Экономическое содержание и значение бюджета государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 13:31, курсовая работа
Описание работы
Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан. В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.[5] Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.
Содержание работы
Введение....................................................................................................3 Глава 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории 1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции......................................5 1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство..................................9 Глава 2. Бюджет с организационно - правовой точки зрения 2.1. Экономическая сущность планирования и бюджетирования.......14 2.2. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21 Глава 3. Особенности формирования бюджетов в зарубежных странах 3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран....................29 3.2. Современные бюджеты развитых стран........................................32 Глава 4. Организация государственных финансов на региональном уровне 4.1. Регулирующая роль доходов и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41 4.2. Совершенствование формирования территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46 Заключение................................................................................................52 Список использованной литературы......................................................55
Процесс бюджетирования носит
непрерывный или скользящий характер.
Исходя из плановых показателей, установленных
на год в процессе текущего планирования,
заранее (до наступления планового периода)
разрабатывается система квартальных
бюджетов (на предстоящий квартал), а в
рамках квартальных бюджетов – система
месячных бюджетов (на каждый предстоящий
месяц).
Процесс бюджетирования носит
непрерывный или скользящий характер.
Исходя из плановых показателей, установленных
на год в процессе текущего планирования,
заранее (до наступления планового периода)
разрабатывается система квартальных
бюджетов (на предстоящий квартал), а в
рамках квартальных бюджетов – система
месячных бюджетов (на каждый предстоящий
месяц).
Процесс такого скользящего
бюджетирования гарантирует непрерывность
функционирования системы оперативного
планирования деятельности предприятия,
закладывает прочную основу для осуществления
постоянного контроля результатов этой
деятельности, целевых стратегических
нормативов.
Таким образом, бюджетирование,
с одной стороны, является видом планирования,
ориентированного на короткий промежуток
времени, а с другой, бюджетирование является
инструментом построения краткосрочного
плана и контроля его исполнения.
В этом, на наш взгляд, проявляется
основное различие между планированием,
как функцией управления, и бюджетированием,
как одним из инструментов реализации
данной функции.
Поэтому представляется обоснованным
следующее определение бюджетирования:
Бюджетирование - это процесс
разработки, исполнения, контроля и анализа
выполнения системы оперативных финансовых
планов или бюджетов, детализированных
по отдельным подразделениям (центрам
ответственности) и охватывающих все стороны
деятельности организации, позволяющий
сопоставить все понесенные затраты и
полученные результаты в финансовых терминах
на предстоящий период времени в целом,
и по отдельным периодам.[42]
2.2. Бюджетирование
в системе финансового планирования на
предприятии
Современная система
управления финансами требует координации
принимаемых решений путем разработки
и контроля исполнения системы бюджетов
предприятия. Система бюджетов позволяет
установить жесткий текущий контроль
за поступлением и расходованием средств,
создать реальные условия для выработки
эффективной финансовой стратегии.
Посредством бюджетирования
реализуется текущее и оперативное финансовое
планирование, обеспечивается их взаимосвязь
и подчиненность финансовой стратегии
предприятия.
Составление бюджетов
является неотъемлемым элементом общего
процесса планирования, а не только его
финансовой части.
Процесс бюджетирования
- это целостная система планирования,
учета и контроля на уровне предприятия
в рамках принятой финансовой стратегии.
Бюджет - это количественный
план в денежном выражении, подготовленный
и принятый до определенного периода времени,
обычно показывающий планируемую величину
дохода, которая должна быть достигнута,
и расходы, которые должны быть в течение
этого периода, и капитал, который необходимо
привлечь для достижения данной цели
Бюджеты нужны предприятиям
для достижения многих целей. Они не только
помогают в планировании и координации
экономической деятельности, служат основой
для оценки эффективности деятельности
предприятия, но и используются также
как средства управления и стимулирования.
Проводя финансовый
анализ составленных бюджетов предприятия,
можно еще на стадии планирования оценить
финансовую состоятельность отдельных
видов деятельности предприятия, а также
решить проблему оптимизации денежных
потоков, сбалансированности источников
поступления денежных средств и их использования,
определить объем и формы, условия и сроки
внешнего финансирования.
В основе построения
системы бюджетирования заложены определенные
принципы.
Принцип согласования
целей предусматривает балансирование
всех факторов производства для достижения
предприятием намеченных задач. Осуществляется
это путем составления бюджетов снизу
вверх, так как нижнее звено руководства
более реально оценивает ситуацию и может
обеспечить выполнение запланированных
показателей бюджета. При этом руководство
предприятия следит за тем, чтобы интересы
отдельных структурных подразделений
не вступали в конфликт с интересами всего
предприятия. Обеспечивается это путем
согласования бюджетных планов и их корректировки.
Принцип ответственности предусматривает передачу
ответственности вместе с делегируемыми
полномочиями и характеризует роль человеческого
фактора в управлении предприятием. Передача
ответственности непосредственно увязывается
со степенью влияния, которое конкретный
руководитель может оказывать на затраты,
выручку или другие показатели.
Принцип гибкости предусматривает включение
в систему не только статичных, но и гибких
бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный
объем продаж.
Система бюджетного
планирования деятельности предприятия
включает процесс формирования бюджетов,
разработку их структуры, а также ответственность
за их формирование и исполнение.
Основная цель процесса
бюджетирования - разработка определенной
финансовой структуры предприятия. В финансовой
структуре выделяются центры финансовой
ответственности и центры финансового
учета. К центрам финансовой ответственности,
как правило, относятся те структурные
подразделения, которые реально влияют
на общий результат деятельности предприятия.
Предпосылками для
выделения структурных подразделений
в центры финансовой ответственности
являются:
■ региональная или
производственная изолированность или
завершенность хозяйственной деятельности
структурного подразделения;
■ объем производства;
■ способность структурного
подразделения самостоятельно работать
на рынке;
■ возможность нести
полную ответственность за затраты, доходы,
денежные потоки от своей деятельности.
Наиболее распространены
центры ответственности затрат, продаж,
прибыли и инвестиций.
Центры финансового
учета - это те структурные подразделения,
которые реально не влияют на общий результат
деятельности предприятия.
Процесс формирования
бюджетов включает работу но составлению
целого ряда бюджетов предприятия. Для
организации бюджетного планирования
деятельности предприятия целесообразно
создавать сквозную систему бюджетов
на предприятии, включающую основные,
операционные и вспомогательные группы
бюджетов.
Основные бюджеты предприятия
должны являться неотъемлемой частью
его бизнес-планов, а следовательно, включать
в свой состав три основных документа
финансовой отчетности. Такие бюджеты
называют также финансовыми бюджетами.
К основным (финансовым)
относятся бюджеты финансовых результатов
(бюджет прибылей и убытков), движения
денежных средств (план денежных поступлений
и платежей) и бюджетный баланс.
Принципы построения
основных бюджетов аналогичны рассмотренному
выше порядку формирования прогнозной
финансовой отчетности в составе бизнес-плана
предприятия.
В экономической литературе
часто в состав основных бюджетов включают
инвестиционный бюджет, или бюджет капитальных
вложений.
Такой подход правомерен,
так как составление данных бюджетов является
элементом финансового планирования деятельности
предприятия, однако эти бюджеты находят
косвенное отражение в трех основных бюджетах
предприятия, поэтому, с нашей точки зрения,
целесообразнее отнести их к вспомогательным
бюджетам предприятия.
Особое место в системе
бюджетирования занимают операционные
или функциональные бюджеты. Именно с
операционных бюджетов начинается процесс
бюджетирования.
В состав операционных
бюджетов входят бюджет продаж, бюджет
производства, бюджет производственных
запасов и целая группа затратных бюджетов.
К затратным относятся
бюджеты прямых затрат на материалы, прямых
затрат на оплату труда, производственных
накладных расходов, коммерческих и управленческих
расходов.
Подход к составлению
данных бюджетов базируется на подразделении
затрат на переменные и постоянные и на
понятии области релевантности, в которой
сохраняется особая форма запланированных
взаимоотношений выручки и затрат.
Вспомогательные бюджеты
необходимы предприятию для того, чтобы
полностью охватить всю базу финансовых
расчетов предприятия. Состав этих бюджетов
формируется предприятием самостоятельно.
Перечислим наиболее значимые бюджеты:
амортизации, распределения прибыли, налоговый,
кредитный и т.д.
Разработка системы
бюджетов начинается с составления бюджета
продаж. Объем продаж в стоимостном выражении
рассчитывается методом прямого счета
на основе цен, установленных на продукцию
и услуги, и натуральных показателей по
предполагаемым продажам. Разработанный
бюджет продаж в системе бюджетирования
используется для достижения определенных
целей.
Во-первых, для определения
величины выручки от продажи товаров,
продукции, работ, услуг. Именно данные
бюджета продаж служат основанием для
подготовки бюджета прибылей и убытков,
так как выручка в данном бюджете формируется
но принципу передачи права собственности,
а не оплаты за приобретенные товары и
услуги.
Во-вторых, для формирования
денежного потока предприятия, т.е. бюджета
движения денежных средств предприятия.
Чтобы рассчитать будущий приток денежных
средств предприятия, необходимо распределить
во времени планируемый объем продаж но
факту поступления выручки от продаж.
С этой целью разрабатывается график погашения
дебиторской задолженности предприятия.
В основу построения данного графика берутся
данные о сформировавшемся коэффициенте
инкассации выручки предприятия. Коэффициент
инкассации определяет долю дебиторской
задолженности, оплаченной в соответствующий
период времени от момента отгрузки продукции.
Для расчета коэффициента инкассации
необходимо создавать на предприятии
реестры старения дебиторской задолженности.
Сумма притока денежных средств от продаж
(от текущей деятельности) найдет отражение
в будущем прогнозе движения денежных
средств предприятия по строке "Выручка
от продажи товаров, продукции, работ и
услуг".
В-третьих, для определения
остатков дебиторской задолженности предприятия.
Расчет остатков дебиторской задолженности
необходим для того, чтобы сформировать
прогнозный баланс предприятия. Будущие
остатки дебиторской задолженности можно
рассчитать на основе данных объема продаж
и составленного графика поступления
денежных средств от продаж по формуле:
Дебиторская задолженность
на конец периода =
Дебиторская задолженность
на начало периода +
Объём
продаж -
Объём поступлений
денежных средств
На основе бюджета
продаж строится бюджет производства.
При построении бюджета производства
необходимо объем продаж скорректировать
на изменения в остатках нереализованной
продукции в течение периода.
Объём производства
=
Объём продаж +
Остатки на конец периода
-
Остатки на начало
периода
Для определения остатков
нереализованной продукции целесообразно
рассчитать скорость оборота на основе
сложившейся финансовой отчетности.
Бюджет производства
является основой для составления прямых
затратных бюджетов предприятия (бюджета
прямых материальных затрат и бюджета
затрат на оплату труда). Бюджет прямых
материальных затрат строится на основе
либо установленных, либо средних затрат
материалов на производство продукции.
При составлении бюджета прямых затрат
на оплату труда берутся трудозатраты
и расценки, установленные на предприятии.
Данные бюджеты дают нам информацию для
подготовки следующих бюджетов.
Во-первых, бюджета
финансовых результатов. Прямые материальные
затраты и прямые затраты на оплату труда
являются элементом себестоимости и включаются
в себестоимость проданных товаров, продукции,
работ, услуг.
Во-вторых, бюджета
движения денежных средств. Объем материальных
затрат служит основой для определения
объема закупок материалов в предстоящем
периоде. При этом, определяя объем закупок,
необходимо учесть и движение остатков
материалов на складе предприятия. Для
того чтобы правильно спланировать отток
денежных средств на приобретение материалов,
нужно разработать график погашения кредиторской
задолженности предприятия поставщикам
за приобретаемые материальные ресурсы.
Для формирования оттока денежных средств
но оплате труда строится график погашения
задолженности по оплате труда.
На основе подготовленных
расчетов можно определить и будущие остатки
кредиторской задолженности, которые
необходимо знать для того, чтобы составить
прогнозный баланс предприятия. [29]
Расчет остатков кредиторской
задолженности осуществляется следующим
образом: