Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и раскрыть виды форм государства, найти в них отличия, понять, как они работают в современном политическом мире.
Задачи курсовой работы: рассмотрение следующих составляющих формы государства:
• формы правления;
• формы государственного устройства;
• формы государственного режима.
Для характеристики территориальной
организации федеративного
Форма государственного устройства показывает:
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое
государство, не имеющее в своем составе
иных государственных образований на
правах его субъектов. Такое государство
может делиться только на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
В то же время местные
органы в унитарном государстве обладают известной,
а иногда и значительной самостоятельностью.
Существует две разновидности унитарного
государства: централизованное и децентрализованное.
В централизованном государстве отношения
органов власти на местах с центральной
властью основываются на принципе строгой
подчиненности. В основе национально-территориальной
организации унитарного государства эксплуататорского
типа лежит принцип бюрократического
централизма. Как общая тенденция прослеживается
стремление правящих кругов поставить
местные органы управления под строгий
контроль центральной администрации.
Децентрализованное унитарное государство
основывается на развитой системе местного
самоуправления в рамках отдельных административно-
Имеются и смешанные
системы местного государственного
устройства, в которых присутствуют
признаки централизации и
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Финляндия и др.
Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в России - 89 субъектов, в Индии - 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.18
В федеративном государстве,
в отличие от унитарного, имеются
две системы высших органов власти
(федеральные и субъектов
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Например «В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства».19
Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.
По способу образования субъектов федерации выделяют:
По способу образования самой федерации выделяют:
Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований – результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов
Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.20
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств – членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию.21
Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе.
В отличие от федеративного государственного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами: