Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.
Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30
При недискреционной фискальной политике несбалансированость бюджета возникает автоматически, в результате действия “встроенных стабилизаторов” экономики. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита государственного бюджета и частично компенсирует сокращение совокупного спроса.
Вместе с тем встроенные
стабилизаторы не устраняют причин
циклических колебаний
В переходных экономиках при оценке дефицита государственного бюджета широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году, Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:
Таким образом, дефицит государственно гобюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики.
Количественные оценки и в промышленно развитых странах, и в переходных экономиках бюджетного дефицита и государственного долга объективно усложняются следующими факторами:
К квазибюджетным расходам относятся централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком.
Скрытый (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами), а также в рамках “жесткого” курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
В теории различают также активный и
Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой -- делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.
Нельзя не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.
Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:
Воздействие бюджетного дефицита
на экономику в решающей степени
определяется способом его финансирования.
Аналитические классификации
При разработке стратегий
бюджетно-налоговой политики необходимо
оценивать возможные результаты
с точки зрения динамики уровня инфляции,
величины “эффекта вытеснения” и
состояния платежного баланса при
сопоставлении следующих
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.
Монетизация дефицита государственного
бюджета может не сопровождаться
непосредственно эмиссией наличности,
а осуществляется в других формах
- например, в виде расширения кредитов
Центрального банка государственным
предприятиям по льготным ставкам или
в форме отсроченных платежей.
Дефицит госбюджета, который непосредственно
финансируется Центральным
Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.
Внутреннее долговое финансирование
бюджетного дефицита нередко рассматривается
как антиинфляционная альтернатива
монетизации. Однако этот способов не
устраняет угрозы роста инфляции,
а только создает временную отсрочку
для него. Если облигации государственного
займа размещаются среди
Внешнее льготное финансирование
бюджетного дефицита (например, получение
безвозмездных субсидий из-за рубежа
или льготных займов по низким ставкам
с длительными сроками
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Необходимо для нивелирования
отрицательных последствий
Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических стран приходилось почти 80% ввоза иностранных прямых инвестиций, в том числе на США - 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза.
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой -- способствовали сокращению государственных расходов.
Итак, сокращение бюджетного
дефицита должно осуществляться по специально
разработанной программе. Она должна
предусматривать следующие
1.повышение эффективности
общественного воспроизводства,
2.дальнейшее развитие
и укрепление рыночных
3. расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового
4. развитие территориально-
5. оптимизацию объема
и реструктуризацию расходов
государственного бюджета в
Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения