Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:13, курсовая работа
Для того чтобы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств государства предусмотрели создание международного контрольного механизма Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к этой конвенции в 1998 г.
Я решила написать курсовую работу именно по этой теме так как, хотела бы понять и изучить структуру и механизм судопроизводства в Европейском суде.
Введение…………………………………………………………………...3
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод...5
Основные положения……………………………………………….....5
Ратификация РФ Конвенции о защите прав человека и основных свобод……………………………………………………………….…..6
История создания Европейского Суда……………………………………8
Состав и структура суда………………………………………………10
Статус судьи Европейского Суда…………………………………….14
Процесс в Европейском Суде…………………………………………...17
Порядок рассмотрения дел в Европейском суде………………………..19
Предварительные меры принимаемые Европейским Судом по правам человека……………………………………………………………………25
Обзор постановлений и решений Европейского Суда по правам человека по российским жалобам……………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………….46
В последнее время граждане РФ все чаще используют предусмотренное в ст. 46 Конституции РФ право на защиту своих нарушенных прав в межгосударственных органах. Исчерпав все внутренние средства правовой защиты, они подают жалобу в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в порядке, предусмотренном ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), и выигрывают.
Практика показывает, что процедура рассмотрения жалоб в Европейском Суде занимает длительное время. Как правило, с момента подачи жалобы до вынесения окончательного решения проходит не менее двух-трех лет (по некоторым данным рассмотрение дела в Европейском Суде может затянуться более пяти лет).
Однако
в некоторых случаях требуется
незамедлительная реакция Суда: например,
когда существует угроза причинения
непоправимого вреда жизни и
здоровью человека. Для таких целей
Регламент Европейского Суда по правам
человека предусматривает определенные
меры, которые может принять
Основополагающий документ, определяющий устройство и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека - Регламент Европейского Суда по правам человека - был принят 4 ноября 1998 года, однако в него неоднократно вносились поправки и дополнения, последние из которых вступили в силу в ноябре 2003 года
Порядок
принятия предварительных мер
Европейский
Суд по правам человека (далее - Суд)
указывает властям
В ходатайстве
о принятии Судом предварительных
мер, поданном заявителем или его
представителем, может содержаться
просьба о временном
Заявители
или их представители, ходатайствующие
о предварительных мерах, должны
соблюдать определенные требования,
несоблюдение которых лишает Суд
возможности рассмотреть
Текст статьи 39 Регламента и текст Практической инструкции "Прошение о предварительных мерах" прямо не исключает возможность обращения с просьбой о запрещении предпринимать какие-либо меры, затрагивающие имущественные права заявителя (или членов его семьи), однако вероятность этого не велика. Как следует из практики Суда, рассматриваемые меры принимаются лишь в исключительных случаях, в силу чего при составлении упомянутой Практической инструкции Председатель Суда руководствовался, прежде всего, защитой таких фундаментальных прав и свобод личности, как:
- право на жизнь (статья 2 Конвенции);
- запрещение
пыток, бесчеловечного или
- запрещение
рабства и принудительного
- запрещение
высылки граждан из своей
- запрещение массовой высылки иностранцев (статья 4 Протокола N 4 к Конвенции);
- запрещение дискриминации (статья 14 Конвенции);
- право на
свободу и личную
- запрещение
лишения свободы за долги (
Достаточно часто с ходатайством о предварительных мерах обращаются в случаях, связанных с предотвращением экстрадиции лица (как гражданина, так и не гражданина государства - участника Конвенции) в страну, не ратифицировавшую Конвенцию.
По общему
правилу, государства - участники Конвенции
несут ответственность только в
случае нарушения прав лиц, находящихся
под их юрисдикцией. Однако при решении
вопроса о выдаче лица в страну,
не ратифицировавшую Конвенцию, именно
на выдающем государстве лежит
Принятие предварительных мер в каждом конкретном деле зависит от усмотрения Европейского Суда. Большое значение имеют представленные стороной аргументы и доказательства.
Как правило, решение о применении предварительных мер выносится Европейским Судом при наличии следующих условий:
1. Из представленных документов
и обстоятельств дела, на которые
ссылается заявитель, следует,
что санкция государства-
Например, в рамках дела Осалан против Турции ходатайство о принятии предварительных мер в виде неисполнения смертного приговора, вынесенного Осалану, было заявлено сразу после вынесения решения судом первой инстанции. Однако Европейский Суд принял ходатайство к рассмотрению только после подтверждения вынесенного решения Судом Кассации.
2. Непринятие предварительных
мер может повлечь
Указанный принцип применения
предварительных мер был
Являются ли возможные потери невосполнимыми, определяется Европейским Судом по своему усмотрению и в зависимости от всех обстоятельств дела.
Чаще
всего Европейский Суд признает
возможные потери невосполнимыми, если
существует реальная угроза того, что
в случае экстрадиции или депортации
заявителя из государства-ответчика
он будет лишен жизни или
В некоторых случаях Европейский Суд принимает предварительные меры даже тогда, когда существенного или непоправимого вреда не будет причинено в случае их непринятия.
Так, дело Бениш против Австрии рассматривалось сначала Комиссией, а потом Европейским Судом по вопросу о нарушении Австрией ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Заявитель просил Европейский Суд применить предварительные меры и обязать Австрию приостановить взыскание с него штрафов, наложенных в качестве смягчения приговора по уголовному делу, до вынесения решения Европейским Судом. Придерживаясь мнения, что взыскание штрафов не влечет существенного и непоправимого ущерба, Европейский Суд тем не менее обязал Австрию приостановить взыскание штрафов
Октябрь 2005 г. (3 из 20)
В октябре 2005 г. было вынесено сравнительно большое количество решений и постановлений - в общей сложности 20. Из них 7 решений по вопросу приемлемости, и 13 постановлений по существу. Исходя из вопросов, рассмотренных Судом в этих решениях и постановлениях, их можно разделить на несколько групп.
Самая большая группа дел касается неисполнения решений российских судов по пенсионным делам и по искам о компенсации ущерба, причиненного незаконным осуждением. Другие группы дел связаны с длительностью судебного разбирательства, с условиями содержания под стражей и законностью заключения по стражу. Кроме того, в октябре Судом был рассмотрен ряд дел, не подпадающих под вышеназванные категории.
В настоящем обзоре анализируются решения и постановления по российским жалобам, вынесенные Европейским судом в октябре 2005 г. В частности, рассматриваются позиции сторон и те нормы и принципы, которыми руководствовался Суд при их вынесении. Сначала остановимся на делах, имеющих наибольшее значение для российской правовой системы, а затем перейдем к типичным делам. Кроме того, рассмотрим те дела, которые были отвергнуты Судом.
Среди дел, рассмотренных Судом в октябре, наиболее значимыми, по моему мнению, являются дела Fedotov v. Russia, по которому Суд вынес окончательное постановление, а также дело Radchikov v. Russia, по которому было вынесено решение о приемлемости.
Дело Romanov v. Russia
Постановление по существу этого дела было вынесено Судом 20 октября 2005 г. Это постановление касается ряда вопросов российского уголовного судопроизводства: условий содержания в СИЗО, предоставления медицинской помощи и осуществления психиатрического освидетельствования, законности содержания под стражей и справедливости судебного разбирательства.
Основой данного дела послужили
следующие фактические
Следователь направил заявителя
на психиатрическую экспертизу. 19 ноября
1998 г. он был обследован экспертами
Алексеевской психиатрической больницы
г. Москвы. Поскольку эксперты не могли
прийти к четким выводам, то заявитель
был направлен в
Во время следствия
прокурор дважды продлял срок содержания
заявителя под стражей. 10 февраля
1999 г. предварительное расследование
было завершено, а дело передано в
Гагаринский районный суд г. Москвы.
28 июня 1999 г. Гагаринский районный суд
г. Москвы отклонил ходатайство заявителя
об освобождении, а также назначил
новую психиатрическую
Психиатрическое обследование
25 августа 1999 г. не выявило каких-либо
существенных изменений в памяти,
внимании или умственных способностях
заявителя. Поскольку комиссия не могла
прийти к однозначному выводу о психическом
состоянии заявителя, она рекомендовала
обследовать его в стационаре.
20 сентября 1999 г. районный суд направил
заявителя на стационарное обследование
в Институт им. Сербского, где он
находился с 24 ноября по 24 декабря 1999
г. Комиссия пришла к выводу о том,
что у заявителя
Слушание уголовного дела
в отношении заявителя