Социальная потребность
в системе ювенальной юстиции
связана с необходимостью, прежде
всего, нормализовать условия
жизни и воспитания детей и
подростков путем защиты их
прав и свобод, оказания правового
воздействия на лиц, непосредственно
занимающихся воспитанием, обучением,
подготовкой к труду, охраной
здоровья и т.п. Не менее
важная социальная задача ювенальной
юстиции связана с корректировкой
нравственно-психологического развития
личности несовершеннолетнего, совершающего
правонарушения. При наличии правового
основания органы ювенальной
юстиции принимают решения и
реализуют в отношении лиц,
не достигших 18 лет, необходимые
меры правового воздействия (наказания,
принудительное воспитание, лечение).
Сформулированные таким
образом цели ювенальной юстиции
позволяют определить ее функции.
На наш взгляд, их нельзя свести
к основной задаче органов
правосудия — обеспечению законности
и обоснованности выносимых правовых
решений и их исполнению. Представляется
также недостаточным, если к
этому добавить особые воспитательные
средства воздействия, которые
должны оказывать органы юстиции
на несовершеннолетнего правонарушителя.
Не отрицая важность всех этих
задач, мы, тем не менее, полагаем,
что ювенальной юстиции присущ
ряд специфических функций. Ее
органы, по нашему мнению, должны
обеспечить в максимально возможной
степени справедливость любого
правового решения в отношении
несовершеннолетних. Понятие справедливости
шире законности и обоснованности,
оно включает:
а) правильный выбор меры
воздействия в пределах санкции
закона;
б) охрану несовершеннолетних
от реального проявления несовершенства
закона, его несоответствия реальным
условиям жизни подрастающего
поколения и т. п., любое несправедливое
решение подростком воспринимается
не так, как взрослым, оно быстрее
и интенсивнее блокирует желание
несовершеннолетнего исправиться
и, наоборот, способствует сохранению
социально-психологической установки,
противоречащей нормам права;
в) защиту прав и
законных интересов, несовершеннолетних
при рассмотрении любого дела
(не только гражданского, но и
уголовного, административного и
т.п.). Речь идет о правах и
законных интересах, как связанных
с предметом доказывания по
делу, так и находящихся за
его пределами, о нарушении
которых становится известно
правоохранительным органам. Столь
широкий подход обусловлен тем,
что в отношении материнства
и детства государство берет
на себя функции защиты (ст. 38 Конституции
РФ);
г) обеспечение в
максимально возможной степени
социализации несовершеннолетнего.
Особое воспитательное воздействие,
которое должны оказывать на
подростка органы ювенальной
юстиции представляется недостаточным
в плане адаптации его к
жизни в обществе. Помимо нравственно-психологических
качеств (на изменение которых
рассчитано воспитание) он должен
приобрести социальные качества
личности (знания, профессиональные
навыки, трудовые навыки, привычки
и потребности в культурных
формах проведения досуга, опыт
нормального социального общения).
В социологии и педагогике
этот процесс называется социализацией
личности. При этом воспитание
рассматривается как одно из
средств социализации. Формирование
социальных свойств личности
достигается образованием (в том
числе профессиональным), подготовкой
к труду, укреплением здоровья
и т. п. Право на образование
охрану здоровья является конституционным,
т. е. принадлежит любому гражданину
страны. Поэтому представляется, что
применение к подростку мер
правового воздействия (наказания
и др.) не должно прерывать процесс
социализации личности несовершеннолетнего.
Процесс этот необходимо продолжить,
включив в его реализацию органы
ювенальной юстиции и предоставив
им для этого соответствующие
материальные условия. Помимо
этого следует подчеркнуть, что
все перечисленные социальные
функции ювенальной юстиции, выполнение
которых необходимо с точки
зрения потребностей личности
и общества, должны найти должное
отражение в соответствующих
правовых актах. Причем это
относится к законодательной
регламентации (федеральной и
региональной), к правовым актам,
регламентирующим отдельные направления
деятельности ювенальной юстиции
и правомочия отдельных органов,
выполняющих функцию ювенальной
юстиции.
По мнению авторского коллектива
сотрудников НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной
прокуратуре РФ выполнение функций
ювенальной юстиции обеспечивается
в первую очередь структурой ее системы,
которая может быть охарактеризована
с помощью классификации входящих в эту
систему органов. Существует несколько
оснований такой классификации. Одно из
них — характер деятельности органов
ювенальной юстиции. По этому признаку
органы могут быть разделены на четыре
следующие группы:
разрабатывающие законодательство,
направленное на обеспечение прав и
интересов детей и подростков;
осуществляющие охрану прав
несовершеннолетнего;
осуществляющие правосудие
по делам несовершеннолетних;
исполняющие решения (приговоры,
постановления), вынесенные по делам
несовершеннолетних1.
Государство, как правило,
замечает и воздействует на ребенка,
когда он уже стал правонарушителем
или преступником. Однако тогда это
воздействие становится запоздалым.
Преступником мы называем подростка
условно, поскольку деяния, совершенные
им, при условии его совершеннолетия
неизбежно повлекли бы за собой уголовную
ответственность.
В рассмотрении вопросов юридической
защиты прав подростков судья, прежде
всего, должен подробнее разобраться
в целом ряде психологически и
педагогически сложных аспектов
подросткового возраста. Времени
для этого у него, как правило,
нет. Следовательно, для правильного
и взвешенного определения необходимой
меры воздействия на несовершеннолетнего
правонарушителя судья остро
нуждается в полноценной, проанализированной,
обобщенной и компетентно представленной
информации о подростке и его
средой окружении (семья, школа, друзья
и т. д.).
Только всестороннее
рассмотрение обстоятельств и
ситуации позволит принять взвешенное,
справедливое судебное решение,
способное вернуть подростка
в общество не с «пожизненной
печатью» уголовника, а полноценным
его членом. Именно такая ресоциализация
и должна быть основной заботой
и целью общества, государства,
а, следовательно, и органов
правосудия. Процесс ресоциализации
подростка необходимо начинать
с выяснения степени социальной
опасности его ближайшего окружения
и только потом его поведения
или поступков. И если меру
социальной опасности способно
определить современное уголовное
законодательство, то, как воздействует
на ребенка окружающая его
среда, сегодня остается, по существу,
вне контроля общества. Чтобы
устранить этот дефект, сотрудниками
Российского благотворительного
фонда «Нет алкоголизму и наркомании»
была предложена следующая концепция
ювенальной юстиции:
1. Систему особой специализации
российской юстиции — институт
ювенальных судей.
Ювенальный судья представляет
собой не только судью, но
и целый штат работников, формирующийся
вокруг этой фигуры. Жизненно
необходимо создание служб социальных
работников, осуществляющих вспомогательные
функции по:
сбору, анализу и представлению
судье всего комплекса информации,
связанной с конкретным подростком,
его средовым окружением, обстоятельствами
возникновения ситуации, требующей
судебного вмешательства и рассмотрения;
контакту с семьей несовершеннолетнего,
средой его непосредственного окружения
— для последующего судебного
определения возможности успешного
возвращения ребенка в семью
или процедур и действий, которые
необходимо предпринять в отношении
этого средового окружения.
В работе ювенального судьи
и в тексте Закона «О ювенальной
юстиции» базовыми, отправными должны
стать следующие позиции:
1) В подавляющем числе
преступлений, совершаемых подростками,
основная часть вины лежит
на семье, в которой проживает
несовершеннолетний правонарушитель
(ближайшее окружение).
2) Почти всегда для
общества (и для ребенка, безусловно)
наиболее желательными являются
действия, направленные на нормализацию
внутрисемейных отношений, на
сохранение семьи. При этом
исключение должны составлять
только те случаи, когда сохранение
семьи невозможно без реальной
и непосредственной угрозы здоровью
и жизни подростка.
3) Непосредственно уголовное
наказание должно стать чрезвычайной,
исключительной мерой наказания
для подростка.
Первая и вторая
позиции не противоречат друг
другу. Их конфликт надлежит
решать именно обществу с помощью
ювенального суда, социальных служб
при суде и большого количества
внесудебных процедур (реализуемых,
в том числе негосударственными
организациями).
Третий пункт предполагает
возможность развития практики,
основанной на реализации в
отношении несовершеннолетнего
мер воспитательного воздействия,
не связанных с уголовным наказанием.
Формой судебного воздействия
в подавляющем числе случаев
должно стать приобщение подростка
к обязательному участию в
различных социально-психологических
и реабилитационных программах,
направленных на его ресоциализацию.
2. Специализированную (ювенальную)
прокуратуру. Реформирование нынешней
системы правосудия неизбежно
вызывает потребность изменений
в принципах построения взаимоотношений
государства с некоторыми негосударственными
институтами.
3. Специализированную (ювенальную)
адвокатуру. Важно создать предпосылки
для расширения сферы деятельности
и специализации адвокатуры по
вопросам защиты прав несовершеннолетних.
Поскольку указанный институт
не является государственным,
необходимо безусловное осознание
государством важности:
более разумной налоговой
политики при использовании механизмов
поощрения деятельности ювенальной
адвокатуры;
создания условий для
повышения доступности и для
правового и процедурного обеспечения
услуг ювенальных адвокатов детям
и подросткам.
4. Институт Уполномоченного
по правам ребенка. Институт
Уполномоченного по правам человека
в России в настоящее время
создан. Формируется структура, которая
может иметь и некоторую ювенальную
специализацию. Возможно создание
должности заместителя Уполномоченного
по правам человека. Такой заместитель
должен был бы непосредственно
курировать вопросы защиты прав
ребенка.
5. Институт социальных
работников.
Социальные работники
должны осуществлять непрерывный
сбор информации о неблагополучном
ребенке в процессе его жизнедеятельности.
Эта работа направлена на то,
чтобы действия и решения судьи
опирались не только на его
правовые знания, человеческие качества
и жизненный опыт, но и на
солидную базу данных, собранных
несколькими группами квалифицированных
социальных работников.
В данном направлении предлагается
формирование четырех различных
групп социальных работников:
действующих в непосредственном
и тесном контакте с ювенальным судьей;
«уличных» социальных работников,
осуществляющих сбор первичной и
наиболее объемной информации;
онтактирующих с семьей и
непосредственным окружением ребенка;
курирующих конкретного
ребенка, помогающих ему после «встречи»
с судьей и занимающихся непосредственной
помощью в ресоциализации ребенка.
Наряду с перечисленными
профессиональными группами к ювенальной
юстиции следует отнести целый
ряд социально-правовых технологий,
связанных с обеспечением более
полной защиты прав несовершеннолетних.
В качестве одной
из таких форм защиты могут
быть признаны процедуры примирения
между правонарушителем и потерпевшим,
использование которых способно
значительно разгрузить суды, освободив
их от необходимости рассмотрения
большого объема дел невысокой
степени тяжести. С другой стороны,
процедуры примирения способствуют
удовлетворению потребностей потерпевшего
во внимании к его проблемам
и в ресоциализации, а также
позволяют путем совместного
обсуждения найти способы и
формы возможной компенсации1.
Таким образом, ювенальная юстиция
представляет собой совокупность правовых
механизмов и институтов, медико-социальных,
психолого-педагогических и реабилитационных
процедур и программ, объединенных
вокруг специального судебного института
ювенальных судов в систему государственных
и негосударственных органов
и организаций, предназначенную
для обеспечения наиболее полной
защиты прав несовершеннолетних.