Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:47, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: закрепить уровень теоретические знаний полученных за время учебе в вузе, а так же набраться практических навыков работы.
В деле укрепления конституционной законности особое место занимает судебная власть, как независимая, самостоятельная ветвь, государственной власти.
Судебная власть в силу того, что судебные органы не подменяют законодательные исполнительные органы государственной власти является эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между субъектами общественных отношениях на основе Конституции и законы.

Содержание работы

1 Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда
Республики Казахстан (судебной системы) 5

2 Оценка деятельности областного суда Актюбинской области 16
2.1 Характеристика канцелярии Актюбинского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов 16
2.2 Оценка выделенных средств с местного бюджета, для поддержки правопорядка в Актюбинской Области 23

3 Перспектива расширения судебного контроля в Республики Казахстан 27

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

отчет мусин.docx

— 112.82 Кб (Скачать файл)

     Необходимо  комплексно решить проблемы обеспечения  доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности  рассмотрения дел, обеспечения независимости  судей.

     Уровень обеспеченности судов зданиями и  их оснащенность требует внедрения  соответствующей инфраструктуры.

     Частично  оснащение судов средствами аудио-видеофиксации  судебных заседаний, предполагаемое в 2010 году в количестве 16 единиц, выполнено  в полном объеме. В текущем году для местных судов выделенные средства на приобретение 33 систем аудио-видео фиксации, освоены, компьютерами оснащены все рабочие места, т.е. 100%. Однако 50% компьютерного парка подлежит списанию ввиду морального устарения и несоответствия современным технологиям.

     В этой связи потребности обеспечения  компьютерами нового поколения составляют всего 20%.

     В соответствии с законодательством  Республики Казахстан материальное обеспечение судей, в том числе  предоставление им достойного жилья  за счет средств республиканского бюджета, является одной из гарантий их независимости. Между тем достаточно большое  количество судей в настоящее  время нуждаются в улучшении  жилищных условий либо в предоставлении жилья за счет средств республиканского бюджета. Указанная проблема, а также  медицинское обслуживание и страхование  судей и членов их семей, введение института пожизненного содержания судей и другие вопросы, направленные на укрепление независимого статуса  судей не получили разрешения (проект Закона, разработанный Верховным  Судом, в котором предусмотрены  некоторые меры по укреплению социальных гарантий судей, не рассмотрен, как  требующий материальных затрат).

     Одной из основных задач является обеспечение соблюдения сроков рассмотрения дел. Для реализации этой задачи предусматриваются не только организационные меры, но и внедрение технических средств. Будет введена электронная форма контроля, позволяющая предотвратить возможные коррупционные правонарушения. см. Приложение 21

     В рамках проекта создания «Электронный архив судебных документов» (ЭАСД) предполагается формирование электронного архива судебных дел Верховного и областных судов. Система предназначена для хранения электронных документов, создаваемых посредством безбумажной технологии обмена информацией, обеспечения сохранности электронных файлов аудиовидеозаписи судебных процессов, автоматизации технологических процессов архивирования в Верховном и областных судах.  Для успешного осуществления указанного проекта и поддержания его деятельности требуется также соответствующее оснащение судов современными инфраструктурами и средствами их обслуживания, что потребует дополнительного финансирования.

     Необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем расширении сферы судебного контроля, в том числе путем поэтапной передачи судам полномочий по санкционированию отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

     Конституция страны устанавливает свободный  доступ граждан к правосудию и  гарантирует право каждого на судебную защиту своих прав и свобод. В реализации этих конституционных прав важную роль играет обеспечение состязательности, как в уголовном, так и в гражданском процессах.

     Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень  деятельности, ставит новые задачи, в том числе по повышению уровня доверия граждан к судебной системе. Это обусловливает необходимость  комплексного подхода к его решению  и серьезной государственной  поддержки.

     В целях решения указанной задачи представляется целесообразным принятие следующих мер.

     Совершенствование процессуального  законодательства,  направленого на:

     - дальнейшее расширение сферы  рационального порядка судопроизводства, в том числе путем расширения  сферы применения приказного  производства;

     - оптимизацию стадии подготовки  дела к судебному разбирательству  в целях обеспечения быстрого  его рассмотрения и разрешения;

     - исключение излишней формализованности  судопроизводства по гражданским  делам, в том числе относительно  видов, структуры и содержания  судебного решения.

     Данные  меры будут способствовать снижению нагрузки на судей, повышению качества осуществления правосудия, а также  экономии бюджетных ресурсов и  времени  участников процесса, что в целом  позитивно повлияет на повышение  доверия граждан к судам.

     Существует  необходимость расширения сферы  применения приказного производства. Так, необходимо предусмотреть вынесение  судебного приказа при заявлении  любых обоснованных требований, денежное выражение которых не превышает  определенного предела, например, ста  минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством  республики на момент подачи заявления в суд. Эта мера будет способствовать снижению нагрузки на судей, повышению качества осуществления правосудия, а также  экономии бюджетных средств и времени участников процесса.

     Однако  проблема обеспечения подлинной  состязательности все еще остается актуальной. В этой связи, необходимы соответствующие законодательные  меры.

     Разработано поэтапное внедрение системы  «видеоконференцсвязи». На первом этапе  она установлена в Верховном  Суде, областных и приравненных к  ним судах. В дальнейшем планируется  ее внедрение во всех остальных судах  республики.

     Качественное  осуществление правосудия сопряжено  с созданием надлежащих условий  для судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, для чего требуется строительство  типовых зданий судов, проведение реконструкции административных зданий судов.

     Требования  к проектированию типовых зданий судов должны быть также обусловлены  стоящей перед судами задачей обеспечения  права на открытое судебное разбирательство. Залы судебных заседаний должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации.

     В настоящее время часть местных  судов располагается в приспособленных  для осуществления правосудия зданиях, которые не в полной мере соответствуют  установленным требованиям и  нормам площадей.

     В целях решения данного вопроса  разработаны проекты типовых  зданий судов, ведется работа по подготовке               проектно-сметной документации этих зданий.

     Весь  спектр указанных задач требует  комплексного подхода к их решению  и существенных материальных затрат. Вложение необходимых финансовых средств, в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние  на развитие экономических отношений  в Республике Казахстан в целом, а также обеспечит реальные возможности  реализации конституционного права  каждого на судебную защиту своих  прав и свобод.

     По  оценке Счетного комитета, задачи Стратегического  плана Верховного Суда выполнены  не в полном объеме. В ходе его  реализации в качестве параметров для  измерения степени выполнения мероприятий  использовались предложения и отчеты о проделанной работе. Действенные  меры по повышению эффективности  управления бюджетными ресурсами в  условиях сокращения расходов приняты  в недостаточной степени. 
   
 В ходе контроля, проведенного с привлечением экспертов Проекта USAID по повышению конкурентоспособности через экономические реформы, установлено, что повышенная нагрузка на судей, многоступенчатость процедуры рассмотрения дел отрицательно сказываются на эффективности и качестве судебной системы Казахстана, ведут к превышению сроков принятия решений по итогам судебных процессов. Отмечена низкая эффективность реализации проекта «Создание единой автоматизированной информационно-аналитической системы органов судебной власти Республики Казахстан». 
 
  Администраторами судов Костанайской и Северо-Казахстанской областей в 2010 году сверх установленных Инструкцией о порядке предоставления жилья судьям местных судов Республики Казахстан норм приобретено жилье на общую сумму свыше 12 млн. тенге. 
Установлен ряд нарушений при использовании бюджетных средств в республиканском государственном казенном предприятии «Дирекция административного здания Верховного Суда Республики Казахстан», факты необоснованного завышения административных расходов. Функция содержания административного здания Верховного Суда, являющаяся основной для Дирекции, фактически осуществлялась подрядными организациями. 
   
   В 2010-2011 годах премирование судей и сотрудников аппарата Верховного Суда на сумму более чем 64 млн.тенге произведено с нарушением правил оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет средств государственного бюджета. 
Верховному Суду Республики Казахстан рекомендовано рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства и финансовой дисциплины при реализации стратегических планов Верховного Суда Республики Казахстан, принять меры по повышению эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками. 
     Поручено обеспечить возмещение РГКП «Дирекция административного здания Верховного Суда Республики Казахстан» в доход республиканского бюджета средств, излишне выплаченных за оказанные услуги, а также необоснованно произведенных расходов.

     Счетный комитет является высшим органом  финансового контроля, непосредственно  подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценивает исполнение республиканского бюджета, реализацию государственных  программ,  стратегических планов центральных государственных органов. Контролирует использование государственных финансовых ресурсов, выделенных субъектам квазигосударственного сектора. Анализирует эффективность использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов, а также осуществляет контроль на соответствие использования активов Национального банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Оценка деятельности  областного суда  Актюбинской области 

      2.1 Характеристика канцелярии Актюбинского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов 
 

      Канцелярия  Актюбинского областного суда (далее - Канцелярия областного суда) является территориальным органом Департамента по обеспечению деятельности судов  при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) (далее - Департамент).

Канцелярия  областного суда руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным  законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей  Республики Казахстан», законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства  Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте и настоящим Положением.

  Канцелярия областного суда входит в единую систему органов по обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов

 Канцелярия  областного суда является юридическим  лицом в организационно-правовой  форме государственного учреждения, имеет печати, штампы со своим  наименованием и счета в банках, в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.    

 Полное  наименование Канцелярии областного  суда Государственное учреждение  «Канцелярия Актюбинского областного  суда Департамента по обеспечению  деятельности судов при Верховном  Суде Республики Казахстан (аппарата  Верховного Суда Республики Казахстан)». см. Приложение 1

      Юридический адрес Канцелярии областного суда: 030007, Актюбинская область, город  Актобе, улица Маресьева, дом № 103 «А».

      Финансирование  деятельности Канцелярии областного суда осуществляется из республиканского бюджета.

      Типовая структура Канцелярии областного суда утверждается Руководителем Департамента.

        Штатное расписание Канцелярии  областного суда утверждается  Руководителем Департамента по  представлению Руководителя Канцелярии  областного суда в пределах  общего лимита штатной численности,  утвержденного Президентом Республики  Казахстан.

      Настоящее Положение является учредительным  документом ГУ «Канцелярия Актюбинского областного суда Департамента по обеспечению  деятельности судов при Верховном  Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

Основные  задачи, функции и  права Канцелярии областного суда

      Основными задачами Канцелярии областного суда являются организационное и материально-техническое  обеспечение деятельности областного, районных и приравненных к ним  судов.

      Канцелярия  областного суда в рамках установленных  полномочий осуществляет следующие  функции:

      1)  материально-техническое обеспечение деятельности судов;

      2)     организационное обеспечение деятельности судей по отправлению правосудия;

      3)      организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов;

      4)          подготовка информации в Департамент о состоянии организационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности местных и других судов;

      5)   в установленном законодательством порядке кадровое обеспечение работы судов;

      6)  организационное обеспечение работы председателя областного суда, областной дисциплинарно-квалификационной коллегии, судей, органов областного суда;

      7)     обеспечение исполнения решений, принятых председателем и пленарным заседанием областного суда;

      8)      изучение нагрузки на судей, работников судов и внесение предложений в Департамент;

      9)     организация строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений и других объектов местных и других судов и канцелярий судов;

Информация о работе Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда Республики Казахстан