Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.
Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30
Оглавление
Введение
Заключения
Список использованных источников
Введение
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.
Бюджет — это счетный
план государства, позволяющий контролировать
поступление доходов в форме
налоговых и неналоговых
Государственный бюджет представляет
собой крупнейший централизованный
денежный фонд, аккумулируемый с помощью
перераспределения
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
При выполнении работы использованы
исторический, диалектический, логический,
синергетический, системный, комплексный,
а также другие специальные методы
исследования, взаимодополняющие друг
друга и пронизывающие
Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.
В современных условиях бюджет
представляет собой план формирования
и использования финансовых ресурсов
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местных органов
Различают вышестоящий и
нижестоящий бюджет. Вышестоящий
бюджет – это республиканский
бюджет или бюджет вышестоящей административно-
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету
функций, его использование в
качестве инструмента распределения
и контроля возможно только в процессе
человеческой деятельности, что находит
свое отражение в создаваемом
государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм определяет методы
мобилизации доходов, виды доходов
бюджета, порядок их исчисления и
взимания, формы бюджетных расходов,
принципы и порядок предоставления
бюджетных средств, формы межбюджетного
распределения и
С юридической точки зрения
бюджет представляет собой основной
финансовый план образования, распределения
и использования
Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:
1)фискальная функция означает
создание финансовой базы
функция экономического регулирования
— это использование
социальная функция
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет.
Бюджетный процесс представляет
собой регламентируемую нормами
права деятельность исполнительных
и законодательных органов
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4)составление отчета об
исполнении бюджетов и их
Указанные стадии осуществляются
в строгой последовательности в
течение бюджетного периода и
тесно взаимосвязаны между
Вывод: Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную. С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими представительными органами власти. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Экономическое содержание налогов
выражается взаимоотношениями
Налог - это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.
Налог как юридическая
категория - это установленный правовыми
нормами и обеспечиваемый принудительной
силой государства
Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь под налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. (Ст.6.1 НК).
Современное определение понятию "налог": Налог - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, осуществляемое на основе принуждения со стороны власти, нацеленное на формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.
В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд [16, c. 19-20].
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы.
Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения