Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

гб.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и специальные (целевые).

Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжении которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

а) республиканские; б) местные.

К республиканским налогам и сборам относятся (статья 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся (статья 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей .

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

В зависимости от различных  признаков налоги и сборы делятся  на следующие группы:

1. По характеру ставок налоги бывают:

а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;

б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).

2) По способу формирования источника выплаты налога различают:

а) налоги и отчисления, выплачиваемые  из выручки после реализации продукции;

б) налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые  из прибыли;

в) налоги и отчисления, выплачиваемые  из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).

3) По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:

а) включаемые в себестоимость  продукции;

б) взимаемые из балансовой прибыли предприятия или его  дохода;

в) взимаемые из чистой прибыли;

г) включаемые в цену продукции.

Вывод: Налоги классифицируются по различным классификационным признакам, основным из которых является деление налогов по способу изъятия. Классификация налогов по определенным признакам обеспечивает систематизацию учета налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд

Расходы государственного бюджета  отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение  фонда денежных средств государства  и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению.

Существуют различные  классификации бюджетных расходов. Так, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса  РБ, бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:

  • функциональную классификацию расходов бюджета;
  • программную классификацию расходов бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджета;
  • ведомственную классификацию расходов бюджета.

Функциональная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств  бюджета на выполнение функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета  являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций  государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета  являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета  на выполнение функций государства  в пределах разделов.

Функциональная классификация  расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь включает следующие разделы и подразделы:

1) государственное управление  и местное самоуправление: функционирование  представительного и законодательного  органа Республики Беларусь; функционирование  органов государственного управления  и органов исполнительной власти; функционирование органов местного  самоуправления; деятельность финансовых  и налоговых органов; прочие  расходы на государственное управление;

2) международная деятельность: открытие и содержание дипломатических  представительств и консульских  учреждений Республики Беларусь  за рубежом; международное сотрудничество; международные культурные и информационные  связи; расходы на финансирование  аппаратов уставных органов межгосударственной  интеграции; отчисления в бюджет  Союзного государства Беларуси  и России; прочие расходы, не  отнесенные к другим категориям;

3) национальная оборона:  организация и деятельность, связанные  с военными нуждами; государственный  центр безопасности информации; железнодорожные войска; органы  военных комиссариатов; оборонное  спортивно-техническое общество; поддержание  мобилизационных мощностей, обеспечение  мобилизационной подготовки;

4) правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности: органы  внутренних дел; внутренние войска; пограничные войска; уголовно-исполнительная система; органы государственной безопасности; нотариальные конторы; органы прокуратуры; таможенные органы; органы по чрезвычайным ситуациям; органы финансовых расследований;

5) cудебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь; Верховный Суд Республики Беларусь; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и другие суды, действующие в сфере хозяйственных (экономических) отношений; Другие судебные органы;

6) наука: фундаментальные  исследования, научно-технические программы  и проекты; международное научно-техническое  сотрудничество; подготовка кадров  высшей научной квалификации  и аттестация научных кадров; государственные архивные учреждения; прочие расходы в области науки;

7) промышленность, энергетика  и строительный комплекс: топливно-энергетический  комплекс; промышленность; строительство,  архитектура и градостроительство; жилищное строительство;

8) сельское хозяйство:  сельскохозяйственное производство; бюджетные организации сельского  хозяйства; государственные комплексные  программы по развитию агропромышленного  комплекса и обеспечению аграрной  реформы; крестьянские (фермерские) хозяйства; прочие мероприятия  в области сельского хозяйства;

9) охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия: лесные  ресурсы; охрана окружающей среды,  животного и растительного мира; гидрометеорология; земельные ресурсы,  картография и геодезия; прочие  расходы в области охраны окружающей  среды и природных ресурсов;

10) транспорт, дорожное  хозяйство и связь: автомобильный  транспорт; железнодорожный транспорт;  воздушный транспорт; прочие виды  транспорта; дорожное хозяйство;  связь;

11) развитие рыночной инфраструктуры: малый бизнес и предпринимательство;  прочие мероприятия по развитию  рыночной инфраструктуры;

12) жилищно-коммунальное  хозяйство: жилищное хозяйство;  коммунальное хозяйство; благоустройство  городов, райцентров, поселков городского  типа и других населенных пунктов;  прочие расходы в области жилищно-коммунального  хозяйства;

13) предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий: государственные  программы по ликвидации последствий  аварий и других катастроф;  выплаты льгот и компенсаций;  фонд финансирования расходов, связанных  со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами; предупреждение и  ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций; возмещение убытков от  стихийных бедствий;

14) образование: дошкольное  образование; общее образование;  учебно-воспитательные учреждения  специального назначения; профессионально-техническое  образование; среднее специальное  образование; высшее образование; повышение квалификации и переподготовка кадров; внешкольное образование; прочие расходы в области образования;

15) культура и искусство,  кинематография: культура и искусство;  кинематография; прочие мероприятия  в области культуры и искусства;

16) средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодическая  печать и издательства; прочие  мероприятия в области массовой  информации;

17) здравоохранение и физическая  культура: здравоохранение; санитарно-эпидемиологический  надзор; медицинские исследования; физическая культура и спорт;  обязательное медицинское страхование  неработающего населения; прочие  учреждения и мероприятия в  области здравоохранения;

18) социальная политика: учреждения  социальной защиты; социальная помощь; пенсии и пособия военнослужащим; пенсии и пособия в органах  прокуратуры; пенсии и пособия  в других правоохранительных  органах; пенсии и пособия в  органах государственной безопасности; специальные социальные программы  и мероприятия; пособия гражданам  и семьям, имеющим детей; прочие  мероприятия в области социальной  политики;

19) обслуживание государственного  долга: обслуживание внутреннего  государственного долга; выпуск  и обслуживание государственных  краткосрочных и долгосрочных  облигаций; обслуживание внешнего  государственного долга;

20) пополнение государственных  запасов и резервов: государственные  запасы драгоценных металлов  и драгоценных камней; государственные  материальные резервы;

21) прочие расходы: резервный  фонд Президента Республики Беларусь; резервный фонд местных исполнительных  и распорядительных органов; другие  резервные фонды; проведение выборов  и референдумов; финансовая помощь  бюджетам других уровней; бюджетные  ссуды, бюджетные займы, депозиты, паевые взносы; расходы свободных  экономических зон; прочие расходы,  не отнесенные к другим подразделам;

В консолидированных бюджетах всех уровней отражаются расходы  бюджетов и государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов. При  консолидации исключаются средства, проходящие на одном уровне в доходах, на другом - в расходах, чтобы одни и те же операции не учитывались дважды.

Программная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Экономическая классификация  расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.

Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения