Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка
1. Понятие экологического права как отрасли права.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Система экологического права.
Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:
Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.
Система экологических нормативов включает:
Соблюдение этих нормативов
служит критерием оценки правомерности
поведения субъектов экологических правоотношений в
области оценки воздействия на окружающую
среду, экологической экспертизы, лице
Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и может быть использована при защите экологических прав граждан в суде.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Нормативы качества окружающей среды предусмотрены многими документами: Постановлениями Правительства РФ, ГОСТами, ОСТами, СНиПами, СанПиНами, ОБУВами, Приказами МПР России и другими.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Нормативы устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории
Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов. К вредному физическому воздействию на природные объекты относится вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства природного объекта, на здоровье человека и окружающую среду. К нормируемым физическим воздействиям относятся: тепловое воздействие; воздействие шума; воздействие ионизирующего излучения; воздействие импульсных электромагнитных полей.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Они устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Нормативы и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды. Так, законодательством о животном мире устанавливаются лимиты добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Право природопользования в объективном смысле как институт экологического права представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих общий порядок, условия, принципы природопользования, а также основные права и обязанности природопользователей.
В субъективном смысле – это право означает конкретные права и обязанности, которые имеют субъекты права природопользования.
Важнейшими принципами права природопользования являются: наиболее рациональное и эффективное природопользование; устойчивость права природопользования; платность природопользования; целевой характер природопользования; лицензирование права природопользования; нормирование права природопользования и другие принципы.
Каждому природному ресурсу соответствует самостоятельный вид природопользования. Исходя из этого положения можно говорить о таких видах, как землепользование, недропользование, лесопользование и т.п.
По способам предоставления природного ресурса в пользование природопользование подразделяется на: общее природопользование, не требующее специального разрешения; специальное, осуществляемое только на основании разрешительного документа.
Специальное природопользование осуществляе
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.
Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Правовыми формами специальных разрешений являются:
Экологическое лицензирование представляет собой совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения); процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий. В области природопользования и охраны окружающей среды лицензирование выступает как наиболее широко используемый административно-правовой инструмент.
Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности. Природно-ресурсная лицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода, Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальных подразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоваться природным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий
По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:
Лицензирование классифицируется по различным критериям.
В зависимости от объекта лицензирования выделяется группа лицензий:
– на природопользование, т. е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса;
– осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса;
– оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное).
По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.