Законом не исключается
и самозащита гражданами своих
семейных прав путем совершения
действий, пресекающих нарушение
права. В соответствии со п.1
ст. 56 Семейного кодекса установлено,
что непосредственная защита
прав и законных интересов
ребенка должна осуществляться
родителями или лицами, их заменяющими
(то есть усыновителями, опекунами,
попечителями, приемными родителями).
Несовершеннолетнему, признанному
в соответствии с законом полностью
дееспособным до достижения совершеннолетия,
предоставлено право самостоятельно
осуществлять свои права и
обязанности, в том числе свое
право на защиту. В случаях,
предусмотренных законом, по делам,
возникающим из трудовых и
брачно-семейных правоотношений
и из сделок, связанных с распоряжением
полученным заработком, несовершеннолетние
имеют право лично защищать
в суде свои права и охраняемые
законом интересы. Привлечение к
участию в таких делах родителей,
усыновителей или попечителей
несовершеннолетних для оказания
им помощи зависит от усмотрения
суда.
Родители осуществляют
родительские права, в том числе
и защиту прав и интересов
ребенка, до достижения им возраста
18 лет, т.е. до совершеннолетия.
Родительские права могут быть
прекращены и до достижения
ребенком 18 лет в случае приобретения
им полной дееспособности в
порядке эмансипации либо при
вступлении в брак до достижения
совершеннолетия.
Родители являются
законными представителями своих
детей и без специальных полномочий
(доверенности) выступают в защиту
их прав с любыми физическими
и юридическими лицами. Вместе
с тем они должны представить
суду доказательства, подтверждающие
их родство с ребенком. Такими
доказательствами являются свидетельство
о рождении ребенка и документ,
подтверждающий личность родителей. Представлять
права и интересы ребенка могут как оба
родителя, так и один из них по соглашению
между ними. Причем родители должны защищать
права и интересы детей, а не свои права
и интересы. Если между интересами родителей
и детей имеются противоречия, которые
установлены органами опеки и попечительства,
то родители не вправе представлять интересы
детей в отношениях с другими лицами. В
этом случае органы опеки и попечительства
обязаны назначить представителя для
защиты прав и интересов детей.
Представляется, что полномочия
этого представителя должны быть
подтверждены мотивированным постановлением
органов опеки и попечительства
(органов местного самоуправления).
Такое представительство является
вынужденной мерой и носит
временный характер. Оно выступает
как один из способов защиты прав и
интересов ребенка, применяемый
органами опеки и попечительства,
и одновременно является принудительной
мерой, ограничивающей права родителей.
Если отпадут основания, органы опеки
и попечительства отменяют представительство.
Если же родители
уклоняются от защиты прав
и интересов детей, злоупотребляют
родительскими правами, то такая
защита опять-таки возлагается
на органы опеки и попечительства1.
Эти органы и должны в установленном
порядке решить вопрос о защите
прав детей.
Если дети, оставшиеся без
родительского попечения, переданы
на воспитание в семью (на усыновление,
удочерение), под опеку (попечительство),
в приемную семью или в учреждение
для детей-сирот либо детей, оставшихся
без попечения родителей, то обязанности
по защите их прав возлагаются на усыновителей,
опекунов (попечителей), приемных родителей;
администрацию учреждения. В случае
уклонения усыновителей, опекунов (попечителей)
приемных родителей от защиты прав
детей в установленном законом порядке
усыновление, опека (попечительство) отменяются,
а договор о передаче ребенка на воспитание
в семью расторгается.
Право ребенка на
защиту включает и возможность
самостоятельного принятия им (независимо
от возраста) некоторых мер в
случае нарушения его законных
прав и интересов. Это возможно
при злоупотреблениях со стороны
родителей, а равно при невыполнении
или ненадлежащем выполнении
родителями обязанностей по воспитанию,
образованию ребенка. В таких
ситуациях ребенку предоставлено
право обратиться в орган опеки
и попечительства, а по достижении
возраста четырнадцати лет - в
суд. Последствия такого обращения
могут заключаться в привлечении
родителей к административной
или уголовной ответственности,
отобрании ребенка у родителей
органом опеки и попечительства,
лишении или ограничении родительских
прав в судебном порядке. Реальному
осуществлению права ребенка
на защиту должны способствовать
введение практики ознакомления
детей через школьную программу
с их правами, включая информирование
детей о возможности пожаловаться
на насилие в семье, освещение
в средствах массовой информации
прецедентов - процессов над гражданами
(в том числе родителями), нарушающими
права детей, как в семье,
так и в образовательных (дошкольных,
школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых)
учреждениях.
Определенной гарантией
надлежащей защиты прав ребенка
в семье является установление
п. 3 ст. 56 Семейного кодекса обязанности
должностных лиц организаций
и иных граждан, которым станет
известно об угрозе жизни или
здоровью ребенка или о нарушении
его прав и законных интересов,
сообщить об этом в орган
опеки и попечительства по
месту фактического нахождения
ребенка. При получении таких
сведений орган опеки и попечительства
обязан принять необходимые меры
по защите прав и законных
интересов ребенка. Несмотря на
реализацию в семейном законодательстве
РФ основных требований Конвенции о правах
ребенка, существует настоятельная необходимость
дальнейшего совершенствования правовых
основ обеспечения защиты прав и безопасности
детей в семейных правоотношениях в целях
приближения к международно-правовым
стандартам в данной области. В этой связи
следует отметить следующее.
1. Серьезной проблемой
является конкретизация объекта
охраны, поскольку, как отмечает
А. М. Нечаева, между понятиями
"права ребенка" и "охрана
детства" нет четкого разграничения,
что приводит "к бездействию
норм, регулирующих возникающие
при этом отношения"1.
2. Заслуживают внимания
и поддержки предложения о
необходимости реализации в России
рекомендаций Детского фонда
ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового
воспитания детей в ХХI веке, направленные
на то, чтобы: а) права детей
широко поощрялись и соблюдались;
б) законы, политика и меры в
отношении детей всегда принимались
с учетом наилучшего обеспечения
их интересов; в) дети полностью
реализовывали свой потенциал
в развитии и вели здоровый
и активный образ жизни при
наличии широких возможностей
для обучения и участия в
принятии решений, от которых
зависит их благополучие; г) политика
и программы для детей разрабатывались
с учетом моральных критериев
беспристрастности, чтобы преобладала
солидарность с теми, кто находится
в наименее благоприятном положении
и является наиболее нуждающимся
при условии сокращения экономического
и социального неравенства и
поддержания принципа недискриминации;
д) семьям оказывалась помощь
в выполнении их обязанностей
по воспитанию детей для обеспечения
того, чтобы они жили в атмосфере
заботы, понимания, опеки и поддержки
при постоянном развитии способностей
и расширении возможностей, чтобы
дети могли стать основными
действующими лицами в осуществлении
своих прав. Не утратили своей
актуальности и сформулированные
еще в 1993 г. следующие предложения
для России Комитета по правам
ребенка Генеральной Ассамблеи ООН:
а) организовать регулярный контроль за
воздействием экономических перемен на
положение детей; б) активно развивать
альтернативные формы ухода, заменяющие
уход в интернатных учреждениях; в) осуществлять
профессиональную подготовку лиц, занимающихся
охраной прав детей; г) разработать процедурные
правила и механизм рассмотрения жалоб
детей на грубое и жестокое с ними обращение;
д) предпринять более решительные шаги
по борьбе с детской проституцией2.
2.2. Государственная политика
в сфере защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Признавая общей целью государственной
социальной политики улучшение положения
детей, преодоление нарастания негативных
тенденций, стабилизацию положения детей
и создание реальных предпосылок положительной
дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения
детей1, государство в середине 90-х годов
XX в. определило в качестве одного из основных
направлений своей деятельности укрепление
правовой защиты детей.
Актуальность исследования
государственной политики в сфере
защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних вызвана важностью
и масштабностью задач по охране
жизни и здоровья подрастающего
поколения и формированием в
этой связи самóй государственной
политики по защите прав и законных
интересов детей как самостоятельного
направления деятельности государственных
органов и общества в целом. Актуальность
данного вопроса обусловлена
негативными тенденциями в сфере
защиты прав детей, проблемами в создании
условий для надлежащего воспитания
детей и обеспечения их благополучия.
К негативным факторам, характерным
для развития российского общества
на современном этапе, следует отнести
следующие. В последнее десятилетие
увеличивается численность ежегодно
выявляемых детей-сирот и детей,
лишившихся родительского попечения
(социальное сиротство)1. По приблизительным
подсчетам, в России более 700 тысяч
детей-сирот, два миллиона подростков
неграмотны, более шести миллионов
несовершеннолетних находятся в
социально неблагоприятных условиях2.
Растет число случаев жестокого
обращения с детьми, увеличивается
преступность несовершеннолетних. Множится
количество неполных семей3. Вызывает
серьезную тревогу состояние
здоровья несовершеннолетних, неблагоприятной
остается динамика развития таких социально
опасных явлений, как наркомания, алкоголизм,
туберкулез, ВИЧ-инфекция4.
Причинами создавшегося положения
являются изъяны государственной политики
в отношении детей, отсутствие комплексного
подхода, недостаточность финансовых
ресурсов, направляемых на государственную
поддержку детства. Немаловажным и
во многом определяющим фактором является
ослабление роли семьи как гаранта
экономической безопасности и развития
детей и как социального института,
влияющего на процессы воспитания и
социализации подрастающего поколения1.
Поэтому особенно важно проблему
защиты прав и интересов несовершеннолетних
определять как приоритетное направление
государственной политики Российской
Федерации.
Государственная политика
Российской Федерации в сфере
защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних может рассматриваться
с разных точек зрения. Государственная
политика до середины XX в. понималась
как управление государством, а
политическая власть ограничивалась
сферой государственных институтов
и правительственных учреждений.
Однако данная концепция несостоятельна,
так как за пределами государственных
структур оказывают влияние на
принятие государственных решений
политические лидеры, руководители
политических партий, групп давления,
добивающиеся политических результатов
без непосредственного участия
в государственном управлении. Большинство
современных политологов (например,
Ледяев В.Г.) ассоциируют политику
с политическими проблемами и
обязательными решениями2. Он считает,
что «политика — это процесс
формулирования, принятия и реализации
этих решений; она касается
проблем, влияющих на жизнь
всего общества, и выражает отношения
конфликта и сотрудничества между
политическими факторами»3. Государственная
политика в данном случае выступает
как консенсуальный фактор, как
механизм выбора между соревнующимися
альтернативами, сохраняющий целостность
общества. В данном русле выделяется теория
Д. Истона (хотя и она полностью не охватывает
объем понятия), в соответствии с которой
политические явления имеют место в социальных
процессах, связанных с авторитарным распределением
ценностей в социальной общности (обществе)1.
В духе выраженных
концепций следует рассматривать
и понятие государственной политики
в сфере защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, несмотря
на то, что законодательно оно
не закреплено, а в аналогичном
законодательстве иностранных государств
(особенно государств ближнего
зарубежья) государственная политика
воспринимается законодателем как
система управленческих решений
и действий органов государственной
власти2. Но политика, хоть и связана
с функционированием государства
и осуществлением государственного
управления, включает в себя все
основные общественные проблемы,
события и отношения, которые
оказывают существенное воздействие
на жизнь социума и влияют
на интересы больших групп
людей3. Поэтому государственную
политику в сфере защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних
следует рассматривать как целенаправленную,
систематическую, специально организованную
деятельность государственных органов
и органов местного самоуправления,
общественных организаций, образовательных
учреждений, различных институтов
гражданского общества, направленную
на совершенствование механизма
реализации прав и обеспечение
эффективной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних4.
Государственная политика
в сфере защиты прав детей
приоритетна в Российской Федерации.
Она основана на следующих
принципах:
— «законодательное обеспечение
прав ребенка;
— поддержка семьи
в целях обеспечения воспитания,
отдыха и оздоровления детей,
защиты их прав, подготовки их
к полноценной жизни в обществе;
— ответственность
должностных лиц, граждан за
нарушение прав и законных
интересов ребенка, причинение
ему вреда;
— поддержка общественных
объединений и иных организаций,
осуществляющих деятельность по
защите прав и законных интересов
ребенка»1.
Права ребенка в
РФ закреплены в ряде нормативных
правовых актах и в целом
законодательно обеспечены. Основной
закон РФ — Конституция —
закрепляет и гарантирует права
ребенка в сферах образования,
жилья, здоровья, труда и т.
д., отвечая требованиям Конвенции
о правах ребенка. Проблема
заключается в том, что они
носят декларативный характер. В
течение последних пяти лет
было внесено множество ухудшающих
положение детей поправок в
нормативные акты, регулирующие
эту сферу. А за последние
три года Правительство РФ
«не подготовило ни одного
законопроекта по защите прав
и интересов детей, за исключением
законопроектов о материнском
(семейном) капитале и пособиях
гражданам, имеющим детей, в
связи с реализацией положений
ежегодного послания Президента
России Федеральному Собранию
Российской Федерации в 2006 году»2.