Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях. Его ведение возложено на Федеральное агентство по недропользованию. Состав данных, которые должны содержаться в Кадастре, установлен Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Данный вид кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды. Наряду с ведением Кадастра с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах»).

Государственный лесной кадастр

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственный водный кадастр

Постановление Правительства РФ "О порядке ведения государственного водного реестра" Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (далее - регистрация).

Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах".

Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения. Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Разновидностью Кадастра объектов животного мира является Красная книга Российской Федерации, содержащая сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных.

Порядок ведения Красной книги РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 158.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249 «О порядке ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Помимо вышеназванных кадастров, в Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами ведутся Государственный кадастр отходов (предусмотрен ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), Кадастр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, Реестр опасных производственных объектов и другие.

32. Виды природных  кадастров и реестров.

Кадастр – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими. 
Порядок ведения кадастров устанавливается ФЗ или Постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров: 
• Земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах.  
Документы земельного кадастра делятся на: 
▪ основные (Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты); 
▪ вспомогательные (книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети); 
▪ производные (документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы.  
Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. 
• Лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.; 
• Кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира; 
• Водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей; 
• Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке; 
• Кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий; 
• Кадастр отходов – включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.; 
• Территориальные кадастры природных ресурсов и объекта – содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Реестр – это своеобразная база данных, свод сведений о природных ресурсах, содержащий информацию о конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании которых осуществляется конкретное природопользование. Реестры природных ресурсов в некоторых случаях заменяют кадастры природных ресурсов (Государственный водный реестр вместо Государственного водного кадастра), а в других случаях являются составной частью государственных кадастров, например, Единый государственный реестр земель, относятся к основным документам государственного земельного кадастра.  
 
В Российской Федерации ведутся следующие реестры:  
• Государственный лесной реестр – систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках;  
• Государственный водный реестр – осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования; 
• Реестр охотничьих животных – включает данные о видах животных, на которых разрешена охота, их количестве, распространении, указаны сроки разрешенной охоты, количество отстрела или отлова, способы охоты и др.; 
• Реестр рыбных запасов – включает данные о видах промысловых и непромысловых рыб, их ареалах, объемах рыбных запасов, а также сроках и объемах отлова, квотах на рыбную ловлю и т.д.; 
• Реестр загрязнений – содержит сведения о видах, источниках загрязнений, состоянии природной среды различных территорий и т.д. 
 
 
33. Понятие, значение, виды экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Документы: 
• ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ  
Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Экономическое регулирование — совокупность, предусмотренных законодательством мер обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

Значение: 
• стимулирование бережного и рационального отношения к природе; 
• охрана природы; 
• мобилизация денежных средств.

Виды: 
• финансирование охраны природы; 
• экономическое стимулирование; 
• экономическое страхование; 
• система экологических штрафов. 
 
34. Финансирование охраны природы и стимулирование экологически ответственного поведения.

Документы: 
• ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ  
Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Источники: 
• бюджетные средства: 
▪ федеральный бюджет; 
▪ бюджет субъекта; 
▪ муниципальный бюджет. 
• частные пожертвования; 
• средства международных организаций.

Механизм бюджетного финансирования: 
• предложение субъектов экологического управления; 
• согласование с финансовыми организациями размера средств, которые государство может себе позволить потратить на защиту природы; 
• утверждение сумм расходов на проведение мероприятий по охране окружающей среды; 
• исполнение бюджета.

Способы финансирования: 
• финансирование деятельности государственной организацией, специально созданной для охраны окружающей среды; 
• прямое финансирование природоохранных мероприятий; 
• программно-целевой метод (11 федеральных целевых программ). 
пример: ФЦП «Чистая вода» 2011 – 2017 гг.

Меры экономического стимулирования: 
• предоставление налоговых льгот; 
• уменьшение размеров арендных платежей; 
• микрокредитование на льготных условиях; 
• установление сокращенного периода амортизирующих основных средств, используемых для охраны окружающей среды. 
 
 
35. Система экологических платежей.

Экологические платежи — разновидность обязательных платежей публично-правовой направленности, имеющая целью организацию рационального и эффективного природопользования и охраны природы.

Принципы установления платежа: 
• загрязнитель платит; 
• пользователь платит.

Классификация: 
• в зависимости от правовой природы: 
▪ обязательные (1. налоговые, 2. неналоговые обязательные); 
▪ договорные. 
• в зависимости от назначения платы: 
▪ за пользование природными ресурсами; 
▪ за негативное воздействие на окружающую среду; 
▪ за выдачу разрешительных документов; 
▪ за экологические правонарушения. 
• в зависимости от экологической сферы: 
▪ область использования недр; 
▪ область охраны атмосферного воздуха. 
• в зависимости от периодичности внесения платы: 
▪ разовые; 
▪ регулярные. 
 
 
36. Правовая природа и виды неналоговых экологических платежей. 
 
Неналоговые платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе. Характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления.  
 
К неналоговым доходам относятся: 
• платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина); 
• доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду); 
• платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства, и т.д.); 
• поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"