Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть и раскрыть виды форм государства, найти в них отличия, понять, как они работают в современном политическом мире.
Задачи курсовой работы: рассмотрение следующих составляющих формы государства:
• формы правления;
• формы государственного устройства;
• формы государственного режима.

Файлы: 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Примеры конфедераций можно привести следующие:

  • Швейцария, несмотря на своё официальное название – Швейцарская Конфедерация – в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291 – 1848) действительно была конфедерацией.
  • Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина.
  • мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (2003-2006), Сенегамбия (1982 – 1989), Союз Африканских Государств (1960 – 1962).
  • своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний – Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года;
  • ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.
  1. Формы государственного режима

    1. Понятие и характеристика форм государственного режима

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.

Государственный режим  характеризуется правовыми или неправовыми

способами (методами) осуществления  власти.22

Политический режим  дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении  с методами давления или даже с  неправовыми методами; каково отношение  государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. В современных условиях особенно важно, с помощью каких приемов и методов государство стремится снять социальное напряжение, разрешить те или иные конфликты в обществе.23

В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы – демократические и антидемократические режимы.

    1. Антидемократический политический режим

Основные характеристики антидемократического политического режима выглядят следующим образом:

  • отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;
  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;
  • отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование  ее институтов через закрытые каналы;
  • сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;
  • жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;
  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
  • политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;
  • отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

В теории государства  и права нередко выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский).

Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм ярко проявил себя в ХХ веке.

Он характеризуется  наличием одной официальной идеологии, одной правящей партии, усилением  органов исполнительной власти и  прежде всего – карательных органов, применением незаконных насильственных методов к населению.

Наиболее реакционной  формой авторитарного режима является – фашизм, возникший в условиях общего кризиса капитализма и неразрывно связанный с идеологией крайнего шовинизма, расизма, войны. Во внутренней политике фашистский режим означает запрещение  и жесточайшее преследование. Неотъемлемой чертой фашистского режима являются внесудебные, террористические расправы.

Деспотия – форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия – государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Деспотический режим – абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тирания - форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Возникла в 7-6 вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. В отличии от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота.

 

 

    1. Демократический политический режим

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует24.

Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем  Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию.

Основные характеристики демократического политического режима:

  • наличие гарантированных прав и свобод граждан;
  • нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти;
  • контроль населения за принятием политических решений;
  • разделение властей;
  • политический плюрализм;
  • ограничение  государственного  насилия;
  • наличие гражданского общества.

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный  и либерально-демократический, который  был характерен для западных государств в ХIХ веке, а в настоящее  время существует во многих развивающихся странах. Переход к демократическим политическим режимам начался в период буржуазных революций, в эпоху становления современной государственности, и продолжается до настоящего времени.

Понятие «демократия» означает – народовластие. Однако ситуация при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США) и на которые ориентируются другие государства.

Заключение

Рассмотренные три стороны  формы государства (форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти.

Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. И «форма государства есть не отвлеченное понятие и политическая схема, безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа»25

О многообразии форм государства говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.26

От того, как организованна и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации Москва. Издательство «Юристъ», 1997 г.

Основная литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
  2. Марченко М.Н.Теория государства и права:учеб. – 2-е изд.,перераб и доп. – М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
  3. Морозова Л.А, Теория государства и права, учебник, М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
  4. Органы власти штатов и местные органы управления в США / Отв. ред. Шамберг В. М. – М.: ИМЭиМО, – 1990. – 137 с.
  5. Пиголкин А.С, Теория государства и права, учебник, М.: Городец, 2003, – 544 с
  6. Теория государства и права, Учебник для юридических вузов и факультетов, Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. 2005 - 496с
  7. Теория государства и права: учеб (для юрид,вузов), А.Б. Венгеров. – 4-е изд., стер. – Москва: Омега-Л,2007, – 608 с.
  8. Теория государства и права: учеб/под ред. проф. В.В. Лазарева. – 2-е. перераб и доп. изд-е – М:Право и закон, 2002. – 576 с.
  9. Теория права и государства: учебник/А.В. Васильев. – 4-е изд. Доп и перераб. – М:Флинта:МПСИ, 2005. – 440 с
  10. Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – 2-е издание, изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001-616 с.
  11. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. – М.:Юристъ, 2003 – 592 с.
  12. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для вузов – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
  13. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 1999. – 442 с.

Статьи

  1. Бредихин А.Л. Об "узком" и "широком" понимании государства// История государства и права, 2012, № 18, С 8-9
  2. Комова Н.Б. Самодержавная власть в России в контексте современных государственно-правовых идей// История государства и права, 2012, № 8, С 4-15
  3. Тарасова И.А. Социальная функция государства// История государства и права, 2012, № 9, С-6

Информация о работе Формы государства