков. 

21. Общая характеристика  государственной экспертизы.

 

Документы:

• ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об экологической экспертизе»; 
• Ст. 49 Градостроительного Кодекса «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий»

 

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов о намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду.

 

Государственная экологическая экспертиза — мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях. 
 
Проведение: 
• подготовка и предоставление заказчиком документов; 
• оплата; 
• сама экспертиза, проверка документации; 
• оформление результата в заключении.

Особенности: 
• проведение является обязательным; 
• объектами являются результаты инженерных изысканий и проектная документация; 
• субъектами являются органы государственной власти; 
пример: Министерство регионального строительства 
• плата регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 22.03.2014) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (метод един по всей стране); 
• предметом является оценка соответствующей проектной документации всем требованиям законодательства; 
• результат оформляется в заключении. 
 
22.​ Понятие, задачи и виды экологического мониторинга.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;
  2. наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;
  3. обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования:

  1. органам государственной власти РФ;
  2. органам государственной власти субъектов РФ;
  3. органам местного самоуправления.

Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки:

  1. прогнозов социально-экономического развития
  2. федеральных программ в области экологического развития РФ;
  3. целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами:

  1. бесплатно в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей;
  2. по договорам.

На современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг:

  1. водных объектов;
  2. водных биоресурсов;
  3. качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения;
  4. атмосферного воздуха;
  5. состояния внутренних морских вод и территориальных морей;
  6. объектов животного мира;
  7. уникальной экологической системы озера Байкал;
  8. социально-гигиенический.

С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть.

23.​ Понятие и значение нормирования в области охраны окружающей среды.

Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области охраны окружающей среды», а также государственных стандартов и иных нормативных документов.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Закон вносит определенность в круг субъектов, чья деятельность подлежит нормированию: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для юридических и физических лиц - природопользователей (ст. 22). Действующие подзаконные нормативные акты говорят о предприятиях, учреждениях и организациях-природопользователях; индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. Известно, что граждане пока не рассматриваются в качестве субъектов отношений платности за загрязнение ими окружающей среды.

Особый практический интерес в связи с тенденциями децентрализации управления представляет компетенция региональных органов власти в сфере нормирования.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к их полномочиям отнесены: разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. Принятые позднее подзаконные нормативные акты Правительства РФ устанавливают следующее.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

24.​ Система экологических нормативов.

Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"