Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
2
1. Понятие и организация бюджетного процесса………………………...
4
2. Теоретические основы бюджетного прогнозирования и планирования………………………………………………………………...
9
3. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики………………………………………………………………
22
4. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета…..
32
Заключение………………………………………………………………….
36
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Бюджетное планирование.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);

Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");

Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов,

 

 (1.2)

 

где а — оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;

i = 1...n — количество экспертов.

Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Математические методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:

 

х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn) (1.3)

 

В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Еще одним методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.

Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета

 

Традиционно структура государственного бюджета отражает состав бюджетных доходов и бюджетных расходов. Бюджетные доходы – это поступления в государственную казну. Основу их составляют налоговые и неналоговые поступления. Бюджетные расходы представляют собой средства, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и пр.

Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 1:

 

Таблица 1

Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

Доходы

Расходы

1. Прибыль

2. Налог на  добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный  налог с физических лиц

4. Налоги на  имущество

5. Средства для  образования Фонда социального  страхования. Пенсионного фонда. Фонда  страховой медицины и Фонда занятости

6. Средства других  бюджетных целевых фондов

7. Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы

8. Амортизационные  отчисления

9. Доходы от  государственной собственности  или деятельности, включая доходы  от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на  государственные инвестиции, включая  погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные  дотации

4. Расходы предприятий  за счет прибыли, остающейся в  их распоряжении после уплаты  налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на  социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Расходы на  науку за счет бюджета

7. Расходы за  счет средств других бюджетных  целевых фондов

8. Расходы на  оборону

9. Расходы на  содержание правоохранительных  органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на  содержание органов государственной  власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по  внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на  образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Всего расходов


 

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета. Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира – развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

При прогнозировании бюджетного дефицита и государственного долга могут быть выделены следующие блоки:

1. Блок доходов государственного  бюджета.

2. Блок расходов государственного  бюджета (с определением дефицита).

3. Блок государственного долга (государственные заимствования, обслуживание  и погашение долгов).

4. Блок макроэкономического развития.

Последний блок можно рассматривать как такой, который моделирует внешнюю среду к предыдущим трем блокам. Показатели этого блока (а именно, показатели, которые отображают деятельность экономических агентов) являются базовыми для определения показателей 1-го блока. Блоки 2-й и 3-й также связаны с блоком внешней среды, хотя и менее тесно. Так, отдельные показатели блока 2 (которые касаются государственной помощи отраслям производства) моделируются исходя из перспектив макроэкономического развития. То же касается и ряда показателей блока 3 – в части заимствований производственных отраслей (предприятий) под государственные гарантии. Возможно, в блоке 4 целесообразно отдельно выделить развитие социальной сферы, которая полностью определяется возможностями бюджета (блоком 1 и блоком 2).

Следовательно, прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга.

Процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:

1. Осуществление прогноза доходов  бюджета.

2. Прогноз первичных (непроцентних) расходов бюджета.

3. Осуществление прогноза расходов  на обслуживание долгов.

4. Определение дефицита бюджета (объема чистого финансирования  бюджета).

5. Осуществление прогноза поступлений  от приватизации и определения  чистого финансирования бюджета за счет заимствований.

6. Определение объемов необходимых  и потенциально возможных уровней  государственных заимствований.

7. Корректировка рассчитанного  дефицита или разработка мероприятий  по реструктуризации долгов в  случае превышения рассчитанных объемов внутренних и внешних заимствований над их потенциально возможным уровнем

Информация о работе Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета