Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

гб.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

При недискреционной фискальной политике несбалансированость бюджета возникает автоматически, в результате действия “встроенных стабилизаторов” экономики. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита государственного бюджета и частично компенсирует сокращение совокупного спроса.

Вместе с тем встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний фактического ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают их амплитуду. Поэтому встроенные стабилизаторы  экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой  политики правительства, нацеленными  на обеспечение полной занятости  ресурсов. В результате этих мер  возникает структурный дефицит-разность между расходами и доходами бюджета при потенциальном объеме ВВП. Поэтому циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

В переходных экономиках при  оценке дефицита государственного бюджета  широко практикуется манипулирование  его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году, Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

  • “налоговая амнистия”, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонившихся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
  • мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;
  • введение временных или добавочных налогов;
  • отсрочка расчетов с поставщиками;
  • отсрочка выплат заработной платы работникам государственного сектора;
  • отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
  • расширенная распродажа государственных активов.

Таким образом, дефицит государственно гобюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики.

Количественные оценки и  в промышленно развитых странах, и в переходных экономиках бюджетного дефицита и государственного долга  объективно усложняются следующими факторами:

  • при оценке величины государственных доходов было бы целесообразно учитывать размеры амортизации в государственном секторе экономики, так как в противном случае размеры бюджетного дефицита и государственного долга;
  • важной статьей государственных расходов является обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга. Нередко объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу;
  • наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета существует его скрытый дефицит, обусловленный квазибюджетными расходами.

К квазибюджетным расходам относятся централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком.

Скрытый (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами), а также в рамках “жесткого” курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

В теории различают также активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения расходов, второй- связан со снижением налогов и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Дефицит государственного бюджета  ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и  темпом инфляции. Как правило, более  высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой -- делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.

Нельзя не акцентировать  внимания еще на одном факте: чтобы  приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы  должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос  на нее, поднимает международную  ценность и, несомненно, приводит к  сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего  продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.

Итак, основными последствиями  бюджетного дефицита являются:

  • инфляция;
  • государственный долг;
  • истощение валютных резервов;
  • снижение инвестиционной активности;
  • сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;
  • снижение жизненного уровня населения.

Воздействие бюджетного дефицита на экономику в решающей степени  определяется способом его финансирования. Аналитические классификации способов финансирования могут быть различными - внутреннее и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется наиболее значимой с макроэкономической точки зрения, так как практика свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными.

При разработке стратегий  бюджетно-налоговой политики необходимо оценивать возможные результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины “эффекта вытеснения” и  состояния платежного баланса при  сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:

  • кредитно-денежной эмиссии (монетизации);
  • долгового финансирования (внутреннего и внешнего);
  • увеличения налоговых поступлений.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского  финансирования) нередко возникает  сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно  финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное  воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения  денег, и на руках населения накапливается  избыток наличных средств.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего  долгового финансирования также  практически исчерпаны.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способов не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для него. Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное давление окажется слабее, чем при  их размещении в Центральном банке.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение  безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам  с длительными сроками погашения) является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит  не только не оказывает негативного  воздействия на экономику, но и может  оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с  производительным использованием использованием ресурсов.

Использование внешнего долгового  финансирования бюджетного дефицита оказывается  относительно эффективным, когда уровень  внутренних процентных ставок превышает  среднемировой и имеется возможность  относительно стабилизировать валютный курс.

Необходимо для нивелирования  отрицательных последствий бюджетного дисбаланса разработать государственную  программу сокращения бюджетного дефицита. При разработке программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт. В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение  в страну иностранного капитала. С  его помощью решается несколько  задач, не только фискального, но и экономического характера:

  • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
  • расширяется база для производства товаров и услуг;
  • появляется новый налогоплательщик;
  • улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и  экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических стран  приходилось почти 80% ввоза иностранных  прямых инвестиций, в том числе  на США - 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой  политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились  за 7 лет в 3 с лишним раза.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее  положение: без обеспечения динамизма  в развитии экономики и повышения  ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой -- способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

1.повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов -- основного источника увеличения доходов бюджета;

2.дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отношений,  проведения рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности  (имеется в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить  бюджетное финансирование);

3. расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных  отношений налоговые ставки должны  гарантировать стабильные перспективы  хозяйствования и в то же  время создавать возможность  здоровой конкуренции, побуждать  предприятия к повышению производительности  труда, рациональному использованию  материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности  производства -- основы увеличения доходов бюджета;

4. развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности  регионов позволяет пересмотреть  сферы влияния соответствующих  бюджетов: республиканского и местных  органов власти. Необходимо провести  тщательные расчеты возможностей  развития регионов в максимальной  степени за счет собственных  средств;

5. оптимизацию объема  и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом,  и в первую очередь -- направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения