Дипломатическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат

Описание работы

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты

Файлы: 1 файл

diplomaticheskie predstavitelstva.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

В Г-7 сложился отлаженный дипломатический механизм функционирования форума. Во всех звеньях этого механизма и в рамках своей компетенции российская делегация принимает самое деятельное участие, которое в схематичном плане выглядит следующим образом:

  • Президент Российской Федерации ежегодно участвует в саммите Г-8;
  • дважды в год, как правило, российский министр иностранных дел становится участником министерского совещания накануне очередной встречи в «верхах» и в ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи ООН;
  • осуществляет взаимодействие в рамках встреч министров финансов и управляющих центральными банками Г-7, проходяг щих 3 раза в год: две — осенью и весной — приурочены к сессиям МВФ/МБРР в Вашингтоне, третья — зимой — в стране-организаторе будущего саммита, куда мы приглашаемся нерегулярно;
  • российский шерпа несколько раз в год встречается со своими коллегами по Г-8, обычно в столице председательствующего государства;
  • участвует в работе тематических министерских совещаний, которые, с одной стороны, тоже являются подготовительными к саммитам, но с другой — имеют самостоятельное значение, таких как, например, по вопросам занятости, глобальному информационному сообществу, борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью и других;
  • работает в целом ряде экспертных групп, созданных и функционирующих по мандату саммитов и разрабатывающих конкретную тематику (борьба с оргпреступностью и терроризмом, ядерная безопасность и оружие массового уничтожения, реформирование ООН).

Отношения России с «Группой 7» в целом развиваются динамично и, как говорится, по нарастающей. Политическая и экономическая база взаимодействия расширяется. Есть основания полагать, что по мере полноценного вхождения Российской Федерации в Г-7 будут совершенствоваться формы и методы работы аппарата по обеспечению участия российских делегаций в форумах Г-8.

 

*   *   *

 

Такова организация основных форм многосторонней дипломатии России и некоторые особенности дипломатической службы в постпредствах и миссиях России. Главной их движущей силой является российский дипломат и служащий постпредства, который, будучи сотрудником российского представительства при международной организации или членом делегации Российской Федерации на международной конференции, отстаивает — каждый на своем посту — интересы своей страны, решает возложенные на него специфические или общеполитические задачи, направленные на достижение конечного результата любого многостороннего форума — подписание итогового документа. К российским дипломатам и служащим представительств, работающим на этом направлении нашей дипломатии, предъявляются особые требования. Такие дипломатические работники помимо общих профессиональных качеств должны владеть искусством полемики и ведения переговоров, сбора разнородной политической информации, знать правила процедуры международных организаций и конференций, разбираться в глобальных и региональных проблемах.

Они должны тонко и умело пользоваться приемами и методами различных форм давления, быть хорошими психологами и просто обладать личным обаянием. А значит, иметь добротное юридическое, экономическое или политологическое образование, обладать «легким» пером», необходимыми навыками быстро и качественно готовить выступления и доклады для самого высокого уровня международных конференций, саммитов и симпозиумов. В этом заложены слагаемые успеха любой не только конференционной, но и кулуарной работы всех международных форумов, залог эффективной реализации целей, стоящих перед российской делегацией.

 

 

Контрольные вопросы

  1. При каких международных организациях системы ООН аккредитованы Постоянные представительства РФ?
  2. Какова их структура и особенности прохождения дипломатической службы в них?
  3. Особенности прохождения дипломатической службы в Постпредствах Российской Федерации при региональных организациях.
  4. Требования, предъявляемые к дипперсоналу Российской Федерации на многостороннем направлении.

 

Литература

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
  2. Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации // Дипломатический вестник. 1999. № 11. С. 4-7.
  3. Венская Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Принята 13 мая 1975 г.
  4. Конвенция ООН о специальных миссиях и Факультативный протокол об обязательном разрешении споров. Принята 8 декабря 1969 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III

ПРОХОЖДЕНИЕ

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Происходящие в России политические и социально-экономические преобразования, существенные изменения на международной арене требуют новых подходов к выработке и реализации внешней политики России. Что в свою очередь обязывает задуматься над тем, каким должен быть современный работник дипломатической службы, каков его правовой статус, какими должны быть его профессиональные и личностные качества для успешной реализации возложенных на него полномочий, что он должен знать и уметь в эпоху глобализации и новых информационных технологий.

 

 

Глава 3.1.

РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ  СЛУЖБЫ  —гражданин Российской Федерации, проходящий федеральную государственную службу в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации и исполняющий обязанности по соответствующей государственной должности.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА — совокупность специальных знаний, умений, навыков и психолого-личностных и нравственных качеств, позволяющих эффективно исполнять должностные обязанности в системе дипломатической службы.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ РАНГ — особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, выслугой лет на дипломатической службе, профессиональной подготовкой и личными заслугами работника.

 

 

1. Работник дипломатической  службы и его социально-правовой  статус

 

В кадровой работе в системе МИД России часто употребляются словосочетания оперативно-дипломатический состав (ОДС) и административно-технический персонал (АТП). В совокупности они представляют персонал Министерства в целом и являются одним из важнейших объектов государственной кадровой политики. Изначально понятия ОДС и АТП базировались на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., предусматривающей три категории персонала диппредставительств (дипломатический, административно-технический и обслуживающий), которые различались по объему предоставляемых иммунитетов. Поскольку до принятия Конвенции Советский Союз, в отличие от ряда других стран, предоставлял иммунитеты и обслуживающему персоналу, то выделение таких сотрудников в отдельную категорию персонала дипломатического ведомства было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе99.

В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих дипломатические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра в центральном аппарате Министерства и от старшего референта до руководителя загранучреждения (посол, постоянный представитель, генеральный консул, консул) — в загранучреждениях. Все остальные сотрудники относятся к административно-техническому персоналу. В соответствии с таким делением на категории работникам загранучреждений выдаются паспорта: сотрудники ОДС, как правило, получают дипломатические паспорта, сотрудники АТП — служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов — оперативно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязанностей дипломата, выдаются служебные паспорта100.

В соответствии с действующим российским законодательством работник дипломатической службы является федеральным государственным служащим, исполняющим обязанности по государственной должности в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета. Важнейший статусный признак — наличие дипломатического ранга, главная задача — практическое и высокопрофессиональное участие в осуществлении внешнеполитических функций российского государства.

Работники дипломатической службы являются базовой составной частью кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации, основным квалифицированным ядром ведомства, выполняющим его функции и задачи.

К работникам дипломатической службы не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Их правовое положение регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

Статус, права и обязанности работников дипломатической службы, а также гарантии и ограничения по службе определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством о государственной службе Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, положениями о посольстве и консульском учреждении Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами. На период работы за пределами России для дипломатического работника устанавливаются соответствующие привилегии и иммунитеты, дополнительные ограничения и изъятия из прав, связанные с особенностями законодательства и обычаями страны пребывания и требованиями международного права.

При этом учитывается, что работник дипломатической службы — это не просто государственный служащий, реализующий определенный вид и объем полномочий по соответствующей должности. Это человек, наделенный государственно-властными полномочиями, действующий в системе международных отношений от имени, по поручению и в интересах своего государства. Его действия порождают юридические последствия. Он является политическим и духовно-нравственным носителем и защитником национальных интересов российского государства и своего народа.

Социально-правовой статус работника дипломатической службы России определяется:

  • наличием у него гражданства Российской Федерации;
  • задокументированным соответствующим приказом замещением государственной должности в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, его представительстве на территории страны, загранучреждений;
  • документом (документами) об окончании соответствующего учебного заведения и получении квалификации по необходимой для работы в системе МИД специальности;
  • наличием трудового договора, должностной инструкции и других документов, определяющих права, обязанности, ответственность, иммунитеты и привилегии работника в соответствии с требованиями по занимаемой им должности, наличием дипломатического ранга и квалификационного разряда;
  • наличием соответствующих должностных полномочий, позволяющих качественно исполнять должностные обязанности;
  • гарантированными привилегиями, иммунитетами и материальным обеспечением из средств федерального бюджета.

Работники дипломатической службы пользуются всеми правами и несут обязанности, предусмотренные российским законодательством о государственной службе. На период работы за границей они пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными для них в соответствии с нормами международного права. Естественно, что, работая за границей, они должны уважать законы, правила и традиции страны пребывания, достойно представлять за рубежом свое государство.

Права работника дипломатической службы условно можно разделить на функциональные, статусные и общегражданские.

<span class="Normal__Char" style=" font-size


Информация о работе Дипломатическая служба