Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка
1. Понятие экологического права как отрасли права.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Система экологического права.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях. Его ведение возложено на Федеральное агентство по недропользованию. Состав данных, которые должны содержаться в Кадастре, установлен Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Данный вид кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды. Наряду с ведением Кадастра с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах»).
Государственный лесной кадастр
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный водный кадастр
Постановление Правительства РФ "О порядке ведения государственного водного реестра" Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (далее - регистрация).
Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах".
Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения. Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Разновидностью Кадастра объектов животного мира является Красная книга Российской Федерации, содержащая сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных.
Порядок ведения Красной книги РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 158.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249 «О порядке ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Помимо вышеназванных кадастров, в Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами ведутся Государственный кадастр отходов (предусмотрен ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), Кадастр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, Реестр опасных производственных объектов и другие.
32. Виды природных кадастров и реестров.
Кадастр – это систематизированная
система сведений о количественном и качественном
состоянии природных ресурсов, их экономической,
экологической оценке и социальном значении,
а также о составе и категориях пользователей.
Кадастры служат основой планирования
и информационного обеспечения использования
и охраны окружающей среды, в целом управления
ими.
Порядок ведения кадастров устанавливается
ФЗ или Постановлениями Правительства.
На сегодняшний день в РФ существуют
следующие виды кадастров:
• Земельный кадастр – это систематизированный
свод получаемых в результате проведения
государственного кадастрового учета
земельных участков документированных
сведений о местоположении, целевом назначении
и правовом положении земель РФ и сведений
о территориальных зонах и наличии расположенных
на земельных участках и прочно связанных
с ними объектах.
Документы земельного кадастра делятся
на:
▪ основные (Единый государственный
реестр земель, кадастровые дела и дежурные
кадастровые карты);
▪ вспомогательные (книги учета документов,
выданных сведений, каталоги координат
пунктов опорной межевой сети);
▪ производные (документы, содержащие
перечни земель, находящихся в собственности
РФ, ее субъектов, муниципальных образований,
доклады о состоянии и об использовании
земельных ресурсов, статистические отчеты,
аналитические обзоры и иные справочные
аналитические документы.
Для надлежащего учета земель и ведения
кадастра Указом Президента РФ была создана
Федеральная служба земельного кадастра
РФ, в результате административной реформы
2004 г. преобразованная в Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости.
• Лесной кадастр – свод сведений о
правовом режиме лесного фонда, количественном
и качественном состоянии лесов РФ, в том
числе о составе древесных пород, возрастном
составе леса, групп и категорий защитности,
экономической оценке и др.;
• Кадастр животного мира – систематизированные
сведения о географическом распространении,
численности, составе, хозяйственном использовании,
мерах охраны, о среде обитания объектов
животного мира;
• Водный кадастр – это систематизированный
свод данных о водных объектах и их водных
ресурсах, их использовании, категориях
пользователей;
• Кадастр месторождений и проявлений
полезных ископаемых – включает систематизированные
сведения по каждому месторождению о количестве
и качестве основных и совместно залегающих
ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической
оценке;
• Кадастр особо охраняемых природных
территорий – свод данных о статусе,
географическом положении и границах,
режиме особой охраны, природопользователях,
научной, экологической и иной ценности
этих территорий;
• Кадастр отходов – включает сведения
об отходах с учетом их опасности, источниках
образования, мерах по использованию,
местах размещения и т. п.;
• Территориальные кадастры природных
ресурсов и объекта – содержат данные
о местоположении, количестве и качестве
природных ресурсов, их социально-экономическую
и экологическую оценку. Они носят комплексный
характер, так как отражают сведения о
всех природных ресурсах на территории
субъекта РФ.
Реестр – это своеобразная
база данных, свод сведений о природных
ресурсах, содержащий информацию о конкретных
природных ресурсах, природопользователях,
документах, на основании которых осуществляется
конкретное природопользование. Реестры
природных ресурсов в некоторых случаях
заменяют кадастры природных ресурсов (Государственный водный
реестр вместо Государственного водного
кадастра), а в других случаях являются
составной частью государственных кадастров,
например, Единый государственный реестр
земель, относятся к основным документам
государственного земельного кадастра.
В Российской Федерации ведутся
следующие реестры:
• Государственный лесной реестр –
систематизированный свод документированной
информации о лесах, об их использовании,
охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах
и лесопарках;
• Государственный водный реестр – осуществляется государственная регистрация
договоров водопользования, решений о
предоставлении водных объектов в пользование,
перехода прав и обязанностей по договорам
водопользования, а также прекращения
договора водопользования;
• Реестр охотничьих животных – включает
данные о видах животных, на которых разрешена
охота, их количестве, распространении,
указаны сроки разрешенной охоты, количество
отстрела или отлова, способы охоты и др.;
• Реестр рыбных запасов – включает
данные о видах промысловых и непромысловых
рыб, их ареалах, объемах рыбных запасов,
а также сроках и объемах отлова, квотах
на рыбную ловлю и т.д.;
• Реестр загрязнений – содержит сведения
о видах, источниках загрязнений, состоянии
природной среды различных территорий
и т.д.
33. Понятие, значение, виды
экономического регулирования в области
охраны окружающей среды.
Документы:
• ФЗ «Об охране окружающей среды»
от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Глава IV. Экономическое регулирование
в области охраны окружающей среды
Экономическое регулирование — совокупность, предусмотренных законодательством мер обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
Значение:
• стимулирование бережного и рационального
отношения к природе;
• охрана природы;
• мобилизация денежных средств.
Виды:
• финансирование охраны природы;
• экономическое стимулирование;
• экономическое страхование;
• система экологических штрафов.
34. Финансирование охраны
природы и стимулирование экологически
ответственного поведения.
Документы:
• ФЗ «Об охране окружающей среды»
от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Глава IV. Экономическое регулирование
в области охраны окружающей среды
Источники:
• бюджетные средства:
▪ федеральный бюджет;
▪ бюджет субъекта;
▪ муниципальный бюджет.
• частные пожертвования;
• средства международных организаций.
Механизм бюджетного финансирования:
• предложение субъектов экологического
управления;
• согласование с финансовыми организациями
размера средств, которые государство
может себе позволить потратить на защиту
природы;
• утверждение сумм расходов на проведение
мероприятий по охране окружающей среды;
• исполнение бюджета.
Способы финансирования:
• финансирование деятельности государственной
организацией, специально созданной для
охраны окружающей среды;
• прямое финансирование природоохранных
мероприятий;
• программно-целевой метод (11 федеральных
целевых программ).
пример: ФЦП «Чистая вода» 2011 – 2017
гг.
Меры экономического стимулирования:
• предоставление налоговых льгот;
• уменьшение размеров арендных платежей;
• микрокредитование на льготных условиях;
• установление сокращенного периода
амортизирующих основных средств, используемых
для охраны окружающей среды.
35. Система экологических
платежей.
Экологические платежи — разновидность обязательных платежей публично-правовой направленности, имеющая целью организацию рационального и эффективного природопользования и охраны природы.
Принципы установления платежа:
• загрязнитель платит;
• пользователь платит.
Классификация:
• в зависимости от правовой природы:
▪ обязательные (1. налоговые, 2. неналоговые
обязательные);
▪ договорные.
• в зависимости от назначения платы:
▪ за пользование природными ресурсами;
▪ за негативное воздействие на окружающую
среду;
▪ за выдачу разрешительных документов;
▪ за экологические правонарушения.
• в зависимости от экологической сферы:
▪ область использования недр;
▪ область охраны атмосферного воздуха.
• в зависимости от периодичности внесения
платы:
▪ разовые;
▪ регулярные.
36. Правовая природа и
виды неналоговых экологических платежей.
Неналоговые платежи относятся к государственным
доходам, поступающим на обязательной
основе. Характеризуются большим разнообразием,
отличаясь друг от друга по субъектам
платежей, методом их взимания, источником
поступления.
К неналоговым доходам относятся:
• платежи за оказание различных услуг
(государственная пошлина, сбор за клеймение
измерительных приборов, таможенная пошлина);
• доходы от использования объектов федеральной
собственности и собственности субъектов
Федерации (лесной доход, рыболовецкий
сбор, плата за воду);
• платежи, носящие штрафной характер
(суммы, полученные от реализации конфискованного
имущества; штрафы, взимаемые за нарушение
финансового законодательства, и т.д.);
• поступление от продажи государственных
ценных бумаг, объектов федеральной собственности
и собственности субъектов Федерации.