Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Государствам на различных этапах его исторического развития были известны различные источники права: обычай, судебный прецедент, закон и т.д. Изучение вышеназванных источников права один из актуальнейших вопросов современной науки теории государства и права. В системе социальных регуляторов нормы права выделяются общеобязательным характером своих предписаний. Эта особенность правовых норм обусловлена формой их выражения. Действительно, сколь бы четкими и ясными ни были их предписания они останутся лишь упражнениями в области логики или грамматики, пока не примут форму закона, указа, декрета и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие формы (источника) права 4
2. Виды источников права 5
3. Соотношение форм (источников) права в романо-германской и англосаксонской правовых семьях 15
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

курсовая__работа_ТГП.docx

— 183.73 Кб (Скачать файл)

Особое  положение среди актов занимают решения, принимаемые Конституционным  Судом Российской Федерации. Согласно  ФКЗ   «О   Конституционном  Суде Российской

Федерации»  от 21 июля 1994 г.  «признание нормативного акта  или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции Российской Федерации,  служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению и другими государственными органами»5. Тем самым решения Конституционного Суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены или принятия нового акта. Кроме того, Конституционный Суд является единственным судебным органом, который имеет право официального толкования  норм Конституции РФ. «Постановления Конституционного Суда имеют обшеобязательное значение, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию».6 Следовательно, можно сказать, что Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

Нормативные правовые акты  служат главным источником права. Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права и принимаемый в особом порядке, имеющий письменную форму выражения и  состоящий в отношениях подчиненности с другими актами.

Принятие  нормативно-правовых актов относится  к монопольному праву государства, а сами  акты расположены в  определенной последовательности, образуя  тем самым иерархическую систему.

 Нормативно  правовые акты характеризуют  ряд  признаков, отличающих их от других

источников  права:

а)  письменная форма выражения;

б) основное  содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения, носящие общеобязательный характер;

в) исходят  от государства: государственных органов  и  должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять  или дополнять их;

г) принимаются  в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

д) расположены  в определенной иерархической последовательности.

В России иерархическую структуру нормативных правовых актов можно представить в  виде пирамиды, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы, подразделяющиеся в свою очередь на  конституционные, принимаемые по вопросам, закрепленным в самой Конституции и обычные (федеральные), принимаемые в рамках

конституционных. На более низкой ступени находятся  подзаконные акты, среди которых высшей юридической силой обладают указы Президента, издаваемые на основе и во исполнение законов. Полномочия Президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением. 

Постановления Правительства также относятся к подзаконным нормативно-правовым актам. Они принимаются в контексте с указами Президента и призваны в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, здравоохранением и т.д.

 Нормативные  акты министерств, ведомств, государственных  комитетов, федеральных служб.  К этой группе актов относятся  различные приказы, инструкции, издаваемые  в рамках деятельности министерств или ведомств, государственного комитета, федеральной службы.

В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и  уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации  и т.д.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных или индивидуальных актов. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на однократное применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный  характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией), однако источниками  права они не являются, поскольку  норм права не содержат. К ним  относятся указы Президента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты — это  приговоры суда, судебные решения  по гражданским спорам, приказы руководителей  управленческих органов. Нормативно-правовые акты (обычно в форме решений) издаются также органами местного самоуправления, местной администрацией, а также администрацией объединений, предприятий, учреждений (так называемое локальное правотворчество, например правила внутреннего трудового распорядка). 

В Великобритании закон (статут) может быть принят парламентом  по любому вопросу. В противоположность  этому французский парламент  не может вторгаться при законотворчестве в сферу регламентарной (правительственной) власти. Неодинаковы и виды законов. В Великобритании, например, это парламентские акты, делегированное законодательство и автономное законодательство.

В странах  романо-германского права обычно различают конституционные законы, органические законы, программные законы, законы-рамки, законы-декреты, чрезвычайные законы. Кроме того, в странах  — членах Европейского Союза приравниваются к закону и даже обладают приоритетом  перед ним акты ЕС, в частности  постановления, директивы, решения, принимаемые  органами Союза.

Правовая доктрина (юридическая наука), т.е. мнения авторитетных ученых по вопросам права, и сейчас продолжает оставаться важнейшим источником права во многих правовых системах (англосаксонская правовая семья). В Древнем Риме сложилась традиция, при которой суды, принимая решение, обязаны были при этом ссылаться на труды известнейших римских юристов — Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II—III вв.). Правовая доктрина используется английскими судами при создании судебных прецедентов, правильного их истолкования и применения. При этом чаще всего ссылаются на труды таких английских ученых-юристов как Дайси и Блекстон. Для мусульманских же стран правовая доктрина служит чуть ли не единственным источником права. В странах общего права судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Такие труды, а также юридические учебные руководства называются в этих странах литературными источниками права. Использование доктрин в качестве основы судебного решения предполагает отсутствие при рассмотрении дела необходимой нормы закона, судебного прецедента или обычая. Поэтому роль доктрины более значительна на тех стадиях развития права, когда государственное нормотворчество еще не получило достаточного развития.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, посредством которого происходит установление, изменение или прекращение нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон. Являясь результатом волеизъявления сторон, нормативный договор тем самым способствует взаимному учету и согласованию интересов субъектов. Нормативный договор служит основой для принятия последующих нормативных правовых актов, на его основе формулируются новые нормы права. По содержанию рассматриваемые договоры — это юридические акты, содержащие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

Но при  этом не всякий договор можно отнести к нормативному. К нормативным  договорам можно отнести только те из них, в которых содержатся нормы права.  К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты — конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т.д. Международный договор, порождающий правовые отношения внутри страны, выступает либо как непосредственный источник внутригосударственного права, либо как основание для издания участвующими в нем государствами соответствующих законов. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотношения между государствами (участниками договора), устанавливая  для них соответствующие взаимные права и обязанности. В дальнейшем принципы и нормы права, закрепленные в международных актах (конвенциях, соглашениях), находят свое отражение во внутригосударственном (национальном) праве государств-участников, подписавших международный акт.

Далее, это конституционное право, источники которого включают помимо всего прочего такие разновидности нормативного договора, как федеративный договор. Договоры такого типа широко распространены в современной российской практике. Договором нормативного содержания является, к примеру, Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Такие договоры заключены между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами — Татарстаном, Башкортостаном, рядом областей и др. Эти договоры относятся к группе  внутригосударственных.

Третьей сферой являются трудовые договоры и коллективные соглашения. Договорная форма получила значительное  распространение в ряде отраслей российского права. Например, согласно Трудовому кодексу РФ, «коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей».7 Он включает в свое содержание нормативные положения, если имеется прямое указание в законах и иных нормативных правовых  актах.

 Договорная  форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку    отвечает   интересам   сторон регулируемого общественного отношения и позволяет закрепить свободное согласованное волеизъявление сторон.

Явной представляется тенденция к увеличению удельного  веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику  и ставящих своей целью приобретение преимущественно правовой формы  осуществления государственной  власти. К ним в полной мере можно  отнести и Россию. Специфические разновидности нормативного договора получили распространение в сфере частного права ряда стран Запада. Это, в частности, общие условия бизнеса, вводимые коммерческими организациями; норма о мировом соглашении и третейском суде и т.д. Рядом профессиональных ассоциаций принимаются кодексы поведения или кодексы профессиональной этики. Не имея санкции государства, они тем не менее обладают обязательной  силой.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. Под принципами права следует понимать основные исходные положения, закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. В романо-германской правовой системе, к которой принадлежит и Россия, допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Принципы права, выработанные наукой теории государства и права, нашли свое отражение в ведущих отраслях российского права.8 В качестве примера можно привести, в частности, ч. 2 ст. 6 ГК, которая устанавливает, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы (от греч. axioma – истина, не требующая доказательств) например: «суд должен быть справедливым». Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

В литературе принята следующая классификация  принципов права: общеправовые, межотраслевые  и отраслевые.

Общие принципы права, применяемые в международном праве. Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем  случае не должно противоречить целям и принципам ООН.9 К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма равноправия граждан перед судом, законности. Данные принципы  нашли свое отражение в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия — в  Семейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Как правило к общеправовым принципам относят принципы, выработанные наукой теории государства и права.

Межотраслевые принципы – это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Например, в УПК РФ закреплены такие принципы как осуществление правосудия только судом (ст. 8 УПК), состязательность сторон (ст. 15 УПК); язык уголовного судопроизводства (ст. 18 УПК). Эти же принципы закреплены в ст. 5, 12, 9 ГПК РФ. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые принципы - они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права и отражают ее специфику, нося при этом самостоятельный характер. Например, в гражданском праве действуют следующие принципы (ст. 1 ГК РФ): неприкосновенность собственности, свободы договора, беспрепятственного осуществления гражданских прав. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Надо  отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др.

Информация о работе Формы (источники) права