Управление природопользованием и окружающей средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в постановке и разрешении основных теоретических проблем института государственного управления, анализе его современного состояния и правовых проблем совершенствования, выработке на этой основе практических рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее повышение эффективности охраны окружающей среды и природопользования Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Понятие и особенности управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в условиях рынка
1.2 Роль и место управления в системе обеспечения исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства

2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


2.1 Правовое обеспечение государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
2.2 Организационно-структурный элемент системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Теоретические аспекты системы государственного управления охраной окружающей среды
3.2 Совершенствования экономического механизма регулирования регионального природопользования и государственного управления в сфере охраны окружающей среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Кошкомбаев рын. упр. охр.окр. среды.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

получение объективной оценки и анализ достоверности информации о природоохранной деятельности субъекта природопользования в целом или отдельных направлениях этой деятельности, об уровне ее экологической безопасности;
выявление приоритетов решения стоящих перед природопользователем проблем природоохранного характера;
проверку и обеспечение соответствия деятельности природопользователя действующим (и возможным будущим) законодательным и нормативным документам и инструкциям по безопасности;
оценку соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах осуществления природопользования;
подготовку обоснованных рекомендаций по стратегии и тактике природопользователя по улучшению экологических показателей и в решении других природоохранных задач;
осуществление проверки правильности исполнения лицензионных условий на природопользование;
установление достоверности и полноты официально выдаваемой природопользователем информации, экологической отчетной документации о своей деятельности;
проверку наличия и правильности оформления у природопользователя необходимых норм, нормативов, планов мероприятий, графиков контроля и т.д., их согласований в органах государственного надзора;
выявление недостатков и ошибок в учетной, отчетной, текущей эксплуатационной, финансовой документации;
определение полноты и своевременности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного надзора;
проверку соответствия использования территорий, включая наземное и подземное пространство, существующим природоохранным нормам и правилам;
оценку уровня организационной работы, нормативно-методического обеспечения, степени подготовленности персонала;
оценку эффективности системы управления хозяйственной деятельностью природопользователя охране окружающей природной среды;
оценку риска, рекомендации по его снижению и предотвращению штрафных санкций;
оценку состояния и разработку рекомендаций по оптимизации использования природных ресурсов (недр), а также финансовых средств;
выработку первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем и т.д.

При проведении экологического аудита последовательно рассматриваются и оцениваются состояние окружающей природной среды в пределах региона и ближайших окрестностей месторасположения природопользователя, санитарно-защитной зоны, занимаемой им территории, производственных и подсобных помещений. Основное внимание при экологическом аудите уделяется анализу следующей документации природопользователя [103]:

экологического паспорта природопользователя;
заключения экологической экспертизы;
тома ОВОС;
томов расчета лимитов по ПДВ, ПДС;
паспорта водного хозяйства;
экологической статистической отчетности за последние годы;
справок о платежах за использование ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за последние годы;
актов о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за последние годы;
данных инвентаризации источников воздействия и отходов на окружающую природную среду;
лицензий и договоров на специальное и комплексное природопользование;
территориальных экологических программ;
производственных планов мероприятий по охране окружающей природной среды и справок об их выполнении за последние годы;
справок о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства за последние годы;
существующих технологических регламентов по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования;
проектов районной планировки;
экологических ситуационных планов, картографической информации и др.

Особое внимание при экологическом аудите представленных природопользователем материалов должно быть уделено: выявлению основных источников воздействия на основные компоненты окружающей природной среды; установлению приоритетных загрязняющих веществ и факторов негативного природоохранного значения; экологическим характеристикам используемого сырья, материалов, реагентов, энергетических ресурсов, готовой продукции, отходов; состоянию систем регулирования природоохранного воздействия, размещения, удаления, переработки отходов, экологического мониторинга, государственного и общественного экологического контроля; критическим и рисковым ситуациям; используемым механизмам управления природопользования, их эффективности; состоянию экологического обучения управленческого персонала и др.
Экологический аудит может быть полезен для установления дополнительных мер по изучению рисков и обеспечению безопасности, а также для своевременного внедрения обоснованных средств предупреждения риска. Анализ риска природных катастроф, аварий и обусловленных ими экологических негативных процессов и явлений проводится с учетом природоохранных требований и сводится к определению видов риска на субъекте природопользования; анализу сценариев возможных опасных событий и их последствий для окружающей природной среды и населения; анализу предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий катастроф; к информированию граждан и местных организаций.
Экологический аудит завершается составлением отчета, включающем описание его целей, задач и использованных методов, результаты анализа собранных материалов, разработанные природоохранные мероприятия и заключение. Отчет направляется заказчику и используется им для составления и реализации планов и программ по снижению воздействия на окружающую природную среду, оптимизации экологических характеристик в его хозяйственной деятельности.
Следует также иметь в виду, что в области экологической геологии и рационального недропользования активно развивается так называемый экогеологический аудит (аудит недропользования), под которым понимается процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования, охраны окружающей среды и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр.
Объектами экогеологического аудита являются [104]:

предприятия по добыче полезных ископаемых на стадии разведки, опытной и промышленной эксплуатации, консервации, включая систему транспортировки сырья и продукции и управления горно-геологическими отходами;
предприятия, использующие шахты, тоннели, бункеры, резервуары и иные подземные сооружения для переработки, транспортировке, хранению сырья и продукции;
специальные транспортные подземные сооружения;
системы подземных коммуникаций, используемые для транспортировки и передачи энергоносителей, электроэнергии, воды;
наземные и подземные полигоны отходов, в том числе радиоактивных, на стадии оборудования, эксплуатации и консервации, включая систему транспортировки отходов и их производных.

Кроме того, в последние годы в рамках экологического аудита все более активное развитие в России получает экологический консалтинг, который ориентирован на решение природоохранных проблем, связанных с технологическими аспектами природопользования, имущественными правами и т.д., когда возникает необходимость в аудиторском заключении по обследованию и оценке территорий; земельных участков, технологий, природоохранных мероприятий, а также подготовке необходимой док-ций.

 

 

Заключение

За годы независимости Республики Казахстан экологические правоотношения размежевались рыночно-правовыми, экономическими отношениями. Это обуславливалось изменением общественно-государственного строя, рыночно-правовыми преобразованиями  в экономике и социальной сфере, изменения претерпели и отношения в области охраны окружающей среды.

Законодательство полностью было приведено в соответствии с новыми экономическими реалиями, внедрены рыночные механизмы природопользования, отменены нормы абсолютного преобладания государства, предусмотрены положения предоставления участков природных ресурсов в частную собственность.

В частности, внедрение аукционных торгов по продаже права собственности и права аренды на земельные участки, тендеров по предоставлению права специального водопользования, долгосрочного лесопользования, права недропользования, эмиссии в окружающую среду, лицензирование деятельности по природопользованию, квотирование выбросов, установление платы за использование и загрязнение окружающей среды и иные рыночно-правовые экономические методы регулирование отношении в области охраны окружающей среды стали нововведением в области охраны окружающей среды и природопользования.

К сожалению, внедрение различных экологических и экономических механизмов по улучшению природопользования не есть улучшение природопользования на деле, элементарное несовершенство экологического законодательства Республики Казахстан, отсутствие кадровой, институциональной инфраструктуры для внедрения различных правовых и рыночных механизмов, отсутствие четкой экологической идеологий и стратегий, коррупциогенность административных процедур по природопользованию и другие актуальные вопросы до сих пор являются проблемными в области охраны окружающей среды.

Необходимо напомнить, на территории Республики Казахстан существуют достаточное количество неразрешимых экологических проблем такие как: экологическая обстановка зоны Семипалатинского ядерного полигона, зона экологического бедствия – Аральское море, сокращение озера Балхаш, опустынивание земель, сокращение лесного фонда, загрязнение водных ресурсов, несанкционированный забор поверхностных вод, эмиссия в окружающую среду и загрязнение атмосферного воздуха, незаконная охота и рыболовство, незаконная вырубка деревьев и другие экологические проблемы требуют немедленного разрешения.

В связи с этим, в целях сохранение объектов окружающей среды, защиты природных ресурсов от негативных воздействии, предотвращение вышеуказанных экологических проблем, совершенствования и развитие экономических отношении в области охраны окружающей среды, улучшение рыночных преобразовании в области природопользования государством должны быть приняты меры эколого-экономического характера обеспечивающий ужесточение государственного контроля, нормирования, лицензирования, аудита и страхования в области охраны окружающей среды, усиления экологического мониторинга и кадастрового учета в целях обеспечения сохранения природы в ее естественном состояний, устойчивого развития общества и ее благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1   Президент Республики Казахстан. Об одобрении Концепции правовой политики Республики Казахстан: Указ от 20 сентября 2002 г. № 949 // САПП РК. – 2002. – № 31. – Ст. 336.

2     Назарбаев Н. А. Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. – 2006. – 2 марта. 

3   Президент Республики Казахстан. Об одобрении Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: Указ от 3 декабря 2003 г. № 1241 // Казахстанская правда. – 2003. – 10 декабря.

4   Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. - изд. 2-е. – Т. 3. – М.: Госполитиздат, 1965. – С.29.

5   Хаджиев А.Х. Земельное право Республики Казахстан (Общая часть): Учебное пособие / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.Б.  Мухитдинова. – 2-е изд, перераб. и доп. – Алматы: Юрист, 2002. – 375 с.

6   Ахмеджанова Г.Б. Правовые основы охраны недр в Республике Казахстан: автореф. …канд. юрид. наук: 29.03.97. – Алматы, 1997. – 30 с.

7   Альдербаев М. Казахский лес: миф или реальность?  / Научно-популярное издание. – Алматы: Санат, 2001. – С. 22.

8         Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник.  – М.: Юрист, 1996. – С. 460.

9         Стамкулов А.С. Право объективное и субъективное в экологическом праве // Проблемы развития экологической культуры государства и народа Казахстана: правовые аспекты: Материалы заседания круглого стола. – Алматы: КазГУ, 1996. – С. 20-25.

10     Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Ларионов Г.А., Макаров О.Н. Земельное право России: Учебник. – М.: Былина, 1997. – С. 111.

11     Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1997. – 675 с.

12   Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. – 688 с.

13     Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА∙М: НОРМА, 1997. – 570 с.

14     Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан (проблемы совершенствования, перспективы развития). – Алматы: Жеті Жарғы, 1995. – С. 181 – 182.

15     Правительство Республики Казахстан. Вопросы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.02.06г. №134): Постановление от 28 октября 2004 г. № 1113 // САПП РК. – 2004. – №40. – Ст. 524.

16     Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 257 - 258.

17     Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в области экологии. – Алматы: Қазақ Университетi, 1998.  – 98 с.

18     Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М.: Юрид. лит., 1976. – С.152.

19     Лазарев С.А. Проблемы эффективности работы управленческих органов. – М.: Наука, 1973. – С.44.

20     Лунев А.Е. Природа, право, управление. – М.: Наука, 1981. – С.9.

21     Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. – М.: Госюриздат, 1958. – С.53.

22     Еренов А.Е. Мухитдинов Н.Б. Ильяшенко Л.В. Правовое обеспечение  рационального природопользования. – Алма-Ата: Наука, 1985. – 150 с.

23     Республика Казахстан. Конституционный Закон от 18 декабря 1995 г. О Правительстве Республики Казахстан // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. – 1995. – № 23. – Ст. 145.

24     Еренов А.Е. Проблема правовой охраны природы // Известия АН Казахской ССР. – 1974. – № 3. – С.84.

25     Экологический кодекс Республики Казахстан от 7 января 2008 года.

26     Жетписбаев Б. Аграрное право Республики Казахстан: Учебник (Особенная часть). – Алматы: Данекер, 2002. – С.5.

27     Ерофеев Б.В. Земельное право России. Общая часть: Учебник: В 2-х ч. – М.: Юрист, 1994. – Ч.1. – 256 с. 

28     Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления: Учебное пособие / Под ред. П.Я. Бакланова, В.П. Каракина. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

29     Косанов Ж.Х. Право собственности, право землепользования и иные права на землю: Монография. – Алматы: Данекер, 2002. – С.25.

Информация о работе Управление природопользованием и окружающей средой