Экономическое содержание и значение бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.
В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.[5]
Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории
1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции......................................5
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство..................................9
Глава 2. Бюджет с организационно - правовой точки зрения
2.1. Экономическая сущность планирования и бюджетирования.......14
2.2. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21
Глава 3. Особенности формирования бюджетов в зарубежных странах
3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран....................29
3.2. Современные бюджеты развитых стран........................................32
Глава 4. Организация государственных финансов на региональном уровне
4.1. Регулирующая роль доходов и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41
4.2. Совершенствование формирования территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46
Заключение................................................................................................52
Список использованной литературы......................................................55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бюджету.docx

— 126.54 Кб (Скачать файл)

Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40 %.

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

Направления использования средств территориальных бюджетов представлены на рисунке 3.

Рис.3 Направления использования средств территориальных бюджетов

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства.

 

 

 

4.2. Совершенствование формирование бюджета ЕАО

Рассмотрим основные особенности политики формирования бюджета ЕАО.

Налог с продаж (НСП) - один из основных налогов, обеспечивающих финансовые поступления в бюджет ЕАО. Его взимание регулируется законом ЕАО "О налоге с продаж в Еврейской автономной области", последняя редакция которого датируется 28.11.2001 г. № 1- ОЗ. [16]

Налог с продаж в области устанавливается в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и обязателен к уплате на территории ЕАО.

Плательщиками налога с продаж являются: а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; б) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации).

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

В законе прямо перечислены виды товаров услуг, являющиеся объектом данного вида налогообложения, и виды товаров и услуг, таковым не являющиеся (в основном предметы первой необходимости, основные продукты питания).

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в областной и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 процентов и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения области.

Не секрет, что данный налог ложится тяжелым бременем в первую очередь на субъекты малого предпринимательства, которые в большей степени, нежели средний и крупный бизнес, имеют дело с продажей за наличный расчет.

Между тем развитие малого предпринимательства в области проистекает весьма медленно даже по сравнению с соседними областями (например, Амурской). В этой связи региональная законодательная власть несколько раз делала попытки уменьшить ставку этого налога, что, несомненно, благоприятно сказалось бы на деятельности субъектов малого предпринимательства. [21].

Закон ЕАО "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", регулирующий налогообложение значительной части малого и среднего бизнеса, претерпевал за последнее время неоднократные изменения. Последняя его редакция была принята Законодательным Собранием ЕАО 27 ноября 2002 года N 105-ОЗ. Он в значительной части копирует Законы Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 14Э-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Закон РФ от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей, а также повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

Размер суммы единого налога на вмененный доход определяется по формулам:

M = C x N x D x F x J V = М х 0,2, (1)

где М - сумма вмененного дохода;

V - сумма единого налога  на вмененный доход;

С - базовая доходность на единицу физического показателя;

N - количество единиц физического  показателя;

D, F, J - другие повышающие (понижающие) коэффициенты;

0,2 - ставка единого налога  на вмененный доход (20 процентов).

Так, согласно данному закону, на 2009 год вмененный доход для разных видов деятельности предполагается в размере: строительство 30 тыс. руб. на одного занятого; бытовые услуги 12 - 32 тыс. руб.; транспортные услуги 1,5-6 тыс. руб. за посадочное место; розничная торговля 400-7200 руб. за 1 м2 торговой площади

Из суммы единого налога, уплачиваемые организациями, 19 % поступает в областной бюджет, 2,5 % - в территориальный дорожный фонд области, 2,15 % - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В отношении частных предпринимателей эти цифры составляют 15,0, 2,15 % соответственно. Предусматривается, что эти нормативы могут ежегодно уточняться.

Значительная прибавка в областном бюджете 2008 года была обеспечена за счет перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, на валовую выручку вместо совокупного дохода. Кроме того, увеличилась в 2,76 раза годовая стоимость патента для организаций всех видов деятельности и индивидуальных предпринимателей.

Как и в случае с увеличением стоимости патентов, желанием соотнести ставки налога с уровнем инфляции можно объяснить решение региональных властей об увеличении сборов с владельцев транспортных средств.

В 2007 году по сравнению с предыдущим они многократно увеличились.

Тем самым налицо стремление законодателя существенно увеличить данную статью поступлений в бюджет.

Данная тенденция просматривается и в других законодательных актах, регулирующих налоговые поступления в территориальный бюджет области.

Так, налог на игорный бизнес регулируется в ЕАО "О ставках налога на игорный бизнес в Еврейской автономной области" от 02.11.2004 №346-ОЗ. Он принят в соответствии с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес".

Рассматривая конкретные положения этого закона, можно отметить, что, ставя перед собой задачу увеличения налоговых поступлений в бюджет области, законодатель в более поздней редакции данного закона существенно увеличил ставки налогообложения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальными размерами ставок налога, зачисляются в областной бюджет.

Итак, налицо стремление законодателя увеличить налоговое поступление за счет увеличения ставок налогов и сборов. Но такой важный аспект увеличения налоговых поступлений, как совершенствования налоговой базы региона, в формировании финансовой политики практически не используется.

Рассматривая различные внутренние факторы, влияющие на совершенствование налоговой базы, можно сделать следующие краткие выводы. Расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона позволяет экстенсивно расширить его налоговую базу без усиления налогового бремени. Так, теоретически представляется перспективным развитие областного комплекса по добыче и переработке полезных ископаемых с последующей отдачей в виде налоговых поступлений.

При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствовал бы расширению налоговой базы. Приходится признавать, что в силу определенных экономических и политических факторов инвестиционный климат в области пока далек от благоприятного, поскольку сведения о масштабных инвестиционных вливаниях в экономику области на сегодняшний день отсутствуют.

Отсутствие целевого финансирования нивелирует также потенциальную отдачу и от инновационных факторов совершенствования налоговой базы - развития НИОКР, внедрения в региональный промышленный и агропромышленный комплексы достижений научно-технического прогресса.

По информации первого заместителя начальника финансового управления правительства ЕАО, приоритетами областного бюджета в 2014 году останутся социальные обязательства, в том числе по выплатам заработной платы, различных пособий и субсидий, а также финансирование государственных программ.

Объём межбюджетных трансфертов, связанных с предоставлением дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований области на 2014 год составил почти 2,3 миллиарда рублей.

Согласно документу, общий объем доходов областной казны в будущем году составит 8,2 миллиарда рублей, а расходы - менее 8,9 миллиарда рублей.

Дефицит, к сожалению, присутствует в нашем бюджете. Это около 650 млн. рублей. Доходы бюджета сформированы на уровне 8,2 млрд. рублей. Расходы в объеме 8,9 млрд. рублей. Самым сложным остается кассовое исполнение, потому что и 2013 год исполняется даже с большим дефицитом. Как источник формирования дефицита и кассового разрыва, на 2014 год планируется привлечение средств кредитных организаций и средств бюджетов более высокого уровня.

По прогнозам финансового управления, собственные доходы бюджета будут примерно на уровне 52% - налоговые доходы, рост по ним составляет около 17%. В силу того, что произошло перераспределение по НДФЛ, 10% будут распределены в пользу субъектов РФ. 1% от всего объема доходов – неналоговые поступления бюджета, и около 47% - безвозмездные поступления. Их объем значительно ниже, чем в 2013 году.

Основные траты формируют три распределителя бюджета – комитет соцзащиты населения – средства преимущественно пойдут на выплату пособий, дотаций, выплат социально незащищенных группам населения (1,6 млрд. рублей, из них около 600 млн. – новые расходные обязательства).

Комитет образования (3,12 млрд. рублей) и управление здравоохранения (2,7 млрд. рублей). В этот прирост сумм заложено повышение зарплаты соответствующими отчислениями в фонд заработной платы работникам этих сфер.

Согласно оценке финансового управления правительства области, собственные доходы ЕАО прогнозируются в объеме более 4,36 млрд. рублей, что на 628 млн. рублей, или 16,8%, больше по сравнению с бюджетными назначениями текущего года.

На 2014 год, по предложению депутатов Законодательного Собрания, правительство ЕАО в четыре раза увеличивает расходы на финансирование программы развития культуры и искусства в ЕАО – с чуть более 5 млн. рублей в 2013 году до 20-ти миллионов. Эти деньги предназначены не только на организацию выставок, фестивалей, конкурсов исполнительского мастерства, а также для проведения текущего ремонта и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.

Областное управление автомобильных дорог должно получить более полумиллиарда рублей, из которых почти 456,5 млн. рублей планируется направить в дорожный фонд области. Еще 218,6 млн. рублей правительство области предлагает передать в управление архитектуры и строительства, и без малого 169 млн. рублей – на развитие жилищно-коммунального комплекса ЕАО. На сельское хозяйство запланировано более 46 млн. рублей.

Перспективными нужно признать следующие направления совершенствования бюджета нашего региона: расширение использования областной ресурсно-сырьевой базы. Основным достоинством этого направления следует признать быструю финансовую отдачу в виде дополнительных налоговых поступлений; стимулирование инвестиционного климата области, и как следствие, увеличение уровня производства. Здесь необходим комплекс мер, исходящих в первую очередь от законодателей области; в долгосрочной перспективе – возобновление в прежнем объеме целевого финансирования в области разработок в сфере НИОКР и внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса.

 

Заключение

Актуальность выбранной нами темы является очевидной, так как в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других во многом будет зависеть от бюджетного устройства.

Сравнительный анализ бюджетных ведущих стран мира, учет преимуществ и недостатков каждой из них дает возможность построить такую систему бюджетного устройства, которая будет отвечать требованиям нового тысячелетия

Территориальные бюджеты утверждались органами власти и управления более высокого уровня, которые обеспечивали их сбалансированность с помощью индивидуальных нормативов формирования доходов и покрывающих "плановый дефицит" централизованных дотаций.

Такая система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного подчинения региональных и местных органов управления. Но она не обеспечивала эффективного предоставления бюджетных услуг и общей сбалансированности бюджетной системы, поскольку на региональном и местном уровнях отсутствовали стимулы к рачительному использованию бюджетных средств, а бюджетный дефицит и ответственность за его покрытие фактически перекладывались на вышестоящие бюджеты.

Информация о работе Экономическое содержание и значение бюджета государства