Расширение процесса урбанизации,
динамично развивающиеся экономические
и социальные процессы отражаются на расходной
части территориальных бюджетов.
Структура расходов отдельных
видов территориальных бюджетов не одинакова
и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его территориальным органам разного
уровня. Так, республиканским, краевым,
областным и городским органам власти
подчинена большая часть предприятий
местной промышленности, жилищно-бытового
хозяйства, торговли, поэтому удельный
вес ассигнований на хозяйство в расходах
этих бюджетов наиболее значительный
и может быть > 40 %.
В ведении районных, поселковых,
сельских органов власти находятся в основном
социально-культурные учреждения, на которые
и приходится подавляющая часть расходов
(т.е. финансирование социально-культурных
мероприятий).
Направления использования
средств территориальных бюджетов представлены
на рисунке 3.
Рис.3 Направления использования
средств территориальных бюджетов
В настоящее время одним из
главных направлений использования финансовых
ресурсов должно стать финансирование
развития местной производственной базы,
как основы получения в будущем собственных
доходов.
Одной из постоянно возрастающих
статей расходов территориальных бюджетов
должны стать ассигнования на охрану окружающей
среды, улучшение благоустройства городов
и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению
расходы на финансирование народного
хозяйства, что связано с ростом и усложнением
местного хозяйства.
4.2. Совершенствование
формирование бюджета ЕАО
Рассмотрим основные особенности
политики формирования бюджета ЕАО.
Налог с продаж (НСП) - один из
основных налогов, обеспечивающих финансовые
поступления в бюджет ЕАО. Его взимание
регулируется законом ЕАО "О налоге
с продаж в Еврейской автономной области",
последняя редакция которого датируется
28.11.2001 г. № 1- ОЗ. [16]
Налог с продаж в области устанавливается
в соответствии со статьей 20 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" и обязателен к уплате на
территории ЕАО.
Плательщиками налога с продаж
являются: а) юридические лица, созданные
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, их филиалы, представительства
и другие обособленные подразделения;
б) иностранные юридические лица, компании
и другие корпоративные образования, обладающие
гражданской правоспособностью, созданные
в соответствии с законодательством иностранных
государств, международные организации,
их филиалы и представительства, созданные
на территории Российской Федерации; в)
индивидуальные предприниматели, осуществляющие
свою деятельность без образования юридического
лица, самостоятельно реализующие товары
(работы, услуги) на территории Российской
Федерации).
Объектом налогообложения по
налогу с продаж признается стоимость
товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу
или оптом за наличный расчет.
В законе прямо перечислены
виды товаров услуг, являющиеся объектом
данного вида налогообложения, и виды
товаров и услуг, таковым не являющиеся
(в основном предметы первой необходимости,
основные продукты питания).
К продаже за наличный расчет
приравнивается продажа с проведением
расчетов посредством кредитных и иных
платежных карточек, по расчетным чекам
банков, по перечислениям со счетов в банках
по поручениям физических лиц, а также
передача товаров (выполнение работ, оказание
услуг) населению в обмен на другие товары
(работы, услуги).
Суммы платежей по налогу с
продаж зачисляются в областной и местные
бюджеты в размере соответственно 40 и
60 процентов и направляются на социальные
нужды малообеспеченных групп населения
области.
Не секрет, что данный налог
ложится тяжелым бременем в первую очередь
на субъекты малого предпринимательства,
которые в большей степени, нежели средний
и крупный бизнес, имеют дело с продажей
за наличный расчет.
Между тем развитие малого предпринимательства
в области проистекает весьма медленно
даже по сравнению с соседними областями
(например, Амурской). В этой связи региональная
законодательная власть несколько раз
делала попытки уменьшить ставку этого
налога, что, несомненно, благоприятно
сказалось бы на деятельности субъектов
малого предпринимательства. [21].
Закон ЕАО "О едином налоге
на вмененный доход для определенных видов
деятельности", регулирующий налогообложение
значительной части малого и среднего
бизнеса, претерпевал за последнее время
неоднократные изменения. Последняя его
редакция была принята Законодательным
Собранием ЕАО 27 ноября 2002 года N 105-ОЗ.
Он в значительной части копирует Законы
Российской Федерации от 31 июля 1998 года
N 14Э-ФЗ "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности",
Закон РФ от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении
изменений в Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Расчет суммы единого налога
на вмененный доход основывается на определении
значения базовой доходности определенного
вида деятельности, физических показателей,
а также повышающих (понижающих) коэффициентов,
отражающих степень влияния различных
факторов на результат предпринимательской
деятельности.
Размер суммы единого налога
на вмененный доход определяется по формулам:
M = C x N x D x F x J V = М х 0,2, (1)
где М - сумма вмененного дохода;
V - сумма единого налога
на вмененный доход;
С - базовая доходность на единицу
физического показателя;
N - количество единиц физического
показателя;
D, F, J - другие повышающие (понижающие)
коэффициенты;
0,2 - ставка единого налога
на вмененный доход (20 процентов).
Так, согласно данному закону,
на 2009 год вмененный доход для разных видов
деятельности предполагается в размере:
строительство 30 тыс. руб. на одного занятого;
бытовые услуги 12 - 32 тыс. руб.; транспортные
услуги 1,5-6 тыс. руб. за посадочное место;
розничная торговля 400-7200 руб. за 1 м2 торговой
площади
Из суммы единого налога, уплачиваемые
организациями, 19 % поступает в областной
бюджет, 2,5 % - в территориальный дорожный
фонд области, 2,15 % - в территориальный
фонд обязательного медицинского страхования.
В отношении частных предпринимателей
эти цифры составляют 15,0, 2,15 % соответственно.
Предусматривается, что эти нормативы
могут ежегодно уточняться.
Значительная прибавка в областном
бюджете 2008 года была обеспечена за счет
перехода налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
на валовую выручку вместо совокупного
дохода. Кроме того, увеличилась в 2,76 раза
годовая стоимость патента для организаций
всех видов деятельности и индивидуальных
предпринимателей.
Как и в случае с увеличением
стоимости патентов, желанием соотнести
ставки налога с уровнем инфляции можно
объяснить решение региональных властей
об увеличении сборов с владельцев транспортных
средств.
В 2007 году по сравнению с предыдущим
они многократно увеличились.
Тем самым налицо стремление
законодателя существенно увеличить данную
статью поступлений в бюджет.
Данная тенденция просматривается
и в других законодательных актах, регулирующих
налоговые поступления в территориальный
бюджет области.
Так, налог на игорный бизнес
регулируется в ЕАО "О ставках налога
на игорный бизнес в Еврейской автономной
области" от 02.11.2004 №346-ОЗ. Он принят
в соответствии с Федеральным законом
"О налоге на игорный бизнес".
Рассматривая конкретные положения
этого закона, можно отметить, что, ставя
перед собой задачу увеличения налоговых
поступлений в бюджет области, законодатель
в более поздней редакции данного закона
существенно увеличил ставки налогообложения.
В соответствии со статьей 7
Федерального закона "О налоге на игорный
бизнес" суммы налога в части, соответствующей
превышению над минимальными размерами
ставок налога, зачисляются в областной
бюджет.
Итак, налицо стремление законодателя
увеличить налоговое поступление за счет
увеличения ставок налогов и сборов. Но
такой важный аспект увеличения налоговых
поступлений, как совершенствования налоговой
базы региона, в формировании финансовой
политики практически не используется.
Рассматривая различные внутренние
факторы, влияющие на совершенствование
налоговой базы, можно сделать следующие
краткие выводы. Расширение использования
ресурсно-сырьевой базы региона позволяет
экстенсивно расширить его налоговую
базу без усиления налогового бремени.
Так, теоретически представляется перспективным
развитие областного комплекса по добыче
и переработке полезных ископаемых с последующей
отдачей в виде налоговых поступлений.
При благоприятном инвестиционном
климате приток внутренних и внешних инвестиций
в реальный и финансовый секторы региона
способствовал бы расширению налоговой
базы. Приходится признавать, что в силу
определенных экономических и политических
факторов инвестиционный климат в области
пока далек от благоприятного, поскольку
сведения о масштабных инвестиционных
вливаниях в экономику области на сегодняшний
день отсутствуют.
Отсутствие целевого финансирования
нивелирует также потенциальную отдачу
и от инновационных факторов совершенствования
налоговой базы - развития НИОКР, внедрения
в региональный промышленный и агропромышленный
комплексы достижений научно-технического
прогресса.
По информации первого заместителя
начальника финансового управления правительства
ЕАО, приоритетами областного бюджета
в 2014 году останутся социальные обязательства,
в том числе по выплатам заработной платы,
различных пособий и субсидий, а также
финансирование государственных программ.
Объём межбюджетных трансфертов,
связанных с предоставлением дотаций,
субвенций, субсидий и иных межбюджетных
трансфертов бюджетам муниципальных образований
области на 2014 год составил почти 2,3 миллиарда
рублей.
Согласно документу, общий объем
доходов областной казны в будущем году
составит 8,2 миллиарда рублей, а расходы
- менее 8,9 миллиарда рублей.
Дефицит, к сожалению, присутствует в
нашем бюджете. Это около 650 млн. рублей.
Доходы бюджета сформированы на уровне
8,2 млрд. рублей. Расходы в объеме 8,9 млрд.
рублей. Самым сложным остается кассовое
исполнение, потому что и 2013 год исполняется
даже с большим дефицитом. Как источник
формирования дефицита и кассового разрыва,
на 2014 год планируется привлечение средств
кредитных организаций и средств бюджетов
более высокого уровня.
По прогнозам финансового управления,
собственные доходы бюджета будут примерно
на уровне 52% - налоговые доходы, рост по
ним составляет около 17%. В силу того, что
произошло перераспределение по НДФЛ,
10% будут распределены в пользу субъектов
РФ. 1% от всего объема доходов – неналоговые
поступления бюджета, и около 47% - безвозмездные
поступления. Их объем значительно ниже,
чем в 2013 году.
Основные траты формируют три распределителя
бюджета – комитет соцзащиты населения
– средства преимущественно пойдут на
выплату пособий, дотаций, выплат социально
незащищенных группам населения (1,6 млрд.
рублей, из них около 600 млн. – новые расходные
обязательства).
Комитет образования (3,12 млрд. рублей)
и управление здравоохранения (2,7 млрд.
рублей). В этот прирост сумм заложено
повышение зарплаты соответствующими
отчислениями в фонд заработной платы
работникам этих сфер.
Согласно оценке финансового управления
правительства области, собственные доходы
ЕАО прогнозируются в объеме более 4,36
млрд. рублей, что на 628 млн. рублей, или
16,8%, больше по сравнению с бюджетными
назначениями текущего года.
На 2014 год, по предложению депутатов Законодательного
Собрания, правительство ЕАО в четыре
раза увеличивает расходы на финансирование
программы развития культуры и искусства
в ЕАО – с чуть более 5 млн. рублей в 2013
году до 20-ти миллионов. Эти деньги предназначены
не только на организацию выставок, фестивалей,
конкурсов исполнительского мастерства,
а также для проведения текущего ремонта
и укрепление материально-технической
базы муниципальных учреждений культуры.
Областное управление автомобильных
дорог должно получить более полумиллиарда
рублей, из которых почти 456,5 млн. рублей
планируется направить в дорожный фонд
области. Еще 218,6 млн. рублей правительство
области предлагает передать в управление
архитектуры и строительства, и без малого
169 млн. рублей – на развитие жилищно-коммунального
комплекса ЕАО. На сельское хозяйство
запланировано более 46 млн. рублей.
Перспективными нужно признать
следующие направления совершенствования
бюджета нашего региона: расширение использования
областной ресурсно-сырьевой базы. Основным
достоинством этого направления следует
признать быструю финансовую отдачу в
виде дополнительных налоговых поступлений;
стимулирование инвестиционного климата
области, и как следствие, увеличение уровня
производства. Здесь необходим комплекс
мер, исходящих в первую очередь от законодателей
области; в долгосрочной перспективе –
возобновление в прежнем объеме целевого
финансирования в области разработок
в сфере НИОКР и внедрение в регионе достижений
научно-технического прогресса.
Заключение
Актуальность выбранной
нами темы является очевидной, так как
в новом столетии достижение оптимального
уровня таких макроэкономических показателей,
как прирост реального ВВП, уровень безработицы,
уровень инфляции, состояние платежного
баланса, валютного курса и других во многом
будет зависеть от бюджетного устройства.
Сравнительный анализ
бюджетных ведущих стран мира, учет преимуществ
и недостатков каждой из них дает возможность
построить такую систему бюджетного устройства,
которая будет отвечать требованиям нового
тысячелетия
Территориальные бюджеты утверждались
органами власти и управления более высокого
уровня, которые обеспечивали их сбалансированность
с помощью индивидуальных нормативов
формирования доходов и покрывающих "плановый
дефицит" централизованных дотаций.
Такая система могла функционировать
только в условиях централизованного
планирования и прямого административного
подчинения региональных и местных органов
управления. Но она не обеспечивала эффективного
предоставления бюджетных услуг и общей
сбалансированности бюджетной системы,
поскольку на региональном и местном уровнях
отсутствовали стимулы к рачительному
использованию бюджетных средств, а бюджетный
дефицит и ответственность за его покрытие
фактически перекладывались на вышестоящие
бюджеты.