Экономическое содержание и
значение бюджета государства.
Содержание
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность
и функции бюджета как экономической категории
1.1 Понятие и сущность бюджета,
его функции......................................5
1.2. Бюджетная система и бюджетное
устройство..................................9
Глава 2. Бюджет с
организационно - правовой точки зрения
2.1. Экономическая
сущность планирования и бюджетирования.......14
2.2. Бюджетирование в системе
финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21
Глава 3. Особенности формирования
бюджетов в зарубежных странах
3.1. Бюджеты и бюджетные системы
зарубежных стран....................29
3.2. Современные бюджеты развитых
стран........................................32
Глава 4. Организация
государственных финансов на региональном
уровне
4.1. Регулирующая роль доходов
и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41
4.2. Совершенствование формирования
территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46
Заключение................................................................................................52
Список использованной литературы......................................................55
Введение
Государственные финансы – это денежные
отношения по поводу распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта и национального
дохода, связанные с формированием централизованных
фондов денежных средств и использованием
их на выполнение функций и задач государства
в интересах его граждан.
В состав государственных финансов включают
бюджет, государственный кредит, внебюджетные
фонды.[5]
Бюджет является центральным звеном
в системе государственных финансов.
Бюджетная система страны является основной
финансовой базой деятельности государственных
органов власти и органов местного самоуправления
в сфере экономического и социального
развития соответствующих территорий.
Бюджет государства - это используемый
правительством денежный фонд для финансирования
своей деятельности, с помощью которого
государство влияет на экономические
процессы.
Государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
осуществляя перераспределение средств
в пользу нуждающихся фондов (как правило,
путем передачи денежных средств из центрального
государственного фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий и специальным правительственным
фондам).
Бюджетная система Российской
Федерации включает государственный федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты.
Бюджет государства выражает
экономические отношения, опосредующие
процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства.
Актуальность выбранной темы
заключается в том, что именно с помощью
бюджета государство имеет возможность
сосредотачивать финансовые ресурсы на
решающих участках социального и экономического
развития.
С помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода
между отраслями, территориями, сферами
общественной деятельности.
Формирование и исполнения
бюджета является важным разделом в экономической
науке, требующим внимания со стороны
не только экономистов и политиков, но
и рядовых граждан.
Целью исследования является механизм формирования
и исполнения бюджета государства.
Реализация указанной цели предполагает
решение следующих конкретных задач:
- уточнить сущность бюджета, определить
его функции;
- показать особенности формирования
и использования бюджета в системе финансовых
планов;
- проанализировать особенности
формирования бюджетного устройства зарубежных
стран;
- рассмотреть источники формирования
бюджета ЕАО.
Объектом исследования является бюджет государства
Предметом исследования является экономическое
содержание и значение бюджета государства.
Методологическую основу при
написании курсовой работы составили:
Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов:
Г.Б. Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой,
А.Ф. Шишкина и других, а также аналитические
данные из СМИ и печати.
Курсовая работа структурно
состоит из введения, четырех частей, заключения,
списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА В ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Понятие
и сущность бюджета, его функции
В Бюджетном Кодексе термин
бюджет определяется как «форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления»
[8].
В финансовой системе страны
бюджет занимает ведущее место. В нем концентрируются
большая доля национального дохода для
финансирования экономики, социально-культурных
мероприятий, содержания органов власти
и управления и укрепления обороны. Он
используется для проведения крупных
структурных сдвигов, более быстрого развития
наукоемких производств, осуществления
прогрессивных научно-технических перемен
в национальном хозяйстве, подъема отстающих
в экономическом отношении регионов. Это
регулирование происходит путем финансирования,
выдачи субсидий, трансфертов и т.д.
Экономическое содержание и
сущность бюджета обусловлены природой
и функциями государства, нуждающегося
в денежных ресурсах для осуществления
своих функций.
Бюджет можно охарактеризовать
с нескольких позиций, отражающих комплексность,
присущую понятию "бюджет".
Исходя из ресурсного признака,
бюджет следует рассматривать как фонд
денежных средств государства, образованный
посредством обособления части валового
внутреннего продукта, из финансового
– как совокупность денежных отношений,
возникающих в связи с образованием и
использованием централизованных денежных
фондов государства в процессе перераспределения
валового внутреннего продукта; из правового
– как юридически оформленный документ,
необходимость которого обусловлена требованиями
рационального ведения хозяйства, учета
источников доходов, направлений и объемов
расходования средств; из функционального
– как инструмент финансовой политики
государства, функционирующий через систему
налоговых ставок и льгот, политику государственных
расходов, что оказывает определяющее
влияние на социально-экономические процессы,
происходящие в стране.
Бюджет любого уровня – это
основополагающий документ, определяющий
систему взаимоотношений в сфере государственных
или муниципальных финансов. По существу
он является программой производства
и перераспределения общественных благ.
Бюджет субъекта представляет
собой баланс доходов и расходов и, как
всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных
частей: доходной, которая содержит перечень
поступлений, и расходной, объединяющей
все виды государственных расходов.
При сбалансированном бюджете
доходы равняются расходам. Превышение
расходов над его доходами образует бюджетный
дефицит. Различают текущий (временный,
не превышающий 10 % доходной части бюджета)
и хронический (многолетний, критический,
превышающий 20 % доходной части) Обратное
явление (превышение доходов над расходами)
называется бюджетным профицитом.
Бюджетные отношения как экономическая
категория являются составной частью
финансовых отношений, и им присуща денежная
форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие
задачи: перераспределение ВВП; государственное
регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение бюджетной сферы
и осуществления социальной политики
государства; государственный контроль
за поступлением и использованием бюджетных
средств.
Сущность бюджета, как и любой
другой экономической категории, проявляется
в его функциях:
- с помощью распределительной функции
бюджета происходит распределение средств
на производственную и непроизводственную
сферы, межтерриториальное и межотраслевое
распределение финансовых ресурсов, формируются
фонды специального целевого назначения,
происходит концентрация денежных средств
в руках государства и их использование
с целью удовлетворения общегосударственных
потребностей.
- контрольная функция бюджета
позволяет через формирование и использование
фонда денежных средств государства «сигнализировать»
о том, как поступают в доход бюджета финансовые
ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных
субъектов хозяйствования. Основу контрольной
функции составляет движение бюджетных
ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и
расходных назначений.
Региональный бюджет, являясь
одним из основных инструментов перераспределения
национального дохода, созданного субъектом
РФ, осуществляет регулирование территориальных
пропорций общественного воспроизводства,
прежде всего в части установления равновесия
между величиной созданного продукта
и объемом конечного потребления территории,
обеспечивая необходимый уровень доступности
региональных благ.[10]
Формирование бюджета как формы
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления, предполагает
последовательное и взаимосвязанное управление
его доходами и расходами.
Однако в зависимости от принятой
концепции управления общественными финансами
приоритеты решения возникающих проблем
могут смещаться в ту или иную сторону.
Так, концепция текущего сбалансированного
бюджета исходит из достижения целей бюджетной
политики в условиях жестких ограничений
величины потенциальных доходов и источников
финансирования бюджетного дефицита.
Показатели бюджета в этом случае задаются
состоянием экономики, но не являются
инструментами стимулирования экономического
роста.
Учитывая размеры бюджетного
фонда, участие в его формировании большого
числа субъектов, сложность точного прогноза
рыночной конъюнктуры, существует высокий
риск адекватной оценки плановых бюджетных
показателей.
В последнее время все большее
значение придается роли субъектов РФ
в решении социальных и экономических
вопросов, что требует эффективности использования
бюджетных средств.
Важным инструментом повышения
эффективности бюджетных расходов является
бюджетирование, ориентированное на результат,
поскольку оно в корне меняет не только
содержание всех стадий бюджетного процесса,
но и саму концепцию управления бюджетными
расходами. [29]
При бюджетировании особая
роль отводится мониторингу качества
предоставления бюджетных услуг и эффективности
бюджетных расходов.
Важными условиями для реализации
бюджетирования, ориентированного на
результат, являются: стабильность структуры
расходов бюджета в среднесрочном периоде;
обязательность ежегодного осуществления
запланированного объема расходов бюджета;
минимизация дефицита бюджета; исполнение
бюджетной дисциплины
Таким образом, основными функциями бюджета,
как основного финансового плана государства,
являются:
1) перераспределение национального
дохода и ВВП, которое влияет
на государственное регулирование
и стимулирование экономики, финансовое
обеспечение социальной политики;
2) контроль за образованием и
использованием фонда денежных
средств.
В заключение хотелось бы еще
раз обратить внимание на концептуальную
значимость бюджета в жизни страны, необходимость
овладения тончайшим механизмом формирования
и исполнения бюджетных параметров в рамках
научно обоснованной бюджетной политики.
1.2. Бюджетная
система и бюджетное устройство
Для выполнения своих функций
государственные органы на всех уровнях
управления должны располагать соответствующей
финансовой базой.
С этой целью в каждой стране
создается разветвленная сеть бюджетов,
обеспечивающая аккумуляцию денежных
ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-территориальной
единицы, содержания законодательной
власти, аппарата управления и других
мероприятий.
В процессе формирования доходов
и расходов отдельных видов бюджетов,
их сбалансирования возникают определенные
финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством.
Все эти элементы (организация
и принципы построения бюджетной системы,
бюджетного процесса, взаимоотношения
между многочисленными видами бюджетов,
соответственно и совокупность бюджетных
прав) представляют собой бюджетное устройство. [45]
Оно устанавливается
и регламентируется законодательными
актами, которые определяют права центральных
и местных органов власти по составлению,
утверждению и исполнению бюджетов. Также
бюджетное устройство прописывает распределение
доходов и расходов между отдельными видами
бюджетов.
В разных странах бюджетное
устройство отличается своими особенностями,
обусловленными государственным устройством,
территориально-административным делением,
уровнем развития экономики, ее структурными
чертами. Известны две формы государственного
управления: единое (унитарное) и федеративное.
В унитарных государствах
(Великобритания, Франция, Италия, Япония
и др.) имеются два звена управления – центральное и местное;
в федеративных государствах (США, Канада,
ФРГ, Швейцария и др.) – три звена управления:
центральное, членов федерации и местное.
В унитарных государствах существуют
бюджеты на уровне государства и на уровне
местного самоуправления.
В государствах с федеративным
устройством самостоятельные бюджеты
формируются на федеральном уровне, на
уровне субъектов федерации и на уровне
местного самоуправления.