Дипломатическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат

Описание работы

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты

Файлы: 1 файл

diplomaticheskie predstavitelstva.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Отдельное направление деятельности Постпредства — работа с парламентариями. Поэтому зачастую замещение должностей предлагается также представителям Департамента по связям с субъектами Российской Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями (ДСПО) и ДОС. Само место нахождения штаб-квартиры Совета Европы делает необходимость присутствия в Постпредстве представителей I Европейского департамента (I ЕД). Служебная деятельность на этом направлении требует глубокой и в то же время узкой профессиональной специализации, что предполагает длительное пребывание дипломатического служащего в ротационной схеме «департамент (ДПГ4 или ДП) — представительство».

Но есть организации, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя или имеет особый статус. В таком формате на европейском азимуте мировой политики Россия осуществляет постоянное взаимодействие с двумя важнейшими структурами Запада — Европейским Союзом (ЕС) и Организацией Североатлантического договора (НАТО). Российские представительства при этих организациях имеют особый статус и учреждены на основе двусторонних соглашений Россия—ЕС и Россия—НАТО.

Одним из основных партнеров России в мировой политике и экономике является Европейский союз. Договорно-правовой базой сотрудничества в рамках этой организации стало широкомасштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия—ЕС, подписанное 24 июня 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г. СПС предусматривает развитие углубленных партнерских отношений в политической, экономической, торгово-финансовой, правовой, гуманитарной и культурной областях. В соответствии с СПС учрежден механизм политического и дипломатического взаимодействия. Ключевую роль играют встречи на высшем уровне по формуле «1+2»: Президент России — председатель Евросовета и председатель Комиссии ЕС, проходящие дважды в год поочередно в Москве и столице страны, председательствующей в ЕС. Рабочими органами по реализации СПС являются Совет сотрудничества на уровне членов правительств, Комитет сотрудничества из старших должностных лиц, а также Комитет парламентского сотрудничества. Советом принимаются ежегодные программы сотрудничества по реализации СПС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1998 г. учреждена Правительственная комиссия Российской Федерации по сотрудничеству с ЕС, которая координирует работу российских министерств и ведомств, вовлеченных в партнерство с Евросоюзом.

С 1997 г. развивается также диалог в формате Председатель Правительства Российской Федерации — председатель Комиссии европейских сообществ (КЕС). Систематические контакты осуществляются на уровне МИДа России и стран ЕС. Ведутся переговоры министра с его коллегами из 15 стран в рамках Совета сотрудничества (один раз в год) в ходе сессии ГА ООН в Нью-Йорке, а также с руководящей «тройкой» ЕС: министр иностранных дел государства будущего председателя ЕС, член КЕС — ответственный за внешнеполитические связи и Генеральный секретарь Совета ЕС — высокий представитель по вопросам общей внешней политики и безопасности. С 1995 г. проводятся также экспертные консультации  на уровне  МИД России — «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и мировой политики.

Для обеспечения подобной инфраструктуры сотрудничества в Брюсселе работает Постоянное представительство России при ЕС98. Возглавляет его Постпред РФ в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла, который назначается Указом Президента России. Поскольку в поле зрения деятельности Представительства находится самый широкий круг экономических, финансовых и торговых вопросов, проблем инвестиционной и технической помощи и т.д., сложилась традиция назначения на должность Постпреда видных государственных деятелей, имеющих практический опыт руководящей и хозяйственной работы.

Заместители Постоянного представителя имеют ранги Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса и направляются, как правило, из МИД (ДОС или ДЭС) или из других федеральных ведомств и структур. Кадровый состав в основном заполняют сотрудники Министерства иностранных дел, при этом старший дипсостав набирается также из сотрудников ДОС и ДЭС и некоторых отраслевых ведомств. Предпочтение отдается специалистам с базовым экономическим и инженерно-техническим образованием.

Важнейшим элементом поддержания международной безопасности и стабильности является международное сотрудничество по линии Россия—НАТО. Этому направлению международной деятельности российское руководство придает первостепенное значение.

Постоянное представительство России при НАТО было учреждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. по инициативе МИД России. Создание представительства предусмотрено подписанным Президентом России 27 мая 1997 г. в Париже «Основополагающим Актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора».

Представительство России обеспечивает работу Совместного Постоянного Совета (СПС) Россия—НАТО — ключевого механизма для консультаций, совместного с НАТО принятия решений и действий по их выполнению, а также участие нашей страны в Совете евроатлантического партнерства и программе «Партнерство ради мира». В задачи представительства входит координация военных связей и сотрудничества с НАТО, содействие развитию связей между Федеральным собранием Российской Федерации и Североатлантической ассамблеей.

Постоянным представителем России при НАТО по совместительству является Посол Российской Федерации в Бельгии. У Посла есть заместитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса, который руководит оперативной работой представительства. В его составе представлены дипломаты, прежде всего из ДОС и ДВБР. Старшие дипломаты непременно должны обладать опытом работы на военно-политическом направлении и в делегациях на форумах по разоруженческой проблематике. В Брюсселе также аккредитован Главный военный представитель России для координации взаимодействия с военными структурами НАТО.

Расширяя горизонты своей многосторонней дипломатии, Российская Федерация установила постоянный диалог с Организацией американских государств (ОАГ), получив 1 апреля 1992 г. статус Постоянного представителя при организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ в январе 1995 г. в Вашингтоне была открыта Миссия Постоянного наблюдателя Российской Федерации при ОАГ, куда Указом Президента РФ был назначен наш Постоянный представитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. В ноябре 1997 г. функции Постпреда РФ при ОАГ по совместительству были возложены на Посла России в США. В Посольстве России в Вашингтоне была учреждена группа по связям с этой организацией при сохранении при ОАГ и США внешних атрибутов Постоянного представительства. Для работы в ней подбираются дипломаты с опытом дипломатической службы в посольствах РФ в странах Латинской Америки, знающие испанский язык. По сложившейся традиции предпочтение отдается сотрудникам Латиноамериканского департамента (ЛАД) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Таким образом, активное политическое и дипломатическое взаимодействие Российской Федерации с СНГ, ОБСЕ, Советом Европы, ЕС, НАТО, ОАГ на постоянной основе позволяет обеспечивать взаимопонимание и конструктивный диалог с ними по целому ряду ключевых международных проблем. Главная задача остается прежней — выход на практическое сотрудничество в тех сферах, где позиции сторон близки или совпадают. В такой ситуации можно предположить, что роль наших постпредств при вышеназванных международных организациях будет возрастать, задачи, стоящие перед дипломатической службой, расширяться и совершенствоваться.

 

 

5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур

 

Наряду с мероприятиями, которые носят универсальный характер, Россия придает важное значение развитию регионального диалога с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и участию в крупнейшем региональном форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Оба объединения расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и действуют на постоянной основе.

Российская Федерация приобрела статус полноправного партнера по диалогу с АСЕАН в июле 1996 г. и, таким образом, заняла в системе механизмов сотрудничества ассоциации то же наивысшее положение, что и, например, США, Япония, КНР, Индия и ЕС. Российская Федерация и АСЕАН рассматривают друг друга в качестве важных самостоятельных центров формирующейся и мире многополюсной конфигурации. Делегации России в рамках инфраструктуры нашего взаимодействия с ассоциацией участвуют в следующих мероприятиях:

  • ежегодная «постминистерская» встреча на уровне министров иностранных дел с партнерами по диалогу в пленарном и раздельном формате;
  • ежегодное совещание на уровне министров иностранных дел в рамках асеановского регионального форума по проблемам безопасности в АТР в формате АСЕАН — все полноправные партнеры по диалогу (АРФ), который сегодня является единственным для этого обширного района мира механизмом межправительственных политических консультаций, позволяющим вовлекать в обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам региона все расположенные в нем государства;
  • заседания Совместного комитета сотрудничества (СКС) Россия—АСЕАН в рамках рабочих групп по научно-техническому, торгово-экономическому сотрудничеству, а также Делового совета, поддерживающего связи между Торгово-промышленной палатой РФ и Конфедерацией ТПП АСЕАН;
  • Московский комитет АСЕАН, объединяющий асеановских послов в России, который проводит ежеквартальные встречи с руководством МИД России.

С 1998 г. Российская Федерация является полноправным участником и другого крупнейшего межгосударственного объединения в АТР — форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Участие российской делегации в двух ежегодных мероприятиях форума — встрече министров иностранных дел и торговли стран-участниц, а также его саммите — дает России возможность ощутить себя частью сообщества государств АТР, активно содействовать его превращению в один из центров мирового экономического развития, а также в полной мере воспользоваться всеми преимуществами интеграционных процессов, протекающих в регионе.

Линия на активизацию сотрудничества с АСЕАН, в том числе в рамках подключения России к полнокровному участию в работе саммитов Азия—Европа (АСЕМ), и форумом АТЭС будет продолжаться и носить долговременный и серьезный характер. Разрабатывается и координируется эта линия Департаментом внешнеполитического планирования (ДВП) и 2 Департаментом Азии (2 ДА) МИД России. Как правило, сотрудники этих подразделений включаются в делегации России на вышеназванных форумах и обеспечивают работу российских делегаций на них. Курирует эту деятельность заместитель Министра иностранных дел, ответственный за отношения России с азиатским регионом.

Важнейшим направлением и целью российской дипломатии, составной частью всего внешнеполитического и экономического курса России является полноценное участие и реализация всего потенциала отношений с «Группой 7», завершение трансформации Г-7 в Г-8, где бы все участники — и на всех уровнях механизма — работали на равноправной основе. Ведь Г-7/Г-8 — влиятельнейший из всех ныне существующих механизмов проработки ключевых вопросов современности, в котором договоренности принимаются или одобряются на уровне лидеров, а их продвижение определяет политическую и экономическую проблематику работы ООН, ВТО, ОЭСР, бреттонвудских институтов и многих других структур.

Начало отношений между «Группой 7» и СССР относится к рубежу 80—90-х годов, когда впервые был произведен обмен посланиями. В 1991 г. на заключительную часть саммита в Лондоне был приглашен М.С.Горбачев. После распада СССР в саммитах «Группы 7» в Мюнхене (1992 г.) и Токио (1993 г.) участвовал Президент России Б.Н.Ельцин. В 1994 г. он впервые принял полноправное участие в политической дискуссии на встрече в Неаполе. Главным итогом саммита в Галифаксе в 1995 г. стало значительное расширение участия России в обсуждении экономических глобальных вопросов при сохранении и закреплении полноправного участия в работе в формате «восьмерки» по политическим вопросам. Саммит в Денвере можно считать последним этапом в формировании «Группы 8».

Сотрудничество России с Г-7 и деятельность в Г-8 в настоящее время осуществляется при координации и в рамках Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой 7» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1995 г. Как и в странах «семерки», в России Президент назначает своего специального представителя (шерпу), который координирует работу по участию нашей страны во всех ежегодных мероприятиях Г-8. Он же возглавляет российскую делегацию на всех этапах подготовки к саммитам «восьмерки». В помощь ему назначаются политдиректор в ранге заместителя Министра иностранных дел РФ и су-шерпы от различных федеральных ведомств. Подготовительные встречи посвящены как обсуждению и проработке всех аспектов предстоящего саммита (концепция, организация, протокол и пр.), так и предварительной отработке будущих итоговых документов.

Несколько особняком стоит блок задач, решаемых политическими директорами. С Токийского саммита 1993 г. помимо итогового документа общеэкономического плана — коммюнике — лидеры стали выпускать комплексный документ, посвященный внешнеполитическим вопросам — Заявление председателя саммита. Его предметной предварительной проработке и посвящено в основном общение политдиректоров (шерпы при этом также оставляют за собой право последующей работы над ним). В России центр тяжести по подготовке российской позиции лежит на политдиректоре — заместителе Министра. Оперативная подготовительная деятельность ведется в ДВП. Заместитель Министра согласовывает российский проект документа с другими заинтересованными ведомствами, докладывает его шерпе, участвует во всех рабочих мероприятиях Г-8, связанных с продвижением общего материала. При этом главная задача ДВП и курирующего заместителя министра — обеспечить соответствие позиций России по конкретным вопросам внешнеполитической концепции страны.

Информация о работе Дипломатическая служба