Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких  понятий как государственный  бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует  решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и  источники его финансирования, пути его сокращения.
Введение                                                                                                             3
Понятие и сущность государственного бюджета                                       4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета                                             7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд                                                                      15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения                                                                                                                 20
Заключения                                                                                                      29
Список использованных источников                                                             30
Согласно Конституции республики Беларусь граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [ст.56 Конституции РБ].
Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:
системные.
Целевыми признаками являются:
Организационными признаками налога являются:
Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:
Основные признаки понятия "
Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:
Каждый налог содержит следующие элементы:
Объект налога - это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество и др.). Часто название налога вытекает из объекта (подоходный, поземельный налог и др.).
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (налог на прибыль) объект и источник налога совпадают.
Масштаб налогообложения - это единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.
Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны, по земельному - гектар, акр и т.д.).
Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берется как принцип, единица обложения берется как мера.
Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения, выраженная в процентах она носит название квоты. Различают:
Способы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов.
Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге - размер участка, количество скота; при домовом - количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т.д.
Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, подомовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.
Второй способ - административный - предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.
Третий способ - декларационный - предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Первой и наиболее последовательно 
реализуемой функцией налогов выступает фискальная (
Другая функция налогов 
как экономической категории 
состоит в том, что появляется 
возможность количественного 
В распределительной функции 
выделяются стимулирующая подфункция 
и подфункция 
Подфункцию 
Социальная функция налогов проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Эта функция получает наибольшее развитие в последнее время.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.
Состав налоговой системы 
Республики Беларусь можно классифицировать 
определенным образом, объединив группы 
налогов по классификационным признакам: 
объект обложения, особенности ставки, 
полнота прав соответствующих бюджетов 
в использовании поступающих 
налоговых сумм и др. Классификация 
налогов по определенным признакам 
позволяет систематизировать 
Применение классификационных 
кодов ведет к возможности 
получения оперативной 
Как было указано выше, основным 
классификационным признаком 
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый налог.
Личные налоги - это налоги, 
взимаемые с доходов или 
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В свою очередь акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные 
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:
Конвенционная пошлина 
Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.
Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения